Эльнур Гасанов: «Самым древним аборигенным народом Кавказа являются азербайджанцы, а армяне здесь пришлые»
Интервью 1news.az с докторантом Гянджинского филиала Национальной Академии наук Азербайджана, ученым-антропологом, обладателем президентской премии Азербайджана по науке, почетным членом Шведской Королевской академии, Японского Научного общества и Франкфуртского университета Гете Эльнуром Гасановым.
Отметим, что по сообщению ряда СМИ, Э.Гасанов был выдвинут на соискание Нобелевской премии (по другим данным он был выдвинут на включение в состав Комитета Нобелевской премии), однако сам ученый данную информацию пока предпочитает не комментировать, обещая поделиться новостями по данному поводу, когда придет время.
- Как известно, Гянджа была выбрана молодежным городом Европы в 2016 году. Хотелось бы узнать, как все это происходило, каково значение данного события?
- Победа Гянджи в данном конкурсе имеет несколько причин. В первую очередь, в последние годы город имел успехи в гуманитарной сфере, принимал международные форумы, заседания различных влиятельных международных организаций. Посещение представителями различных государств, которые в основном были бывшими политическими, государственными и общественными деятелями, сыграло значимую роль в популяризации Гянджи в западных СМИ. Также в Гяндже были проведены различные мероприятия международного уровня, касающиеся истории и культуры города. С 2012 по 2015 годы были проведены 870-летие Низами Гянджеви, 900-летие творчества Мехсети Гянджеви, юбилей Мирзы Шафи Вазеха.
В Гяндже был основан Международный центр Низами Гянджеви, в который входят известные политические и государственные деятели различных государств. И это вывело Гянджу на уровень ведущего культурного центра. Наряду с этим, в последние 2-3 года Гянджа достигла невероятных научных успехов. В популярных международных научных журналах публикуются статьи и работы гянджинских ученых. По числу статей молодых исследователей в этих изданиях Гянджа даже опережает Баку. Хотел бы еще отметить, что в связи с четырехтысячелетием город также привлек внимание мира с точки зрения древней истории и культуры. Проделанная государством работа по благоустройству, а также в культурном, духовном и других планах сыграла весьма благоприятную роль в популяризации Гянджи.
- В данном ключе интересно узнать, как отнеслась общественность Гянджи к такому успеху?
- Если честно, где-то 9-10 лет назад никто не мог бы поверить в то, что Гянджа может стать молодежным городом Европы. Но в последнее время в Гяндже государством была осуществлена грандиозная работа. Город благоустраивается, строятся новые здания, охраняются исторические памятники и вместе с тем проводятся мероприятия международного масштаба. Все это создало среди общественности такое мнение, такую ауру, что Гянджа, несомненно, выиграет этот конкурс. И это случилось. Другими словами, люди радовались этому, но не считали это чем-то сверхординарным. Следует отметить, что Гянджа является первым городом, избранным молодежным городом Европы, но не являющимся частью Евросоюза.
- После таких приятных слов о нашей Гяндже хотелось бы переключиться на область антропологии. Как по-вашему, на каком уровне находится эта наука в Азербайджане?
- Начну с того, что на всем кавказском пространстве азербайджанцы являются самым древним аборигенным народом. И поэтому исследования по поводу нашей антропологии зачастую проводят зарубежные эксперты. Речь идет как о российских, так и о европейских и американских ученых. Все эти ученые, проводя антропологические исследования, связанные с Кавказом, всегда ссылаются на Азербайджан. Потому что наши предки соответствуют кавказскому антропологическому типу.
- Говоря кавказский тип, вы имеете в виду прикаспийский подтип или кавказский тип в целом?
- Я говорю о кавказском антропологическом типе. Долгое время в советской антропологии и историографии были различные подходы к данному понятию и наряду с этим такие науки, как антропология, этнография, были частью истории. И в связи с этим были внедрены несуществующие термины. Например, термин Закавказье. Такого понятия в мире нет. Поэтому мы не разделяем его на условные северокавказский и южнокавказский типы. Для нас есть понятие общий кавказский тип. И в этом ключе самым многочисленным аборигенным народом, принадлежащим к этому типу, являются азербайджанцы. А остальные или малочисленны, или как армяне – пришлые.
- По какому направлению идет антропология в Азербайджане? Какие цели Вы преследуете в настоящее время?
- Вы знаете, в последние два года современная антропология полностью отделена от истории как науки. И в настоящее время антропология, а вернее антропологические науки, в Азербайджане вобрали в себя такие научные дисциплины, как этнография и этнология, социальная антропология, культурная антропология, и этим более близки к западной науке.
И в современном Азербайджане, естественно, это является новой сферой для исследований. Но вместе с тем, у нас есть и успехи, как внутри страны, так и за рубежом. Например, это и выдвижение кандидатур в различные организации, награды, в том числе президентская награда. Другими словами, у нас было проведено мультидисциплинарное исследование. Мы ведем эти работы совместно с немецкими, шведскими, японскими и другими учеными. И все находки также отправляются в различные зарубежные институты и музеи. А они тем временем исследуют их и отправляют нам результаты проведенных анализов.
Эта область очень молодая в Азербайджане. У нас нет известных ученых или диссертантов в этой сфере. Главной нашей целью в настоящее время является создание научной школы антропологии в Азербайджане, ее институционализация.
Приведу другой пример, впервые за последние два года Академия наук объявила о приеме в магистратуру. За 71-летнюю историю академии до сих пор не было приема в магистратуру. Руководство государства, академии уделяет большое внимание данной сфере. И если по 5-6 предметам было объявлено по одному месту, самым важным из них была антропология.
- К слову, Азербайджан с точки зрения антропологии можно назвать музеем под открытым небом. Зарубежные ученые считают, что территория Азербайджана является раем для антропологов, археологов и т.д. Потому что здесь есть огромный материал для исследований в данной сфере. Вы согласны с этим?
- Безусловно. Я полностью согласен с этим мнением. Хочу отметить, что когда я был моложе, то думал, что работа антрополога заключается в нахождении останков, скелетов людей и их изучении. Но это не совсем так.
Антропологическим материалом может стать обычная посуда. Например, мы находим какую-либо посуду, и посредством исследований доказываем, какой тип имел ремесленник, создавший эту посуду. Посредством изучения следов мы воссоздаем образ его фаланг, примерный рост, вес. Перед нами открывается картина – к какому антропологическому типу он относится. Например, люди с короткими пальцами создают посуду по одному образу, люди с длинными пальцами – по-другому. В этом случае, даже не найдя костей человека, именно по посуде мы можем сказать, что ее изготовитель, например, был мужчиной ростом где-то 185-195 см, у него такой-то антропологический тип и т.д. И на основе этих исследований можем смело приступить к созданию его макета.
Другим, не менее большим нашим успехом является то, что мы работаем над различными орнаментами на изделиях. Это тоже дает важную информацию о его создателе. Также важным является изучение ковров. Азербайджанские ковры, в особенности, распространенные в Гянджа-Газахской зоне, можно назвать закодированными книгами. Один ковер – это уже монография. Человек, который способен прочитать узоры и коды ковров, может найти там крупный антропологический материал.
- Согласен с этим, ковры где-то можно назвать экспонатами «фольк-хистори», так как на одном отдельно взятом ковре может быть отражена жизнь, уклад одной семьи или даже более крупной группы людей.
- Да, да. Один знак или символ может иметь огромное значение.
- Как было указано выше, Азербайджан богат на антропологические материалы, например, Азыхская пещера, где найдены одни из самых древних человеческих останков в мире, Гобустанские петроглифы, которым несколько тысяч лет. Есть ли другие такие же экстраординарные антропологические материалы в Азербайджане, о которых общественность ничего не слышала?
- Если честно, к сожалению, в последние периоды не было возможности провести широкомасштабные работы в этом направлении. Как вы знаете, для этого нужны не только эксперты, но и крупные финансы и время. Конечно же, должна проводиться работа в этом направлении. В последние годы у нас есть результаты. Но они в основном находятся на фрагментарном уровне. Насчет Азыха. Не только мы, но и международные антропологи желают, чтобы нагорно-карабахский конфликт был поскорее урегулирован в рамках территориальной целостности Азербайджана, чтобы мы провели там новые исследования, которые, несомненно, внесут вклад в антропологическую науку в глобальном масштабе.
- Еще интересный момент в плане антропологии. Кого считать первым человеком? Австралопитека афарского (Афар территория в Эфиопии – справка ред.) или все-таки человека умелого (Homo habilis). Ведь ученые ведут спор по данному поводу. Одни считают, что австралопитек является человеком, так как был важным звеном в процессе, а другие – что человек стал человеком, когда стал использовать предметы и изготавливать их сам.
- Вы знаете, это является одной из главных проблем на съездах антропологов и этнологов. Ученая прослойка тоже делится на различные фронты. По моему мнению, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести основательное исследование и после этого мы можем утверждать, что вот такой-то фактор или версия более значительны. А так, без серьезных исследований, только на основе монографий и теоретических анализов ответить на этот вопрос сложно.
- Так как мы вышли за пределы Азербайджана в плане антропологии, хотел бы задать последний, но очень интересный вопрос о «хоббитах» или хомо флоренсисах. Как Вы знаете, найденные на острове Флоренс, принадлежащем Индонезии, останки людей стали интересным открытием в мире науки, так как, судя по останкам, эти «хоббиты», как их называют в научной среде, имели рост, не превышавший одного метра. С чем это может быть связано? Или это отдельная ветвь человека, как неандертальцы, которые жили параллельно с кроманьонцами, или их малый рост связан с тем, что они жили на острове. В смысле, так как ареал их обитания и пищевые ресурсы были ограничены, то для нормальной функциональности требовалось, чтобы у них был маленький рост. Как Вы думаете?
- Зададим себе такой вопрос. Например, представители монголоидной расы. Оставим в стороне все другие соматические особенности этой расы и возьмем строение их век. С чем это связывается? Антропологи, этнологи или историки делятся на различные фракции и в этом вопросе. В качестве причин приводятся атмосферные условия, защита от песчаных бурь и т.д. Допустим, что мы согласились с этим. Возникает второй вопрос. Эти люди на протяжении тысячелетий жили в различных природных условиях, в пустынях, степях, экваториальных лесах. Но у них не наблюдается существенных различий по данному поводу. Изменилось все – пища, жизненные условия, эпоха, технологии. Но у этих людей не наблюдались какие-то изменения. Значит, все происходит на генетическом уровне. Но это не утверждение. Ссылаться на исследования других ученых - это одно, но для того чтобы иметь свое мнение, необходимо провести собственное исследование.
- Благодарю за интересное интервью.
- Спасибо.
Ренат Джафаров