Расим Мусабеков: «Освобождение Арменией для начала пяти районов снизит риски большой войны» | 1news.az | Новости
Интервью

Расим Мусабеков: «Освобождение Арменией для начала пяти районов снизит риски большой войны»

12:44 - 26 / 04 / 2016
Расим Мусабеков: «Освобождение Арменией для начала пяти районов снизит риски большой войны»

Глава российского МИД Сергей Лавров во время своего визита в Ереван 22 апреля привез согласованные с международными посредниками предложения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

По данным российских изданий, которые ссылаются на свои источники, предлагаемый план подразумевает давление на Ереван, вследствие которого армяне до конца года вернут Азербайджану пять из семи оккупированных районов, прилегающих к Нагорному Карабаху. Оставшиеся два должны быть возвращены позже. Взамен Армения получает снятие экономической блокады.

Газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники пишет, что Нагорному Карабаху в таком случае предоставляется некий временный статус, гарантирующий его безопасность и самоуправление, а вопрос о проведении референдума о его окончательном статусе откладывается. Предусматривается также ввод миротворцев и международная помощь в разминировании. В регион смогут вернуться внутренне перемещенные лица.

О том, насколько эффективен новый план по урегулированию давнего конфликта, о перспективах его внедрения, а также о сопряженных рисках своим мнением с 1news.az поделился азербайджанский политолог и депутат Расим Мусабеков.

- Расим муаллим, каковы, на ваш взгляд, перспективы плана урегулирования нагорно-карабахского конфликта, который сегодня предлагает Россия? Верите ли вы в то, что он сработает?

- К сожалению, негативный опыт предыдущих попыток разрешения конфликта не дает основания для оптимизма. Ведь ранее, даже из уст президентов держав-посредников делались заявления о скором карабахском урегулировании, несколько раз стороны действительно были в шаге от достижения компромиссного соглашения, но в последний момент делали этот шаг не навстречу друг другу, а назад. Поэтому у меня нет уверенности, что и на этот раз усилия посредников не завершатся ничем.

Но с другой стороны изменился как региональный баланс сил, так и ситуация в мире. Азербайджан сегодня намного сильнее Армении не только демографически и экономически, но и в военном отношении. Былое партнерство между Турцией и Россией сменилось на враждебность, а это повышает ставки и делает гораздо опасней вспышку масштабных военных действий между Арменией, являющейся вассальным союзником Москвы, и Азербайджаном, который поддерживает Турция. На данном военном театре Турция не слабее России. Вдобавок Азербайджан поддерживает и Пакистан, ракетно-ядерный потенциал которого по размеру находится на 5 – 6 месте в мире.

Ни России, ни другим традиционным покровителям нечем давить на самодостаточный в финансовом и энергетическом отношении Азербайджан. Тем более что оккупированы именно азербайджанские территории, и на нашей стороне международное право. На Ереван долгое время давить не хотели, но приходится, из-за невозможности сохранить существующий статус-кво. Москва понимает, что без ее прямой поддержки Армения обречена на неизбежное поражение.

Вмешательство России в конфликт на стороне армян приведет к разрыву отношений с Баку и повлечет риск прямой военной конфронтации с Турцией. Такой сценарий, независимо от результата военного столкновения, существенно ослабит влияние Москвы на Южном Кавказе. Полагаю, что приведенные обстоятельства могут побудить российское руководство вразумить армян и склонить их к минимально приемлемому для Баку компромиссу.

Так что в вопросе достижения прогресса в мирном урегулировании я хотя и скептик, но не абсолютно. Шансы на прорыв в мирном урегулировании сегодня нужно не высчитывать, а стараться их повышать.

- Возможно ли возвращение пяти районов Азербайджану уже до конца этого года, о чем говорят российские источники?

- Других минимально-возможных вариантов нет в силу географических и политических причин. Дело в том, что Азербайджан не приемлет декларативные заявления, которые накладывали бы на нас обязательство о неприменении силы, без непосредственного освобождения хотя бы части оккупированных районов.

Возвращение хотя бы одного района разрушает построенную армянами укрепленную линию и делает невозможным сохранение военного контроля над остальными районами, за исключением Лачинского и Кяльбаджарского. Именно поэтому разговор идет о деоккупации на первом этапе именно пяти районов.

Лимит времени на бесплодные переговоры давно исчерпан. Поэтому договориться о мирном урегулировании следует в ближайшие месяцы. Альтернативой является неизбежное усиление военного противостояния с риском сорваться в полномасштабную войну.

- Выгоден ли такой план урегулирования Азербайджану? Нет ли в этой связи опасений, что статус Нагорного Карабаха будет отложен в «долгий ящик»?

- Договориться о статусе в настоящее время не представляется возможным. Армяне, в сущности, под этим подразумевают принятие и приведение в действие механизма сецессии, то есть отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана и не желают даже обсуждать какую-либо форму автономии и самоуправления для данной территории в составе Азербайджанского государства.

Понятно, что Баку не допускал возможности легализации сецессии Нагорного Карабаха даже тогда, когда был неизмеримо слабее, чем сейчас в экономическом, политическом и военном отношении. Тем более не согласится он на это при изменившемся соотношении сил.

Но большая война не нужна никому. Поэтому  освобождение хотя бы на первом этапе пяти районов, в сочетании с мерами безопасности, разблокированием коммуникаций и возобновлением отношений может придать процессам позитивную динамику и позволит снизить, если и не до нуля, но близко к этому, риски большой войны. От этого выиграют как народы Армении и Азербайджана, так и прилегающие к региону страны.

- Обновленный план подразумевает компромиссы с обеих сторон. На ваш взгляд, готовы ли к этому стороны конфликта? И чем это грозит?

- Судя по последнему заявлению Сержа Саргсяна и его подельников в лице министра обороны Оганяна и главы МИД Налбандяна, армянская сторона, получившая сильную оплеуху в ходе апрельских боевых столкновений, не желает немедленного начала переговоров в качестве униженной и проигравшей стороны.

Им нужно время, чтобы переварить унижение, а то, и воспользовавшись случаем, провести локальную удачную операцию против азербайджанских позиций с тем, чтобы снова вести переговоры с привычным апломбом. Полагаю, что азербайджанское политическое и военное руководство знает об этом и не теряет бдительности. Проблемы самого Саргсяна нас должны волновать в последнюю очередь.

Что же касается азербайджанской реакции, то, как заявил Президент Ильхам Алиев, принимая в Баку Сергея Лаврова и Дмитрия Медведева, в последних российских предложениях есть позитивные моменты, которые можно обсуждать. Это означает, что мы готовы к содержательным переговорам. Но повторюсь. Военные усилия важно продолжать и дальше так, чтобы у армян и их покровителей не осталось иллюзий, что нас можно припугнуть, дожать и принудить к неприемлемым уступкам. 

- Сергей Лавров в Ереване призвал строго соблюдать соглашение о перемирии от 1994 года и его дополнение от 1995 года, назвав их бессрочными. Так ли это?

- В упомянутых соглашениях не оговорен срок его действия, исходя из чего, можно считать его бессрочным, как говорится, «по умолчанию». Однако пункт №3 данного соглашения гласит: «Настоящая договоренность будет использована для завершения в предстоящие 10 дней переговоров и заключения не позднее 22 мая сего года (то есть 1994 года) Соглашения о прекращении вооруженного конфликта». 

Такой документ под названием «О прекращении нагорно-карабахского вооруженного конфликта» был предложен сторонам посредничающей Минской группой ОБСЕ лишь в декабре 1997 года. На него дали согласие президенты Азербайджана и Армении Гейдар Алиев и Левон Тер-Петросян.

Но преступная клика Кочарян-Саргсян, замешанная в организации массовых убийств и этнических чисток азербайджанцев, мародерстве и грабеже их имущества в Карабахе, принудили армянского президента к отставке, сорвав этим принятие мирного соглашения. Следовательно, поддержание режима прекращения огня в отсутствии соглашения о прекращении вооруженного конфликта является проявлением доброй воли сторон, а не договорным обязательством.

Устав ООН признает за странами, подвергшимися вооруженной агрессии, право на индивидуальную и коллективную самооборону. Принимая во внимание, что именно армянские вооруженные силы незаконно продолжают оккупацию части территории Азербайджана, мы вправе силой выдворить вооруженные  формирования этой страны за пределы своих международно-признанных границ, и соглашение о прекращении огня от мая 1994 года никак не может этому воспрепятствовать.

Елена Остапенко 

Поделиться:
16261

Последние новости

Все новости

1news TV