Профессор А.Г.Нестеров: Рамиз Мехтиев сумел создать объективное и репрезентативное исследование истории дома Сефевидов
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения (Институт социальных и политических наук), директор Центра азербайджановедения (Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина, г.Екатеринбург) Александр Геннадьевич Нестеров написал рецензию на книгу академика, руководителя Администрации Президента Азербайджанской Республики Рамиза Мехтиева «Шах Исмаил Сефеви: портрет правителя и воина».
Напомним, что академик Р.Мехтиев рассматривает историю дома Сефеви с момента его основания, основные моменты биографии основателя государства Сефевидов, уделяет внимание анализу источников и современной историографии, посвященной основателю дома Сефевидов.
Актуальность издания книги (в настоящее время опубликована первая часть двухтомника) определяется тем, что на протяжении многих лет не публиковалось исследований, посвященных отдельным представителям дома Сефевидов.
Представляем текст рецензии профессора Нестерова без сокращений:
В 2014 году азербайджанское издательство «Şərq-Qərb» начало публикацию двухтомника академика Национальной Академии наук Азербайджана Рамиза Мехтиева «Шах Исмаил Сефеви: портрет правителя и воина» [Мехтиев, 2014].
Шах Исмаил I Сефеви в начале XVI века стал основателем одной из крупнейших региональных держав раннего Нового времени — государства Сефевидов, охватывавшего многие территории Среднего Востока — от земель Южного Кавказа до рубежей Индии. На протяжении XVI, XVII и начала XVIII вв. держава Сефевидов играла ведущую роль в региональных международных отношениях, Сефевиды долго и довольно успешно противостояли наступлению крупнейшей политической силы того времени — Османской империи, находившейся в зените своего могущества. Поэтому история Сефевидов многократно становилась предметом исследования со стороны историков из разных стран, включая российских и европейских. Тем не менее на протяжении многих лет не публиковалось исследований, посвященных отдельным представителям дома Сефевидов, даже таким выдающимся, как шах Исмаил I Сефеви (1501—1524) и шах Аббас I Великий (1587—1629).
В опубликованной первой части книги Р.Мехтиева рассматривается история дома Сефеви с момента его основания, рассматриваются основные моменты биографии основателя государства Сефевидов, дается анализ источников и современной историографии, посвященной основателю дома Сефевидов. Особые разделы книги посвящены взгляду на политическую и военную систему государства Сефевидов, а также «расцвету азербайджанского языка и культуры» в период правления шаха Исмаила [Мехтиев, 2014, с. 222—234].
Вторая часть книги будет посвящена завоевательным войнам и внешней политике Исмаила Сефеви.
Академик Р.Мехтиев подробно анализирует разнообразные историографические подходы к изучению личности и деятельности шаха Исмаила Сефеви. Автор обоснованно критикует попытки иранских исследователей представить шаха Исмаила в качестве носителя иранской национальной идеи, восстановителя древнего Иранского государства, разрушенного еще в эпоху арабских завоеваний VII века. Основанием для этого служит использование Исмаилом Сефеви шахского титула (точнее, титула «шахиншах Ирана и не-Ирана», то есть «царя царей»).
Р.Мехтиев абсолютно справедливо отмечает, что титул «шахиншах Ирана» в данном регионе в эпоху Средних веков и раннего Нового времени был по сути своей традиционным титулом верховного правителя, обладающего высшей властью, что во многом аналогично использованию в Европе в то же время титула «Римского императора» как верховного владыки Европейского мира, и оба этих титула не содержали в себе никакой этнической составляющей [Мехтиев, 2014, с. 52—54]. Автор объективно указывает, что государства той эпохи являлись по сути не этническими (национальными), а династическими государствами, поэтому их формальным наименованием было династическое (то есть «государство Сефевидов», а не Иран или Азербайджан, поскольку в рассматриваемую эпоху и Иран, и Азербайджан были территориальными, а не этнополитическими понятиями) [Мехтиев, 2014, с. 54—55].
Р.Мехтиев справедливо указывает на использование иранского титулования шаха Исмаила в современной иранской исторической политике, в рамках которой держава Сефевидов рассматривается как иранское национальное государство, хотя тюркское происхождение династии Сефевидов реально никем оспорено быть не может.
В то же время академик Р.Мехтиев, несмотря на регулярное использование термина азербайджанский по отношению к тюркским племенам, сыгравшим решающую роль в формировании государства Сефевидов, не считает возможным, в отличие от О.Эфендиева и многих других современных азербайджанских историков, использовать по отношению к государству Сефевидов термин азербайджанское государство. В своей книге Р.Мехтиев дает объективную характеристику державе шаха Исмаила: «Правильнее считать государство Сефевидов такой же империей, конгломератом стран, народностей и племен, каковыми были прежние средневековые государства на территории Ирана, начиная с халифата Аббасидов» [Мехтиев, 2014, с. 57]. Отметим, что такую характеристику могли бы получить многие государства той и более ранней эпохи — от, например, империи Цин, созданной маньчжурами на территории Китая, до империи Габсбургов в Центральной Европе, объединившей множество народов и государств в единую сложную структуру.
Можно понять, что одной из задач автора книги было как раз обоснование огромной роли шаха Исмаила в формировании современной азербайджанской национальной идеи. Действительно, шах Исмаил для современного Азербайджана стал одним из значимых символов прошлого. В то же время невозможно опровергнуть базовое положение, что вплоть до конца XIX — начала ХХ века термин азербайджанец имел прежде всего не этническое, а территориальное значение (точно так же, как термин армянин в эпоху раннего Нового времени носил конфессиональный характер, обозначая последователя монофиситского христианства Южного Кавказа независимо от этнической принадлежности). Поэтому при всей объективности своего исследования академик Р.Мехтиев — в соответствии со сложившейся в современном Азербайджане традицией — достаточно часто использует термин азербайджанский вместо тюркский, что было бы более точным и объективным.
Большим достоинством книги является подробное и объективное изложение истории дома Сефевидов, их пути к высшей власти в регионе, вплоть до событий 1501—1503 гг., в результате которых Исмаил Сефеви окончательно утвердился в своей столице Тебризе и создание новой державы стало фактом. Р.Мехтиев анализирует ход событий, опираясь на источники и вступая в полемику со многими исследователями, которые пытались интерпретировать факты в собственных политических или иных интересах.
В результате академик Р.Мехтиев сумел создать последовательное, объективное и репрезентативное исследование, посвященное истории дома Сефевидов и раннему периоду деятельности шаха Исмаила Сефеви, которое, несмотря на некоторые терминологические неточности, является наиболее полным и качественным исследованием событий данной эпохи, опубликованным на русском языке.
Литература, использованная автором:
Мехтиев Р. Шах Исмаил Сефеви: портрет правителя и воина: часть 1 / Р.Мехтиев. — Баку: Şərq-Qərb, 2014. — 256 с.