После Brexit. Что будет с нефтью?
Итак, в Великобритании приняли решение о выходе из Евросоюза.
Таковы были результаты референдума, прошедшего 23 июня. Сторонники Brexit одержали победу на референдуме с 51,9% голосов.
В ожидании Brexit…
Еще до референдума многие эксперты предсказывали, что «выход страны из ЕС может раскачать глобальные рынки». И в самом деле, буквально спустя считанные часы после референдума рынки пошли на спад. Такая тенденция продолжается и сейчас, что вызвано ситуацией неопределенности в связи с Brexit.
Так что же это за неопределенность?
На самом деле правительство Великобритании должно начать процедуры по выходу из ЕС в течение двух лет. Такие сроки предоставляются статьей №50 Лиссабонского договора. В течение этого периода должны состояться переговоры и отделение страны от ЕС. Но эти сроки могут быть продлены по решению парламента страны. Более того, выход не может начаться, пока не будет сформировано новое правительство. А произойдет это не раньше осени.
Иными словами, и де-юре, и де-факто Brexit может состояться как в течение ближайших четырех-шести месяцев, так и нескольких лет. Пока же Великобритания все еще является участником межгосударственных договоров.
Потом – уже после того, как Brexit состоится, - придется заключать новые.
Учитывая вес страны в европейской экономике, вряд ли какое-то государство, сотрудничающее с Великобританией, откажется от прежних контрактов.
Очевидно: стоит ждать новых соглашений и, судя по расстановке экономических сил в Европе, с большой долей вероятности, они будут заключены с теми же партнерами. То есть, произойдет обычная «смена декораций».
Но, опять-таки, как скоро произойдет урегулирование торговых отношений между Великобританией и ЕС? И как скоро инвесторы снова «поверят» в стабильность британских активов?
Вся эта неразбериха и вызывает текущую волантильность и – что греха таить! - непредсказуемость рынков.
«Реакция рынка показывает, что мы переходим на совершенно неизведанную территорию, где царит неопределенность», - говорит главный экономист S&P по странам Европы, Ближнего Востока и Азии Жан-Мишель Сикс (Ведомости).
Сегодня страдает не только финансовый рынок, который моментально отреагировал на результаты референдума.
Напомним, что британский фунт в моменте рухнул на 10% - до отметки $1,36, что является минимальным значением с 1985 года. Фунт стерлингов потянул за собой другие валюты, а также рынок сырья, акций… Евро уступил доллару 3%. Это – максимальное падение с момента введения в обращение общеевропейской валюты. Упали индексы акций Европы и Азии, крупных банков (например, HSBC, акции которого одномоментно рухнули на 10%).
В провале оказалась и нефть. По итогам пятницы цены на «черное золото» снизились на 5%, хотя котировки периодически падали по отношению к уровням открытия на 6,7-6,8%...
По факту стоимость августовских фьючерсов на европейскую эталонную марку Brent скатилась за сутки с $50,92 до $48,39 за баррель. Это минимальное значение за минувшую рабочую неделю (Teknoblog.ru). Также на недельном минимуме завершил пятницу и американский эталонный сорт WTI. В течение торгового дня контракты на западнотехасскую нефть с исполнением в августе, которые с утра котировались выше $50, подешевели до $47,58 за баррель.
Стоимость эталонных марок нефти снизилась, несмотря на сокращение числа буровых установок в США за минувшую неделю (данные американской нефтегазовой сервисной компании Baker Hughes), и продолжает снижаться, что связано как с ситуацией неопределенности с Brexit, так и попытками окончательного осмысления происходящего игроками рынка.
«Так что же будет с нефтяным рынком после Brexit?»
На самом деле этот вопрос волнует большинство людей по всему миру. Оно и понятно: рынок лихорадило еще до референдума в Великобритании, и экономики многих стран заметно пострадали от падения цен на «черное золото».
Попытаемся разобраться в этом вопросе.
Британский вес
Начнем со спроса. Многие – а таких подавляющее большинство - думают, что в связи с Brexit спрос на энергоносители значительно снизится, что приведет к еще большему снижению цен на нефть.
Справедливости ради отметим, что текущая неопределенность в связи с выходом Великобритании из ЕС так или иначе, но спровоцирует снижение ВВП страны. Эксперты все больше склоняются к мнению, что ситуация вызовет именно сокращение, а не замедление темпов роста ВВП страны. По предварительным оценкам экономистов S&P, рост британского ВВП может снизиться на 1 процентный пункт в 2017 году. Но при условии, что Brexit не приведет к остановке прямых иностранных инвестиций в страну. «Вялость» экономики Великобритании приведет к снижению темпов развития и в других странах Евросоюза, например, в Германии. Среди наиболее уязвимых экономик в ЕС экономисты S&P указывают Ирландию, экспорт которой в Великобританию составляет 7% ВВП, и Нидерланды (6,6%). Самые крупные портфельные инвестиции в Великобританию у Ирландии (345 млрд фунтов стерлингов в 2014 году), Франции (210 млрд фунтов) и Германии (185 млрд).
Результатом снижения роста экономики Великобритании станет общее замедление роста ВВП в Европе, что, безусловно, негативно отразится на итак слабой динамике развития экономики мировой.
В итоге глобальный спрос на энергоносители, как и другое сырье, сократится. Таким образом, Brexit приведет к снижению цен на нефть, что окажет очередное негативное влияние на страны-экспортеры нефти.
«В еврозоне экономический рост может потерять 0,5 п. п. в 2017 году», - прогнозируют в S&P, отмечая, что «полностью оценить последствия Brexit для экономики в ближайшие несколько лет вряд ли удастся», но «очевидно, что неопределенность и затраты на новую экономическую конструкцию приведут к замедлению темпов экономического роста».
Ранее британское правительство оценивало, что Brexit будет стоить экономике страны 6,2% ВВП к 2030 году, а домохозяйствам – 4 тыс. 300 фунтов ($6,1 тыс.) в год.
По данным Bloomberg, ВВП Великобритании составляет $2,99 трлн, это самая крупная экономика Евросоюза, не входящая в еврозону. Без Великобритании доля не входящих в валютный союз экономик в ЕС снизится с 28 до 14%.
Но вернемся к рынку нефти и спросу на энергоносители.
Вот еще один момент, правда, на этот раз положительный. На Великобританию приходится не более 2% от общего объема потребления нефти. То есть, всего - ничего.
Момент третий, не менее положительный – сама добыча «черного золота».
Список стран по добыче нефти за 2014 год, согласно данным Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), возглавляет Россия с 10221,1 тыс. баррелей в день, или 13,92% от общего объема добычи, составлявшего 73420,1 тыс. баррелей в сутки. Великобритания в этом списке на 21-м месте с 771,8 тыс. баррелей в сутки, или с 1,05% от мировой суточной добычи «черного золота».
По данным EIA (Energy Information Administration) – независимого агентства в составе Федеральной статистической системы США, в 2014 году лидером мировой нефтедобычи стали Штаты. В 2014-м в США добывалось 14021 тыс. баррелей нефти в сутки. Великобритания разместилась на 23-м месте с 906 тыс. баррелей нефти в сутки.
Согласно же данным британской BP, список нефтедобывающих стран в 2014-м возглавили США с 11644 тыс. баррелей в сутки, или 13,1% от общего объема суточной добычи (88673 тыс. баррелей). Великобритания находилась на 24-м месте с 850 тыс. баррелей в сутки, или 0,95% от общей добычи нефти за день.
Как видно, Великобритания располагается не то, что не в первой десятке, а даже не в первой двадцатке нефтедобывающих стран. Известно, что центром британской нефтедобычи в течение последних 40 лет является Северное море, где наибольший объем нефти извлекается… Норвегией, занявшей в 2014 году 14-е место (2,07%) в мире по ежесуточной добыче по версии ОПЕК, 15-е – по версии EIA и 14-е (2%) – компании BP. Доля у Норвегии небольшая, но она все же больше, чем у Великобритании.
К чему приведет Brexit?
К снижению инвестиций в нефтедобычу (инвесторы уже спасаются от рисковых активов, перенаправляя средства на другие рынки, например, золота) и увеличению стоимости бурения и простаиванию все большего числа буровых установок (что уже произошло). Эти факторы должны привести к снижению добычи нефти Великобританией. На рынке, пусть и немного, но станет меньше нефти. Таким образом, Brexit внесет свою небольшую лепту в стабилизацию ситуации с мировыми ценами на «черное золото».
Казалось бы, все встает на свои места. Но не все так просто в этом вопросе. Уже сейчас многие в противовес вышеизложенному полагают, что после Brexit добыча нефти в Северном море… увеличится. «Виной» тому станет рост конкурентоспособности нефтедобычи в связи с ослаблением фунта стерлингов.
Иными словами, уровень добычи нефти в Северном море может увеличиться, следовательно, ни о каком снижении цен на «черное золото» и речи быть не может.
Но все это – попытки прогнозирования ситуации на перспективу. По факту же Европа не является основной движущей силой формирования глобального роста спроса на нефть, а Северное море не формирует значительную долю мировой нефтедобычи. И вряд ли ситуация в корне изменится после увеличения объема инвестиций в добычу нефти на Северном море.
Что мы имеем в итоге?
Неизменность ситуации с ценами на нефть в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Мысль эту разделяют многие эксперты.
«Результаты референдума [в Великобритании] никоим образом не отменяют высокого спроса и неустойчивого предложения», – считают в Tudor, Pickering, Holt & Co (Forexpf.Ru).
Другое дело, перспектива долгосрочная.
По словам министра энергетики России Александра Новака, Brexit в краткосрочной перспективе может привести к резкой волатильности цен на нефтяном рынке, а в долгосрочной – замедлить восстановление цен (Vestifinance.ru). Причем, волатильность будет связана не только с неопределенностью, но и возможностью эффекта домино в ЕС.
О возможной цепной реакции говорят многие. По заявлению министра иностранных дел Люксембурга Жана Ассельборна, «выход Великобритании из Евросоюза может привести к аналогичным шагам со стороны членов ЕС в Восточной Европе» (Tagesspiegel am Sonntag).
«Нельзя не учитывать, что выход Великобритании из ЕС приведет к эффекту домино в Восточной Европе», - сказал он.
Очевидно, что выход из ЕС других его членов отразится, опять-таки, на темпах экономического роста, и, как мы указывали выше, рецессия в странах Европы приведет к падению спроса на энергоносители. И о росте мировых цен на нефть останется лишь мечтать.
С оптимизмом в будущее
Впрочем, как будут обстоять дела в долгосрочной перспективе, покажет время. На данный же момент прогнозы большинства экспертов, в том числе мировых аналитических агентств, довольно оптимистичны.
«Влияние решения Великобритании покинуть Евросоюз чрезвычайно мало с позиции спроса на товарные активы», - пишут в своем обзоре аналитики Goldman Sachs, включая Джеффри Карри (Forexpf.Ru). Банк сохраняет свой краткосрочный прогноз по ценам на нефть на уровне $45-50 за баррель и не видит причин для его пересмотра.
«Важно понимать, что пройдут месяцы, прежде чем условия выхода Великобритании из ЕС будут согласованы и обнародованы. Однако сопутствующий эффект в виде ужесточения финансовых условий в Европе и Японии приведет к сокращению спроса менее чем на 130 тыс. баррелей в день. Цены, как на нефть, так и на газ и на бензин в краткосрочной перспективе выглядят сбалансированными, и выход Великобритании из ЕС вряд ли внесет изменения в эту ситуацию», - отмечается в обзоре.
Goldman Sachs не видел ранее, да и сейчас, когда референдум состоялся, не видит значительного потенциала роста цен на товарных рынках, но подчеркивает, что «именно в связи с Brexit товарные рынки менее подвержены падению».
«Цена нефти снизится как минимум на 5%, - подсчитали в банке Societe Generale еще до референдума в Великобритании. - Однако снижение будет краткосрочным, рынок быстро отыграет новость о Brexit, затем нефтяные цены продолжат рост» (Pronedra.ru).
Пока новость не отыграна, но мы более склонны верить прогнозам Societe Generale, чем словам некоторых экспертов, полагающих, что Brexit – не что иное, как погибель для глобального рынка энергоносителей.
Истерию эту не поддерживают и в Forexpf.ru, где считают, что «влияние референдума на сырьевой рынок на следующей неделе может сойти на нет».
«Brexit может сделать цены на нефть более волатильным в краткосрочной перспективе. Но результат референдума вряд ли резко нарушит расстановку сил на нефтяном рынке, такие его основные драйверы, как объем производства и потребления», - сказал генеральный директор Eurasia Group Роберт Джонстон (Ibtimes.com).
По его словам, рынок в основном сосредоточен на действиях Саудовской Аравии в плане добычи нефти и на сланцевом буме в США, поэтому Brexit не обладает большим влиянием на мировой рынок «черного золота».
Помимо ситуации с добычей нефти в Саудовской Аравии и сланцев в США, есть и другие, гораздо более весомые факторы, влияющие на рынок нефти. Сред них – добыча нефти в Мексиканском заливе и неопределенность с добычей углеводородов Ираном.
Аналитики Ru.investing.com указывают также и такие факторы, как потребление бензина в США, электроэнергии в Саудовской Аравии и других странах Персидского залива, спрос на нефть в Индии, китайские НПЗ, нехватка резервуаров для хранения нефти и экономический кризис в Венесуэле.
В целом большинство аналитиков считают, что страх и неопределенность в связи с выходом Великобритании из ЕС – явление временное, и стабилизация мировых цен не за горами. И это не лишено смысла.
Будем ждать.
Алена Салаева