Фаина Алекперова. О школе – по существу…
Интервью с заслуженным учителем Азербайджана Фаиной Алекперовой.
Только что члены специальной комиссии, как это принято, опечатали здание, где должны пройти выпускные экзамены, и мы, покинув кабинет директора Классической гимназии, заслуженного учителя Азербайджана Фаины Алекперовой, устраиваемся в уютной аллее сквера «Сахил», продолжая разговор, который никак не хочется назвать деловым словом «интервью».
Примечание: интервью было записано накануне выпускных экзаменов в школах.
- Завтра ученики девятых и одиннадцатых классов сдают выпускные экзамены – волнуетесь?
- Конечно! Это всегда как в первый раз…
- И это при том, что в проводимых Министерством образования Азербайджана экзаменах и мониторингах ваши подопечные много лет неизменно в числе тех, кто показывает высокие, лучшие результаты, а Классическую гимназию, по привычке именуемую школой № 160, в республике уверенно называют престижной…
- Тем более!
– Кому много дано, с того много и спрашивается
– Дано… Надеюсь, вы догадываетесь, из чего эти высокие результаты складываются…
– В принципе предполагаю. Знаю, что не стоите на месте и из года в год «прибавляете в качестве». Но очень хочу узнать об этом поподробнее и сейчас… Когда еще у вас случится столько свободного времени…
– Спрашивайте… Хотя об этом коротко не скажешь…
- Но мы ведь не спешим… Тем более, на фоне повсеместной обывательщины я сформулировала тему нашей беседы как «О школе по существу».
- Действительно? Наконец-то! Тогда начну с весьма судьбоносного примера.
- Есть и такие?
- Частный лишь на первый взгляд, он позволил лично мне когда-то раз и навсегда увидеть корень большинства наших школьных проблем…
- Здорово! Осведомлен - значит, вооружен!
- Не спорю! Этот, ошеломивший тогда вывод, уже более четверти века помогает мне и моим коллегам выстраивать концепцию, во многом определяющую уровень наших результатов.
Тогда представился случай как бы со стороны посмотреть на школу в целом глазами не зашоренных лозунгами американских школьников, невольно заметивших, как у нас ничтожно мал подлинный интерес к знаниям, делающим человека человеком…
- Вы меня заинтриговали!
- Полноте… Вовсе не я, а американские школьники, 30 лет назад гостившие в семьях московских сверстников и посещавшие престижную московскую школу в течение месяца. И не заинтриговали, а прямо-таки ошеломили, когда на вопрос, что вас удивило в голодной тогда, «талонной» столице СССР конца 80-х годов, уверенно назвали подсказку и шпаргалку!
- Не в бровь, а в глаз!
- Тогда пропаганда, подчеркивая преимущества нашей системы, осуждая «зарубежный прагматизм», достаточно успешно «шокировала» нас рассказами о том, что «там» в 18 – 19 лет большинство юношей и девушек уходит из родительского дома. Что, будто бы лишенные чувства романтики, живут эти «явные несмышленыши» отдельно и, совмещая работу с самостоятельно оплачиваемой учебой, сами «вынуждены» планировать свою карьеру, рано узнавая, как заработать на автомашину, дом, квартиру и другие атрибуты сомнительного-де (опять же по нашим меркам) успеха.
Что, будто бы защищенные внешней стабильностью на уровне права и живущие при «демократических институтах», оказывается, заботиться о себе, бедняги, должны сами. Но при этом почему-то без увещеваний и опеки сами дошли до вывода, что учиться - значит обретать знания для достижения все более высоких позиций в карьере и качестве жизни.
- Когда немалое число выпускников наших школ, формально выбрав престижную профессию юриста, врача, физика, востоковеда и картинно рассуждая о «высоких материях», поступление в вуз связывали с возможностью еще 4 – 5 лет оставаться инфантильными мальчиками и девочками… под родительским крылышком.
Когда теоретически защищенные от «неизбежной в мире капитализма безработицы», наши, хитро уклоняясь от распределительного трудоустройства, знать не знали (по А.С.Пушкину, кстати) «как государство богатеет» и на какие средства им предстоит жить Тем более так безбедно и комфортно, как обещало планов громадьё, а ныне дразнит телевидение, демонстрируя чью-то неуемную роскошь и потребительский психоз…
- Сегодня этот стиль отношений у нас достиг апогея! Заметили, что сейчас активно обсуждают родители и молва, браня школу?
- Все, что угодно, кроме лени и безответственности учащихся, с легкостью нарушающих дисциплину. Кроме роли родителей в том, что дети не читают книг, требуют нанять репетиторов и утверждают, что без денег в школе не обойтись.
- А сами добывают справочки о болезни прогульщикам и даже пакеты документов на право учиться в школе на дому, ищут всякие обходные дорожки, чтобы улучшить оценку; устраивают разборки с учителями, другими учащимися и родителями чуть ли не прямо в классах, изобретают все более изощренные виды шпаргалок, по сей день остающихся в глазах многих гарантом успеха, вынуждая вводить в обиход… камеры слежения!
- Это уже клиника, или…
- Думаю, это этическая и нравственная категории. Элементарные пороки обывателей - лень, эгоцентризм, показуха, ложное представление об атрибутах успеха, о границах между личной свободой, правами и личными обязанностями, о силе знаний как осознанной необходимости.
- И при этом Классическая гимназия, как широко известно, и в этих условиях является примером…
- Было бы катастрофой, если б обывателям удалось реализовать свои приспособленческие инстинкты… Караван, конечно, идет, и его путь – совсем не легкий – выводит нас на верную дорогу.
- Школа вообще один из лучших феноменов, изобретенных человечеством за все века! Не случайно поколение за поколением проносит на всю жизнь о ней впечатления, питающие ностальгические чувства.
- И поэтому мы не можем позволить агрессивному меньшинству навязывать обществу оскорбляющие условия. Пусть не надеются…
- И это при том, что школа выполняет заказ общества и государства, расходующего весьма серьезные и не только, материальные средства на образование всех и каждого.
- Из этого и исходим. Как и другие наши коллеги, в том числе и сотрудники новых, создаваемых теперь Образовательных центров, платных лицеев, гимназий, специализированных школ и тех, что организуют зарубежные стажировки.
То есть ставим цель помочь детям обрести максимум знаний, вырасти достойными гражданами, которые смогут комфортно чувствовать себя в мировом сообществе.
- Из чего складывается мнение о престижности вашей, обыкновенной государственной школы?
- Ну, во-первых, это уже не обыкновенная школа, а учебное заведение, десять лет назад получившее статус Классической гимназии № 160.
И не по указанию сверху, а благодаря сформировавшемуся за годы внутреннему стремлению и умению коллектива учителей в ногу со временем усложнять взятые на себя обязательства. Многократно подтвержденный авторитет, не лозунговый, а подлинный статус престижной школы не могут быть случайными. Это прежде всего мотивация достойного отношения к знаниям.
Это традиция логически осмысливать детали всех задач в каждое конкретное время и чтить дисциплину – личную, не абстрактную и формальную, главная составляющая которой – добросовестный, облагораживающий труд.
- Учителей?
- С них, пожалуй, и начнем. Тех, кто создает атмосферу всеобщей нацеленности на высокий результат, кто умеет увлечь, заинтересовать, понять, одарить, оценить, поощрить и порадоваться.
- Сегодня, когда объем знаний в мире необыкновенно повысился даже по сравнению с существующими и вроде бы обновляющимися учебниками, иной должна быть и методика преподавания.
- Кто спорит… Не забудем, что школе, все-таки всегда считавшейся структурой консервативной, труднее постоянно перестраиваться. И потому, в частности, что здесь тысячи людей от шести до семнадцати лет познают мир и реалии жизни, адаптируясь в современную гражданскую среду. И потому, что не существует меры, которой можно определить степень доверия учителю, степень его занятости и ответственности, стоимость труда обладателей такой массовой и одновременно штучной, творческой профессии.
- Нынешние дети непомерно увлечены компьютерами, и их в этом, как правило, упрекают…
- Напрасно! Сейчас есть все возможности осовременить процесс обучения именно с помощью электронной техники и средств коммуникаций.
- У молодых учителей – понятно. А каково людям среднего возраста?
- Нет проблем и у них. Во всяком случае, в нашей гимназии. А вот молодежь вы к месту упомянули.
Педагогический коллектив постоянно обновляется, ежегодно в школу приходят молодые учителя. Хотя, к сожалению, школа никак не участвует в процессе их отбора.
Учитывая, что давно известны жалобы на недостаточный уровень подготовки дипломированных специалистов, выпускникам вузов во все времена приходилось осваивать профессию уже «на месте», в производственных, как говорится, условиях, за пределами институтских аудиторий.
Поняв, что нельзя оставлять начинающих наедине с проблемами, в гимназии действуют наставничество, «Школа Молодого Учителя», которую ведут один из завучей и штатный психолог. В этой структуре каждый молодой учитель обязан самостоятельно готовить и представлять свои работы на специальные выставки, называемые «Творческая лаборатория учителя». Это поурочные планы с применением дополнительных материалов, подборки методической литературы, варианты оформления предметных кабинетов.
Когда учитель обязан готовиться к подобным выставкам, он постоянно придумывает что-то свое применительно к интересам учащихся, ищет и создаёт, кроме стандартных пособий, нечто новое, сегодняшнее.
Прижилась у нас и такая форма заботы о профессиональном росте учителей, как «Школа Передового Опыта».
Есть психологическая служба, методический совет, традиционно проводятся конференции на темы «Опыт лучших всем!», «Творческий поиск молодых» и другие - лучше такой формы «повышения квалификации» придумать трудно.
- Есть мнение, что лучше дела обстоят в «началке», в первых – четвертых классах.
- Пожалуй. Не случайно многие называют героическим труд учителей, умеющих из шестилеток за четыре года вырастить школьников, готовых сознательно адаптироваться в мир знаний и житейских премудростей. Именно им приходится порой сутками, не отключаясь от «служебных» забот, жить интересами каждого малыша, нередко доставляющего и огорчения…
- Назовете несколько элементарных приемов успеха?
- Сколько бы приемов я ни назвала, срабатывают они лишь в комплексе. Уверена, вы несколько удивитесь, узнав, что все четыре года в начальной школе мы проводим серьезные мониторинги техники чтения.
- Прежде считалось, что это элементарно, и ко второму полугодию первого класса, кроме букваря, мы бегло читали художественную литературу…
- А ныне во всех четырех параллелях с секундомером в руках уточняем, как каждый гимназист выполняет норматив скорости чтения для соответствующего класса.
- Впервые слышу!
- Сегодня без такого фундамента не может быть последующих успехов ни в чем. Параллельно, конечно, у малышей вырабатываются навыки счета, письма, заучивания стихов, но основной упор делается на умение размышлять, делать выводы, работать с текстом, на формирование красивой грамотной речи на языке обучения.
В классах с обучением на русском языке очень важно также качественное преподавание государственного, для многих родного, азербайджанского языка.
- Но вот «началка» преодолена, и увлеченной заинтересованности конец – ведь именно тогда начинаются прогулы и пробелы…
- Так обобщать нельзя – мы-то для чего... Два раза в год для учащихся всех классов проводятся проверочные работы по родному языку и математике, тестирование по предметам, в рамках курикулума это называется большое суммативное оценивание, результаты его потом подробно анализируются.
- Теперь поговорим о том, что есть труд с точки зрения «второй стороны» - учащихся. Говорят, что прежде чем проверять знания, их нужно дать, довести до ума и сердца.
- Спасибо, что смотрите в корень проблемы и видите ее как единое целое! Дело как раз в том, что цель наша не только в том, чтобы проверить учащихся, но и выявить слабые места в методической работе с учителями и принять меры. Много дают открытые уроки с последующими обсуждениями, конференции с отчетами, способствующие повышению мастерства преподавателей, их добросовестности, заинтересованности в успехе.
Главным в нашей работе мы считаем - научить детей учиться, самостоятельно добывать знания, и ещё - не допускать пробелов, которые мешают учиться дальше.
Статус гимназии нам по плечу уже потому, что, заботясь о подготовке эрудированных, влюбленных в свою профессию учителей, мы обрели возможность вводить дополнительные нестандартные предметы и курсы, такие как психологический семинар
«Познай себя», «Риторика», «Наследие», «Мировая художественная культура», «Этика и этикет», второй иностранный язык.
- По силам ли такой объем и такие нагрузки сторонам учебного процесса? Говорят же вездесущие обыватели, что программы перегружены, дети не в силах все это осиливать и укладываться во времени…
- Можно было бы согласиться с тем, что есть в этих суждениях известная доля правды, если… Если жить вне времени и пространства. Тут и «выручают» те самые методики, которым категорически противопоказано застаиваться, а также – личность и психологический опыт наставников. Сегодня прежние формы подачи материала и опроса стали тормозом, который убивает интерес и к знаниям, и - нередко - к школе.
- Я думаю, к пониманию этого пришли пока ещё далеко не все школы, учителя и родители…
- Если посмотрите на то, как организованы у нас процессы усвоения и проверки знаний, можете подумать, что это постоянная игра, некое соревнование за достойные результаты.
А на самом деле идет речь о серьезных вещах. Скажем, о конкурсах, олимпиадах, наконец, о предметных неделях. Когда все «мобилизуется» вокруг истории, литературы, биологии, химии или математики, тут какой-то благородный азарт, увлекающий ребят в поиски дополнительных материалов. В виде опыта известных личностей – специалистов и практиков, подготовки выставок, специализированных стенгазет…
- А всем этим движет…
- Конечно же, горячее желание одерживать убедительные победы в том или ином конкурсе - соревновании с условными соперниками.
- Как мне было не догадаться об этом, в общем-то зная, что к высоким результатам чаще всего ведутконкурсы, олимпиады, соревновательный дух…
- И умение идти навстречу человеку, которому невмоготу жить с заниженной самооценкой.
- Поняла!
- Не секрет же, что сегодня нестандартное мышление, нестандартные методы обучения, внутренняя нацеленность на достойный результат и одержанная победа повышают авторитет не только коллектива, но и личности, раскрепощают, пробуждают активность и творческие начала, стимулируют формирование гармоничной личности.
- Об этом как еще надо позаботиться!
- Без ложной скромности скажу, что на это у нас органично нацелен не только учебный процесс, но и вся внутришкольная атмосфера, внутришкольный климат.
- Знаю, настал момент сказать мне о школьном парламенте, об успехах ваших спортсменов, прекрасных коллективах художественной самодеятельности, культурных мероприятиях. О собственном музее истории школы, о традиции 31 января проводить встречи выпускников…
-… на которые собираются целыми династиями, где непременно звучит написанный выпускником 1965-го года, моим одноклассником Николаем Давыдовым школьный Гимн, вдохновенно исполняя который, подчас со слезами на глазах, все от мала до велика в унисон произносят слова:
«Я до преклонных лет, быть может, доживу,
Десяток мне пойдет девятый,
Но и тогда я с гордостью скажу:
Учился я в стошестидесятой…»
- Это все настолько трогательно, что вскользь пересказывать как-то нечестно. Даст Бог, об этом и очень многом другом поговорим в следующий раз. Но для одного, свежего» факта, и здесь я местечко найду…
Недавно одна из мам, сына которой обычно привозит водитель, сама рано утром оказавшись в школе, с неподдельным воодушевлением и с восклицательными знаками написала подругам в социальных сетях:
«Девочки! Они ТАМ перед началом смены… поют Гимн Азербайджана! Все! Только что резвившиеся в коридорах дети разом застыли у стены или уже у парты с первыми звуками этого символа Родины, чтобы, приложив руку к сердцу, с благоговением исполнить его перед звонком на первый урок…».
Право слово, здесь все приглашает уверенно заявить, что Родина начинается с любви к своей школе. Что об этом должен помнить всяк в нее входящий.
- Спасибо вам, Фаина ханым! За школу и за интервью! Новых впечатляющих успехов вам, коллективу и выпускникам, которые, как вы сказали, бывшими не бывают.
Галина МИКЕЛАДЗЕ