«В урегулировании конфликта в Карабахе, в первую очередь, должна быть заинтересована именно Москва, а не Вашингтон» | 1news.az | Новости
Интервью

«В урегулировании конфликта в Карабахе, в первую очередь, должна быть заинтересована именно Москва, а не Вашингтон»

11:59 - 08 / 08 / 2016
«В урегулировании конфликта в Карабахе, в первую очередь, должна быть заинтересована именно Москва, а не Вашингтон»

Интервью 1news.az c политологом Зауром Мамедовым.

- Как бы вы оценили известные события в Турции? В случае если попытка вооруженного переворота, упаси Бог, завершилась бы иначе, как все это повлияло бы на Азербайджан и Южный Кавказ в целом?

- Во-первых, отмечу, что власть в каждой стране должна меняться только посредством легитимных выборов. Однако то, что имело место в Турции, было ожидаемо. Есть много версий по поводу произошедшего. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание, что произошедшее не совсем верно называть военным переворотом. Большая часть военных выступила на стороне Эрдогана.

Ранее в Турции случались военные перевороты, в результате которых были свергнуты действующие премьеры: например, в 1960, 1971, 1980 годах. Армия всегда занимала важное место в турецкой истории, выступая в качестве влиятельной силы в политической конструкции государства, не лишенной противоречий. Однако после прихода к власти, Эрдоган ослабил влияние силовых структур в турецкой политической системе.

Сам переворот нельзя назвать четко спланированным, я бы отметил неподготовленность и даже абсурдность действий мятежников. Во-первых, переворот был обречен изначально, так как не было получено ни поддержки Генштаба, ни поддержки политической оппозиции.  Все крупные политические партии, даже самые ярые противники Эрдогана, сразу же выступили против переворота. У мятежников не было четкой стратегии, ярких лидеров. Не было даже конкретной программы действий.

Во-вторых, мятежники действовали хаотично и нерешительно. Они заблокировали Генштаб, захватили телецентр и на этом все закончилось. Повстанцы заняли улицы двух крупных городов и остановились.

В-третьих, возникает вопрос, каким способом мятежники хотели совершить переворот, если у них было очень мало сил? Несколько танков, вертолетов и самолетов, несколько сотен военных – с этим мятежники собирались совершить государственный переворот? Очевидно, что этот мятеж был бесперспективен.

Попытка государственного переворота сильно изменит структуру политической системы страны.  Если до мятежа был определенный баланс между политическими акторами, силами в системе власти, то теперь он будет перевешивать в пользу института президентства. Вполне возможно, что в скором времени мы увидим президентскую республику, быть может менее светскую, с одной доминирующей политической силой.

Что касается чрезвычайного режима сроком на три месяца, то это позволит властям более эффективно и оперативно принимать меры против причастных к мятежу.

Во время и после мятежа Азербайджан оказал большую поддержку Турции, понимая опасность военного переворота в братской стране. Я не думаю, что завершись эти события в Турции иначе, это бы серьезно отразилось на Азербайджане. Может, некие силы и активизировались бы, но никакого серьезного успеха в нашей стране они достичь бы не смогли ни при каких условиях, в виду отсутствия поддержки среди населения.

Более того, у азербайджанского правительства прочные позиции и в структурах государственной власти. Это касается не только высшей вертикали власти, но и позиций в «низовых» структурах. Власть в Азербайджане монолитна и находится под полным контролем Президента Азербайджана Ильхама Алиева.

- Параллельно с событиями в Турции также произошел вооруженный захват здания полиции в Ереване. Есть такое мнение, что все это было инсценировкой руководства Армении, чтобы показать миру, что якобы армянский народ не хочет уступок в карабахском конфликте. Как по-вашему, что в реальности происходило в Армении и может ли все это ужесточить позицию Еревана в нагорно-карабахском урегулировании?

- Версий много. Я думаю, что на происходящее в последнее время в Армении повлияли не турецкие события и не экономические факторы, а в первую очередь апрельское обострение ситуации на армяно-азербайджанской границе. В стране и так были политические проблемы у президента. Апрельские события стали поводом в руках оппозиции эти проблемы актуализировать еще сильнее.

Успех азербайджанской армии в апреле поднял некоторых генералов против президента Саргсяна. Теперь они открыто угрожают ему свержением в случае уступок в карабахском вопросе. Но и Саргсян пользуется этой ситуацией, показывая России, что армянское общество не пойдет на компромиссы. Это усугубляется тем, что экономическая ситуация в стране не очень хорошая. Все эти факторы «сужают» для Саргсяна поле для маневра, атмосфера в Армении радикализируется.

Я также считаю, что пока этого не захочет Москва, никаких переворотов и революций не будет.

Позиция Еревана в урегулировании армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта деструктивная и она будет таковой, пока в Ереване не поймут, что азербайджанская армия способна зачистить оккупированные территории. Такое понимание постепенно приходит.

- После боевых действий в начале апреля российской стороной распространялась информация о возвращении Азербайджану до конца года пяти оккупированных районов. Насколько это соответствует действительности?

- Были такие слухи, что до конца года Армения вернет Азербайджану пять оккупированных районов. Но последние события в Армении, заявления высших армянских политиков говорят о том, что они не готовятся к такому сценарию.

Буквально на днях президент России В.Путин в интервью АзерТАдж говорил, что в урегулировании конфликта нужен сбалансированный компромисс между Арменией и Азербайджаном. Такой компромисс должен предусматривать нахождение оптимального баланса между принципами территориальной целостности и правом народов на самоопределение. Путин имеет в виду, что в процессе урегулирования конфликта стороны должны понять, что необходимы взаимные уступки. Именно от них армянская сторона все это время упорно отказывается.

В Армении должны понять, что, если начнутся боевые действия, они очень многое потеряют. Россия, в свою очередь, понимает, что армяно-азербайджанская граница – это не Украина и не Грузия. Поэтому в урегулировании конфликта, в первую очередь, должна быть заинтересована именно Москва, а не Вашингтон, Лондон или Париж. Напротив, Запад может в любой момент дестабилизировать Кавказ. А это трагично для России.

- К каким позитивным результатам для Азербайджана может привести проведение в Баку трехсторонней встречи президентов Азербайджана, России и Ирана?

- Стороны придают большое значение трехсторонней встрече глав Азербайджана, России и Ирана. Путиным и Роухани будут обсуждены некоторые спорные моменты в отношениях России и Ирана.

Одним из ключевых вопросов данной встречи является проект создания транспортного коридора «Север-Юг», реализация которого внесет важный вклад в развитие межрегионального сотрудничества. Стоит отметить, что проект «Север-Юг» очень принципиальный проект для Баку. Именно Азербайджан, а не Армения станет коридором для двух региональных держав.

Немаловажны и другие вопросы – энергетический и проблема статуса Каспия. Было бы отлично, если во встрече участвовал бы и президент Турции Эрдоган, поскольку интересы этих трех стран на Южном Кавказе исторически имеют очень важное место. Регулярные переговоры позволят сторонам выработать взаимоприемлемые решения. Главное – наличие у всех сторон понимания, что необходимо мирно и быстро урегулировать имеющиеся разногласия между собой.

- После визита в Баку 8 августа президент РФ Владимир Путин 10 августа примет в Москве главу Армении Сержа Саргсяна. Как вы считаете, будет ли обсуждаться урегулирование нагорно-карабахского конфликта?

- Несомненно, В.Путин и С.Саргсян обсудят нагорно-карабахскую проблему. Азербайджан после апрельских событий еще больше надеется, что официальная Москва, наконец-то, надавит на Армению, чтобы ее политическая элита начала вести конкретный и самое главное конструктивный диалог с Азербайджаном. Москва должна понять, что на дворе не XVIII век, что Петровская эпоха давно прошла. Азербайджан больше нужен России, чем Армения.

Решение конфликта – это вывод армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана, после чего должно последовать обсуждение официального статуса Нагорного Карабаха.

- В свете происходящих в мире и в нашем регионе событий, как вы оцениваете внешнюю политику Азербайджана?

- Азербайджанская дипломатия на современном этапе преследует одновременно две сверхзадачи – укрепление положения страны на международной арене и завоевание статуса регионального лидера, а также поиски путей урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Азербайджан является важным игроком в Каспийско-Кавказском регионе и на Ближнем Востоке. Это, пожалуй, единственный в СНГ пример государства с успешной многовекторной внешней политикой. Практически ни одной из бывших республик СССР не удавалось одновременно поддерживать ровные отношения с Россией, Евросоюзом и США, Израилем и Ираном.

МИД Азербайджана и Государственный комитет по работе с диаспорой должны более тесно работать с организациями азербайджанской диаспоры за рубежом. В мировой политике ресурсы влияния все сильнее расслаиваются между различными силами. Если диаспора обладает ресурсами влияния и использует их во внешнеполитических целях, то ее можно считать одной из структурных единиц внешней политики Азербайджана.

Эльшан Рустамов

Поделиться:
6014

Последние новости

Грузия предложила роль посредника между Азербайджаном и АрмениейСегодня, 00:00В Валенсии из-за наводнений погибли граждане 12 стран14 / 11 / 2024, 23:40Haber Global осветил выступление президента Азербайджана с критикой в адрес Парижа за загрязнение окружающей среды14 / 11 / 2024, 23:23Снижена скорость на дороге Зыхский круг-аэропорт14 / 11 / 2024, 23:02В Лос-Анджелесе 4 армянина переоделись в медведей и пошли царапать свои дорогие автомобили, чтобы получить страховку - ФОТО - ВИДЕО14 / 11 / 2024, 22:40Правительство Эстонии поддержало запрет голосовать с гражданством России14 / 11 / 2024, 22:20Состоялось международное мероприятие, посвященное инициативе инновационного климатического финансирования малых островных государств14 / 11 / 2024, 22:00Французские профсоюзы призывают к общенациональной забастовке14 / 11 / 2024, 21:40Министр иностранных дел встретился с директором регионального бюро Программы развития ООН14 / 11 / 2024, 21:30Хикмет Гаджиев ответил Боррелю: Вы описываете Европейский Союз как «сад», а остальной мир – как «джунгли»14 / 11 / 2024, 21:00Пезешкиан: Тегеран никогда не пытался создать ядерное оружие14 / 11 / 2024, 20:40Посол Израиля: Организация COP29 на высоком уровне является большим достижением для Азербайджана14 / 11 / 2024, 20:20В рамках COP29 страны Центральной Азии подписали совместную Декларацию об изменении климата и сохранении ледников - ФОТО14 / 11 / 2024, 20:00Всемирно известный актер потребовал на конференции в Баку поддержки беженцев, пострадавших от изменения климата - ВИДЕО14 / 11 / 2024, 19:45Ильхам Алиев встретился с президентом Исламского банка развития14 / 11 / 2024, 19:29Тео Джеймс в Баку - ФОТО14 / 11 / 2024, 19:14Президент Северной Македонии поздравила Президента Ильхама Алиева за безукоризненную организацию COP2914 / 11 / 2024, 19:00Фонд ОПЕК готов оказать поддержку Азербайджану в переходе на зеленую энергию - ФОТО14 / 11 / 2024, 18:45Очередная презентация города Шуша прошла в Любляне - ФОТО14 / 11 / 2024, 18:30В рамках COP29 прошла молчаливая акция протеста против давления на мигрантов в Европе14 / 11 / 2024, 18:15
Все новости

1news TV