В шаге от мечты стать учителем

Выбирает комиссия, результат будет известен в школе
21 августа стартовал конкурс по приему учителей на работу. Из 5225 учителей, допущенных к этому этапу, свыше 3000 тысяч кандидатов успешно прошли собеседование. На данном этапе, который завершится 26 августа, оценивается психологическое состояние учителей, а также практические и методические навыки.
Для того чтобы кандидат был допущен до собеседования, проверяется подлинность его диплома. Отметим, что с момента начала этапа собеседования и по сегодняшний день было выявлено около 11 поддельных дипломов.
Как проводится собеседование
Собеседование проводится в двух залах. В этом году создано 20 комиссий, каждая их которых в течение дня принимает около 35-40 кандидатов. Каждая комиссия состоит из трех человек – преподаватель дисциплины, директор школы и сотрудник Министерства образования.
Кандидаты должны приходить на собеседование подготовленными. Согласно условиям собеседования, каждый кандидат должен подготовить обзор и прийти на собеседование именно с этим обзором, а далее они должны будут ответить на вопросы по темам, связанным с их специальностью.
Процесс собеседования фиксировался камерами наблюдения, которые установлены рядом с компьютерами. Свое мнение о каждом кандидате члены комиссии выражали нажатием кнопки «Соответствует» или «Не соответствует».
Камера одного из залов привлекла наше внимание.
Она же желтая! Если вы припоминаете, столы с желтыми картами на тестовом экзамене по приему учителей на работу стали предметом широкого обсуждения в социальных сетей. Изначально желтые карточки являлись индикатором территориального распределения, за что несли ответственность наблюдатели на экзаменах.
Многие даже думали, что эти столы предназначены для «тапшованных» кандидатов, а также допускали мысль о том, что обладателям этих мест дадут вопросы с уже готовыми ответами.
Теперь организаторы установили в залах разные камеры: в одном зале - желтую, в другом - розовую. Одним словом, на этот раз различались не столы, а комнаты. И у некоторых могла бы возникнуть мысль о том, что в один из залов допускаются «особые люди»?!
Для того чтобы развеять эти сомнения, руководитель сектора Министерства образования Расим Мамедов заявил, что были предприняты все меры для предотвращения подобных мыслей среди кандидатов: «Мы учли самые мельчайшие детали. Места комиссий менялись каждый день. Комиссия, занимавшая сегодня 10-й стол, завтра уже будет сидеть за другим столом. Члены комиссии заранее даже не знают, где будут сидеть. Поэтому они лишены всякой возможности обговаривать что-либо или договариваться с кем-либо о чем-либо. В случае если кандидат будет недоволен своим результатом, единственным и непосредственным доказательством будет служить запись видеокамер».
Соответствует или не соответствует?
До приятия окончательного решения в отношении кандидатов, комиссия будет учитывать сразу несколько аспектов. Иногда комиссия сходится во мнениях при принятии решения, иногда - нет. В этом случае начинается обсуждение. В основном мнения расходятся в отношении пассивных, несовместимых по духу с профессией учителя кандидатов, а также людей с узким мировоззрением.
По словам Расима Мамедова, у некоторых кандидатов теоретические знания и практические навыки не совпадают: «Возможно, они просто-напросто заучивают ответы на шаблонные вопросы, а на собеседовании затрудняются ясно изложить свою мысль».
Мнение одного из членов комиссии, заведующего отделом общего и дошкольного образования Министерства образования Фирудуна Гамзаева о кандидатах неоднозначно: «Судя по общему уровню, ощущается их подготовленность. По программным материалам, а также по ответам на вопросы, связанные со специализацией и определяющие методическое качество, сразу становится ясно, что кандидат работал над собой. Но вот, к сожалению, те, кто прибегает к заучиванию наизусть и полагается только на это, невольно выдают себя. На этапе собеседования невооруженным глазом можно было выделить тех, кто последние 10-15 лет или даже с момента окончания вуза не работал учителем. Полагаю, таким кандидатам будет сложно наладить контакт с учениками».
По мнению Ф.Гамзаева, небольшой опыт, приобретенный кандидатами за время работы, существенно проявляет себя.
Сколько бы кандидат ни готовился, наличие практического опыта, все же ощущается: «Один кандидат из Кюрдамирского района какое-то время преподавал. Несмотря на долгий перерыв, тот незначительный опыт, приобретенный ранее, все же проявляет себя и способствует тому, что он на шаг впереди других кандидатов, не имеющих абсолютно никакой практики», - сказал он.
Интересно, какого мнения кандидаты о членах комиссии
Например, Тейфур Баширов, считает, что не каждого нужно брать на работу учителем. «На собеседовании меня засыпали различными вопросам. Даже были вопросы на засыпку. Я считаю, что так и должно быть. Ведь нельзя брать каждого желающего на должность учителя. Я ответил на все вопросы комиссии. Думаю, результат не должен быть плохим».
Тейфур в 2015 году окончил Губинский филиал Азербайджанского института учителей. Прошел воинскую службу. После возвращения подготовился и зарегистрировался на экзамены по приему учителей на работу. Набрав на тестовом экзамене 51 балл, изъявил желание работать в школе села Бостанчы Хачмазского района: «Преподавание всюду одинаковое. У него и не должно быть конкретного города, села. Возможно, у учеников городских школ интеллектуальный уровень выше.
Например, во время прохождения практики в городе Губа, в школе-лицее с уклоном на естественные предметы я заметил, что там ученики намного интеллектуальнее. А так, исключая это факт, преподавание всюду одинаковое. В прошлом году я проработал на контрактной основе в своем селе. Сейчас планирую получить работу в школе в соседнем селе».
Я мечтаю вернуться в село как учитель…
А Магомед Кяримли, набравший 45 баллов, выбрал село Ханагар. Он тоже окончил Губинский филиал Азербайджанского института учителей. Но, в отличие от своего друга и сокурсника Тейфура, это будет его первый опыт: «Я дополнительно занимался, чтобы стать учителем. Полученные в институте знания за время службы немного подзабыл. За время подготовки заметил, что у меня недостаточно знаний, но сейчас считаю, что вполне готов преподавать. Моя семья тоже очень надеется на это. На собеседовании я сделал все возможное. Мечтаю вернуться в свое село учителем».
Хадиджа Алиева уже второй раз сдает экзамен. Она - выпускница Гянджинского государственного университета. На тестовом экзамене по приему учителей на работу набрала 45 баллов и была допущена ко второму этапу. Она изъявила желание работать в селе Дастафур Дашкесанского района: «Я очень взволнованна. Мне задали вопросы по моей специальности и куррикулуму. Больше всего я ответила на вопросы по специальности, а в вопросах по куррикулуму была слабее. Я и сама признала, что у меня слабые методические знания».
На этапе собеседования еще один момент привлек наше внимание. Слишком много было кандидатов, одетых согласно исламским канонам. Вот за одним из столов расположилась кандидатка в чадре. По окончании собеседования мы поинтересовались у комиссии, насколько кандидаты, одетые согласно религиозным канонам, соответствуют школьным уставам.
Член комиссии Зохраб Калбалиев ответил на этот вопрос следующим образом: «Единственное, что мы здесь выявляем, так это соответствие нашей программе. Мы не задаем вопросы, выходящие за рамки программы.
Здесь мы раскрываем такие важные для нас моменты, как степень готовности учителя к педагогической деятельности, как он будет организовывать урок, как планирует выявлять общие знания в отдельных областях, а также насколько уверен в себе и в своих силах.
Естественно, внешний вид учителя должен служить примером для учеников. Я думаю, подобные вопросы должны находить свое решение в школьной среде. Конечно, было бы неплохо, если бы учителя и на собеседование приходили в установленной правилами программы одежде. Но мы не придираемся, так как в программу не были внесены определенные правила и ограничения по дресс-коду. Причиной непрохождения этапа собеседования могут стать только ответы, но никак не одежда».
Член комиссии Расим Мамедов также считает, что разрешать или не разрешать носить религиозную одежду должны в школе.
Прежде чем отобрать кандидатов, одетых согласно религиозным канонам, мы пытаемся выяснить у них самих, насколько их вероисповедание способно повлиять на преподавание.
Например, мы попросили одного из таких кандидатов ответить на наш вопрос: «Если ученик задаст вопрос о том, как был создан человек, как вы ответите?» - Ответ нас всех удивил: «Скажу, принес аист». Ответ другого кандидата: «Спросите у родителей».
Кандидатка Расима Алигулиева на тестовом экзамене набрала 53 балла и захотела работать в школе №28 Агдамского района. Так как район находится под оккупацией, школа действует в Баку. «Я ответила на все вопросы, но обзор не подготовила. Во всяком случае по этой причине они подумали, что я не готова. Но я ответила на все вопросы, как по специальности, так и по куррикулуму. Думаю, они остались мной довольны», - говорит она.
«Я надеюсь на 70-80%»
Еще один кандидат вышел из зала собеседования с уверенностью, что комиссия осталась им довольна.
Саяд Мухтарлы изначально внесла ясность, связанную со своим именем. После небольшого отступления, переходим к тому, как она нашла общий язык с членами комиссии. «Пять лет как я окончила вуз. На тестовом экзамене по приему учителей на работу набрала 45 баллов. Я хочу преподавать географию в селе Мамедханлы Масаллинского района. Думаю, и собеседование я прошла удачно, надеюсь на 70-80%. Но я не ответила по одному вопросу как по специальности, так и по куррикулуму, однако успешно ответила на все остальные и надеюсь, что смогу занять это место».
От волонтерства к преподаванию
С каким бы пониманием кандидаты ни отзывались о членах комиссии, все же им удалось разглядеть разницу между ними.
Это подтверждают и слова волонтера Этибара Махмудова.
Этибар Махмуд, стоящий у входа и пропускающий кандидатов на собеседование, тоже слышит некоторые высказывания и обсуждения. За те несколько минут он невольно узнает все секреты кандидатов, их мнения о членах комиссии, видит, как они себя ведут.
Таким образом, порой он решает, кто же из собравшихся кандидатов достоин или, наоборот, недостоин преподавать: «Как правило, после каждого кандидата я жду минуту и лишь после этого впускаю следующего. Иногда члены комиссии знаком или жестом сами приглашают следующего кандидата. Я стараюсь не допустить суматохи и частенько помочь сильно взволнованным участникам.
Я даю им понять, что волнение это ваш враг. Поэтому сохраняйте спокойствие. Порой я наблюдаю за тем, как участники выбирают стол. Например, сегодня некоторые участники пытались занять 20-й стол, обосновывая это тем, что там более щадящая комиссия. Другой участник, напротив, не хотел идти к 10-му столу, объясняя это тем, что сидящая там женщина выглядит более жестокой. Я подобного не допускаю - какой стол освободился, туда и направляю следующего участника. Честно признаюсь, порой поведение некоторых кандидатов оставляет желать лучшего, я считаю, они недостойны быть учителями. Я сам - внук педагога и на протяжении многих лет наблюдаю за преподавательской средой своих родственников. Добровольное участие на этих экзаменах укрепило мое желание стать учителем. На данный момент я учусь в Железнодорожном лицее и уже сейчас подумываю стать достойный представителем своей профессии, обучать этой профессии других людей».
Результат этого выбора будет известен в школе
На этой неделе этап собеседования подходит к своему логическому завершению. Результаты собеседования станут известны в начале следующей недели и будут размещены на личной странице каждого учителя.
На следующей неделе все узнают, кто стал учителем, а кто нет. Некоторые считают себя достойными преподавания и в случае своей неудачи станут обвинять в этом других. Другие же, напротив, для достижения лучшего результата будут работать не покладая рук. Те кандидаты, которые с достоинством прошли через все «терки» комиссии, начнут работать в назначенных местах.
По мнению члена комиссии Фирудуна Гамзаева, ответ на вопрос: «Какими они будут учителями?» - мы получим лишь в процессе практики: «То, насколько отобранный кандидат соответствует или не соответствует качествам настоящего преподавателя, станет известно в школе. На данном этапе за какие-то 5-10 минут это выявить невозможно. Это нужно проверять уже на месте, то есть в классах, наблюдать, могут ли они налаживать контакт с учениками, могут ли их обучать, обладают ли соответствующей для этого базой знаний?
Порой желающие стать учителем имеют большой потенциалом и широкий кругозор, но, к сожалению, не могут найти точки соприкосновения с учениками и не способны их чему-либо научить.
Одним словом, итоги экзаменов будут видны в школах».
А.Р.