«По вине Сержа Саргсяна переговоры по Нагорному Карабаху провалились»
Интервью 1news.az с политологом Тофиком Аббасовым.
- Сразу же после встречи с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым президент Армении Серж Саргсян выступил с заявлениями, саботирующими мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Почему?
- Ни для кого не секрет, что Саргсян далек от мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и занимается имитацией переговорного процесса. Это не первый раз, когда он встречается с азербайджанским лидером, высокопарно говорит о своих планах, настроенных на мир, а потом сразу же, как было и в этот раз, спустя несколько часов озвучивает противоположное и говорит о том, что «Карабах не может быть в составе Азербайджана».
Таким образом, он еще раз показывает не только Азербайджану, но и сопредседателям, что у него нет подготовленности к мирным переговорам, к тому, чтобы найти компромиссное решение и обозначить путь к всеобъемлющему соглашению о мире. В принципе эта провокационная постановка отображает действительное положение вещей, которое имеет место в Армении.
Пока Саргсян командует армянским парадом, изменения этой позиции не будет. Смена его настроения, подхода – все это пустой номер. Надо дождаться марта будущего года, когда истечет срок президентских полномочий, тогда можно будет делать новый прогноз. Если и после перехода к парламентской форме правления официальный Ереван будет продолжать такую конфронтацию, тогда будет ясно, что армянское руководство не способно пойти на мирное решение и надо уже переходить к плану «Б».
- Можно ли сказать, что на подобное саботирование Арменией мирного урегулирования повлияло выделение Россией в преддверии встречи президентов 100 млн долларов на покупку вооружения?
- Нет, не думаю. Во-первых, все это не было случайностью. 100 млн кредита под 3% годовых было заранее обговорено. Просто, таким образом, Армения показывает игру мускулами. Однако этот кредит не может изменить баланс сил на Южном Кавказе. Армения приобретает использованное оружие, так называемый отходняк, в то время как Азербайджан имеет в своем распоряжении современнейшие вооружения и технологии, которые отчасти были продемонстрированы в ходе апрельских боевых действий.
Ожидать другого от официального Еревана и самого Саргсяна не стоит, потому что разве будет сторона, которая готовится к миру, по несколько раз в день нарушать режим перемирия, идти на провокации, расстреливать детей? Нет. Эта поведенческая линия показывает, что в действиях Саргсяна нет наработок, связанных с установлением обнадеживающего мира.
Я не считаю, что на этой встрече произошла какая-то сенсация, произошло то, что и ожидалось. Конструктивных переговоров нет, хрупкий режим перемирия нарушается по милости Армении, потому что им важно показать посредникам, что в зоне конфликта нет мира.
- Можно сказать, что в подобной позиции Армении есть и вина сопредседателей Минской группы ОБСЕ?
- Безусловно. Вопрос даже не в том заключается, что они не могут оказать давление на агрессора. Их вина в том, что они всегда прячут от общественности действительное положение вещей. Они занимаются укрывательством агрессора, а потом это укрывательство превращается в покровительство. Одним словом они потакают агрессору. Не думаю, что сопредседатели настолько глупые люди, что обманывать Азербайджан.
- Саргсян выступил перед представителями диаспоры. Можно ли сказать, что таким образом он отчитывается перед ними?
- Саргсян надоел не только Азербайджану, но и своему избирателю. Он все время рассказывает байки, обещает золотые горы своему народу. У него «бледный вид» перед своим избирателем, перед своими соотечественниками. Тот факт, что армянская власть срослась с криминалитетом, не может вызвать уважение армянского избирателя.
Граждане Армении прекрасно понимают, что в республике ухудшается экономическая ситуация, в то время как Саргсяну и его головорезам вольготно. Его красноречие проявляется на внешних рубежах, когда он встречается с армянами, живущими в других странах. У него две правды: одна, которую он говорит дома, и вторая, которую он озвучивает перед армянами зарубежья.
- Можно ли сказать, что по вине Армении переговорный процесс провалился?
- Переговоры провалились. Если бы они имели результат, через час президент Армении не выступил бы перед диаспорой с таким заявлением. Если бы он был конструктивно настроен, то высказался бы более дипломатично. И потом, он сказал, что не представляет, что какой-то армянский руководитель пойдет на то, чтобы уступить Карабах. Саргсян не может говорить за других, он может говорить только за себя.
Возможно, будущий руководитель Армении будет более прагматичным и будет понимать, что дальнейшая конфронтация с Азербайджаном ведет их к краху. Ведь понятно, что все их заявления об экономическом росте не соответствуют действительности.
- Какими должны быть дальнейшие шаги азербайджанской стороны?
- Азербайджан от своей линии никуда не отступит, это не подлежит никаким изменениям. Мне кажется, что наше руководство просто выжидает момент. Страдают от конфликта не только азербайджанцы, но и армяне, проживающие на оккупированных территориях, потому как там создан казарменный режим.
Если Саргсян такой сильный, уверенный в себе, что ему мешает за 6 месяцев до окончания своего срока признать Нагорный Карабах. Он знает, чем это чревато, поэтому оттягивает время в надежде на случайный поворот, на то, что Азербайджан устанет от этого и скажет: «Мы согласны на ваш вариант». Но этого никогда не будет.
Эльшан Рустамов, Г.Р.