О том, почему Ильхам Алиев ездил в Иран: как Азербайджан очерчивает контуры новой стратегии развития региона
Связав энергетической и железной магистралью Восток и Запад, Азербайджан сегодня задает тон работе по объединению амбициозным инфраструктурным проектом Севера с Югом.
Президенты Азербайджана, России и Ирана встретились на днях в Тегеране в рамках формата, востребованность которого очевидна с точки зрения общих задач и вызовов, стоящих перед возглавляемыми ими странами.
Это уже второй саммит лидеров, демонстрирующих решимость к укреплению сотрудничества в целях обеспечения стабильности и безопасности как в Каспийском, так и в Евразийском регионе в целом.
Лейтмотивом повестки тегеранского саммита стал стратегический проект, нацеленный на объединение железной дорогой огромного географического пространства от России до Индии. Речь - о железной дороге Север-Юг.
Важный момент: маршруты Север-Юг и Восток-Запад, основным звеном которого является железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, являются не конкурирующими, но взаимодополняющими друг друга - то есть, любая из стран, выбирая наиболее выгодный маршрут для грузоперевозок по какому-либо конкретному направлению, могут воспользоваться транзитными возможностями обоих путей.
И весьма символично, что ключевым узлом двух грандиозных транспортно-транзитных коридоров, которые, можно сказать, безальтернативны в плане соединения Европы с Азией, является Азербайджан.
Форматы Азербайджан-Иран-Турция, Азербайджан-Россия-Турция, Азербайджан-Грузия-Турция и Азербайджан-Россия-Иран уже доказали свою жизнеспособность, причем последний приобретает особую значимость в свете того, что это - первый и пока единственный формат, предполагающий развитие сотрудничества в направлении Север-Юг.
Инициативы Баку, нацеленные на формирование мозаики новой системы международных отношений, продуманны и конструктивны, определен и выбор партнеров - это географически и исторически близкие ему страны. Будучи тесно связанным с Турцией, Россией, Грузией и Ираном, сегодня Азербайджан выступает как важное связующее звено между ними, внося большой вклад в укрепление сотрудничества на огромном геополитическом пространстве.
Таким образом, Азербайджан выступает на политической арене не только как автор идей, инициирующий глобальные проекты, но и как непосредственный донор, без финансовых вложений которого их реализация столкнулась бы с серьезными проблемами.
В этом плане можно отметить выделение Азербайджаном $775 млн Грузии для строительства ее сегмента железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, и готовность выделить Ирану кредит в $500 млн на строительство железной дороги Решт-Астара, являющейся важным узлом транспортного коридора Север-Юг.
Здесь стоит отметить еще один немаловажный аспект: несмотря на пережитые в определенные периоды политические осложнения, Азербайджан, Иран и Россия нашли в себе мудрость не разрывать исторически тесные связи. Когда Запад наложил на Россию и Иран санкции, Азербайджан, несмотря на определенные попытки внешнего давления, выступил категорически против и поддержал своих партнеров. Возможно, это тоже сблизило эти три страны, подняв уровень их взаимоотношений на еще более высокую ступень и сделав возможным создание нынешнего формата сотрудничества.
По сути, сегодня Баку создает уникальную платформу для формирования мощных политических союзов, основанных на взаимовыгодных и равноправных отношениях. С учетом же озвученного российской стороной заявления о возможности подписания Конвенции о правовом статусе Каспия уже в начале будущего года, четкие очертания приобретает формирование таких новых форматов, как Азербайджан-Турция-Туркменистан, Азербайджан-Турция-Казахстан, Азербайджан-Иран-Туркменистан и т.п.
Сегодня Баку демонстрирует приверженность добрососедским отношениям со всеми окружающими его странами, кроме Армении.
А что же Армения? Она так и останется страной-изгоем, которую все глубже затягивает вязкое болото изоляции, и единственное спасение которой – в полном и безоговорочном освобождении оккупированных территорий Азербайджана.
1news.az
Текст: Ф.Багирова