Фотоохота с Али Акбаром: невероятные приключения азербайджанского путешественника – ФОТО
Фотоохота – не самое распространенное занятие для нашей страны.
Поэтому я очень удивилась, встретив на просторах Интернета страницу азербайджанского фотографа-любителя, пестрящую многообразными снимками животных в естественном ареале их обитания.
Для того чтобы запечатлеть всю красоту дикой природы, Али Акбар путешествует по миру, заглядывая в самые отдаленные места – африканские страны, на Азорские острова, в Японию, Македонию, Коста-Рику и так далее, забирая из каждой местности частичку ее колорита.
О том, как протекает процесс фотографирования и безопасен ли для жизни человека столь близкий контакт с животными, среди которых встречается множество хищников, Али Акбар рассказал нам в ходе интересной беседы.
Прелесть дикой природы заключается в том, что она не позирует
- Профессиональным фотографом я себя не считаю. Хотя бы по тем соображениям, что это для меня, скорее, хобби. Быть любителем и делать интересные фотографии – и похвалы будет достаточно, да и изъянов не будут искать. Это намного приятнее, чем делать фотографии, которые ни о чем не говорят, и при этом на каждом шагу доказывать свой профессионализм. Главное – и самому получать удовольствие от этого занятия, чувствовать свою востребованность, которая, в свою очередь, будет вдохновлять тебя на новые работы.
Почему дикая природа, племена и так далее? Наверное, по той причине, что я не люблю фотографировать то, что позирует, стоит на одном месте, не меняется. Дикая природа – она постоянно движется. И она не позирует. Это просто жизнь, которая течет и не обращает на тебя никакого внимания. В ней на одном и том же месте в течение нескольких минут может произойти многое.
Стараюсь фотографировать то, что хотя бы частично будет ново для людей. Например, будучи в Коста-Рике, мои друзья фотографировали очень много пейзажей и интересовались, почему я этого не делаю. А я смотрю – красиво, но такой красотой и наш Азербайджан не обделен, то есть новое в этой фотографии будет только название местности, но не сам пейзаж. А любовь эта началась, конечно же, во время поездки в Африку.
Статистикой того, сколько стран за моими плечами особо не занимался. Если речь идет об Африке, то я могу возвращаться туда бесконечно. Бывает, спрашивают: «Ты же ездил в Танзанию, зачем снова туда? Езжай в какую-нибудь другую страну, где еще не был». Пару раз прислушался, но в итоге понял – то удовольствие, которое я получаю в Африке, оно в других странах не повторяется. Честно говоря, поездка в ту или иную страну для меня считается удавшейся, если я возвращаюсь с достаточным количеством интересных, по моему мнению, фотографий.
Я предпочитаю не путешествовать в одиночку. Бывало с друзьями, бывало в составе российской, украинской туристических групп. Друзья, товарищи, которые, имея возможность посетить, скажем, Францию, решили поехать в африканскую страну – они и есть те, кто разделяет со мной подобное увлечение. Таких людей, кстати, немало. На моей странице в Фейсбук более 12 000 подписчиков, и размещая материалы, по их реакции понимаю, что людям это реально интересно.
Дикие животные не всегда дружелюбно встречают гостей
Вы знаете, есть некий стереотип о том, что если я в Африке, то на меня обязательно должно напасть какое-то животное, я во что бы то ни стало просто обязан обороняться от каких-то племен и так далее. В действительности же это не совсем так. Фотосъемки, составление к ним каких-то информационно-познавательных материалов – это мое хобби, не работа.
Если, скажем, я был бы сотрудником National Geographic, и мне дали бы задание нырнуть и снимать утконоса во время охоты, то я, естественно, днями-ночами нырял бы и ожидал бы момента, чтобы поймать этот кадр. Но я, к сожалению, не работаю в National Geographic (улыбается). И чтобы сделать интересные кадры в дикой природе в моем случае необязательно ползать по саванне, прятаться за баобабами, чтобы сфотографировать, скажем, гепарда или леопарда.
Я фотографирую обычно в национальных парках и заповедниках – это огромная территория натуральной дикой природы: без границ и людского вмешательства в естественную среду обитания животных. Территория самого большого и самого знаменитого на весь мир заповедника Серенгети, например, 14 750 км². Это охраняемые территории, но их «охраняемость» заключается в предотвращении браконьерства, принятии соответствующих мер при возникновении пожаров, а также в обеспечении безопасности посетителей. В большинстве случаев посетители пользуются для этого специальным автомобилем, в котором предусмотрены возможности для ознакомления с дикой природой, а именно – открытые верхняя и боковые части. Звери довольно редко нападают на автомобиль, таких случаев было очень мало. Но в то же время нужно учитывать, что от этого никто не застрахован.
Наш автомобиль, например, во время моей последней поездки в Уганду, часами стоял у дерева, где был львиный «тихий час». Их называют «древесными львами». Из-за болотистой местности львы там спускаются с деревьев только для охоты. Они даже полусонные отчетливо видят, что на них глазеют люди, но не обращают никакого внимания, пока ты на автомобиле. Нам пришлось имитировать рев быка, чтобы львы хоть немного проснулись, оглянулись, и мы могли их сфотографировать. То же самое слоны. Они могут целыми стадами совершенно спокойно проходить мимо автомобиля, не обращая на нас никакого внимания. Но в то же время, если они чем-то взволнованы, то легко могут его опрокинуть.
Бывает возможность и пеших походов. Например, в той же Уганде мы пешком «сходили» к носорогам. Это – безобидные животные. Главное – соблюдать дистанцию, не говорить громко и держаться вместе, если это группа.
Чтобы сделать удачный кадр, нужно поймать момент
Особых недовольств со стороны животных во время фотографирования не возникало. Разве что опять-таки слоны. Они ведь кажутся такими тихими, мирными, но в то же время огромными. Как я уже отмечал, проходят они мимо тебя, могут не обращать на тебя никакого внимания, но в то же время часто бывало – идет эта громадина, вдруг остановится, оглянется в твою сторону, пошлепает ушами, покачает головой. И в этот момент просто замираешь в ожидании дальнейших его действий. Ведь только он сам в этот момент знает, что замышляет.
Еще помню удивленное лицо бегемота. Они в течение дня нежатся в водоеме, а ночью выходят питаться. И как-то рано утром, когда еще было прохладно, мы выехали в саванну, и мне самому было непривычно видеть не купающегося бегемота, а бегающего по густым зарослям. Он и сам как-то был не готов к встрече и, с каким-то виноватым лицом посмотрев в нашу сторону, в какой-то момент замер.
Еще считаю, что нам повезло в Национальном парке Нгоронгоро (Танзания) стать свидетелями охоты нескольких львиц на зебр. Местный гид признался, что за 6 лет своей работы он впервые видит подобную сцену. А нам вот так сразу повезло, и мы даже смогли заснять на видео.
Перед тем как сделать кадр, естественно, надо где-то оказаться. И вот, когда ты оказываешься в месте, о котором мечтал с детства, восторженно любуясь им на экране телевизора, начинается череда удовольствий. Я, например, всегда помнил название «Серенгети». И вот я в Африке, в реале вижу надпись «Добро пожаловать в Серенгети». То, что переполняет человека в этот момент, неописуемо. Естественно, и сам процесс съемки доставляет немало удовольствий. А хороший кадр – это уже объект гордости.
Что в моем понимании «удачные» кадры? Удачные не совсем в том смысле, что они получились красивыми, а в том плане, что я снял этот кадр именно за счет подвернувшейся удачи. Например, есть такой вид антилопы – дикдик. Они очень крохотные и обитают в густых зарослях. Поэтому заснять их не совсем легко. Мне же подвернулся случай, и я успел ее сфотографировать до того, как она спряталась в зарослях.
Или тот же ленивец. До поездки в Коста-Рику я думал встречу их на каждом шагу. Но оказалось, что они обитают высоко в деревьях и спускаются раз в неделю, и даже в деревьях их из-за цвета шерсти практически невозможно разглядеть. Но вот под конец поездки все же подвернулся случай встретить малость заблудившегося ленивца. То же самое можно сказать и про древесных львов.
Путешествия дарят возможность окунуться в культуру чужих народов
В каждой стране свои традиции, свой быт, обычаи и культура. В то же время большинство из нас в большей или меньшей степени знакомы с ними, то есть у каждого из нас есть представления о французах, англичанах, итальянцах и так далее. Потому что о них слишком часто мы слышим, читаем, видим. Поэтому мне, например, совсем не интересно съездить во Францию. Об этой стране и так много пишут, показывают. А, скажем, Африка – это совсем другое. Информация о ней не заканчивается. После нее я побывал в Японии. Она тоже очень своеобразная, другая, мы слышали о ней много стереотипов. Но вот все же тянет в Африку, и ничего тут не поделаешь. В ней есть и городской быт, и традиции отдельных племен, которые по сей день живут так же, как их предки.
Было очень интересно побывать в гостях у племени массаи. С бухты-барахты взять и прийти к ним в гости невозможно. Обязательно предварительно нужно договариваться и заплатить им. Только после этого можно ознакомиться с их традициями и бытом, фотографировать, а если еще и купить изготовленные ими украшения, то вам вообще цены не будет. Про массаи можно рассказывать очень много интересного. Я, кстати, о них делал отдельный материал, и если кому-то интересно, то с ним можно ознакомиться на моей травел-странице.
В отличие от Японии, в африканских странах языкового барьера особо нет. Почти все они были колониями европейских стран, и, соответственно, местное население владеет языками этих стран. В Уганде, Танзании, например, английский язык является также и одним из официальных языков.
Они привыкли к тому, что их много фотографируют. Но в то же время их желание сфотографироваться зависит и от страны. Есть страны, например, та же Уганда, где люди с удовольствием это делают, а вот на острове Занзибар раз на раз не приходится. Поэтому я всегда спрашиваю разрешения, даже у детишек.
Эти люди могут зарабатывать в месяц 4 доллара, но выглядеть вполне счастливыми, улыбчивыми, жизнерадостными. Причем, не для показухи туристам. Мы ведь с вами тоже что-то имеем, что-то не имеем и вот во втором случае находим какие-то альтернативы. То же самое и у них. Кстати говоря, некоторые нюансы, которые наблюдаешь в их поведении, способны заставить человека пересмотреть свою систему ценностей. Например, может кто-то из нас будет более ответственно относиться к условиям и возможностям образования у себя в стране, видя как взрослые люди в Уганде, не получив образования в школьном возрасте, в вечернее время ставят скамейки у дома и обучаются разным предметам.
Помимо природы и людей, я много снимал исторические места – в Израиле, Индии, Италии, Японии. Наряду с этим, я бы очень хотел провести съемки в Намибии, на датском острове Гренландия и в провинции Тибет в Китае – это и есть места моей мечты.
Лейла Мамедова
Читайте по теме: