Иностранный эксперт считает важным доступ центральноазиатского газа в Южный газовый коридор
Старший научный сотрудник Центра европейских, российских и евразийских исследований канадского Университета Карлтона, представитель Канадского института энергетических исследований Роберт М. Катлер опубликовал статью в euroactiv.com о проекте «Южный газовый коридор» (ЮГК) и источниках газа для него в случае расширения ЮГК.
ЮГК с текущей оценочной стоимостью $41,5 млрд нацелен на обеспечение поставок газа Азербайджана в Европу с 2020 года, но канадский эксперт считает важным обеспечить доступ к ЮГК и центральноазиатского газа, в частности, через реализацию проекта Транскаспийского газопровода (ТКГ).
«Европейскому Союзу потребовалось несколько лет, чтобы признать центральноазиатское направление важным для энергетической безопасности… Приняв в 2007 году Стратегию нового партнерства с Центральной Азией, ЕС начал предпринимать конкретные шаги. В 2011 году ЕС поддержал переговоры Туркменистана и Азербайджана о строительстве ТКГ. В июне 2017 года ЕС заявил, что «будет продолжать стремиться расширить Южный газовый коридор с учетом Центральной Азии и продвигать многосторонние и двусторонние переговоры со всеми участвующими в процессе странами», - пишет Р.М.Катлер.
Он также называет важным реализацию проекта «Белый поток» (White Stream) по транспортировке газа Туркменистана через Азербайджан, Грузию, Черное море, Украину до Румынии.
«Это может способствовать созданию и новой инфраструктуры, такой как трубопровод Болгария – Румыния – Венгрия - Австрия (БРУА)», - считает эксперт.
«Белый поток» поддержала транзитная Грузия, нефтегазовая корпорация которой в апреле 2017 года приобрела 10% в White Stream и ТКГ.
В августе 2017 года лидеры Азербайджана и Туркменистана впервые подписали меморандум о поставках энергетических ресурсов Каспия в Европу.
«В декабре 2017 года глава МИД РФ Сергей Лавров сенсационно объявил о достижении соглашения между пятью прикаспийскими государствами по тексту конвенции, устанавливающей правовой режим Каспийского моря. А заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов специально уточнил, что «права на прокладку трубопроводов предусмотрены в проекте конвенции», и «те страны, через которые будут идти трубопроводы, будут координировать этот вопрос», - напоминает эксперт.
Он также приводит слова вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича о том, что «ТКГ - важный, дополняющий элемент Южного газового коридора для доставки значительных запасов газа Центральной Азии до европейских рынков».
«Нужны сравнительно скромные дополнительные затраты для связи ТКГ с ЮГК. Так вырастут и преимущества ЕС от Южного газового коридора», - пишет эксперт.
Он напоминает, что Туркменистан всегда стремился экспортировать большие объемы для чего, в частности, построил за свои деньги внутренний трубопровод Восток-Запад (EWP) мощностью до 40 млрд кубометров в год, который может доставлять газ со всех его месторождений прямо до побережья Каспия.
«Совместно с системой TANAP-TAP (участки ЮГК) проекты TГК и White Stream отвечают критериям конкуренции, рыночной интеграции, безопасности поставок и диверсификации, которые требуются для обозначения проектов, представляющих общий интерес ЕС. Они увеличат значимость стран Восточного партнерства - Азербайджана, Грузии и Украины», - подчеркивает Роберт М. Катлер.
Лада Евграшина, Э.Т.