Серж Саргсян недоволен дипломатами и пытается переформатировать работу МИД
Весьма любопытной по своему содержанию можно назвать состоявшуюся в минувший вторник встречу президента Армении Сержа Саргсяна с руководящим составом МИД этой страны.
Как правило, проведение таких встреч в преддверии выборов носит характер подведения итогов деятельности конкретной структуры за предшествовавший период. В данном же случае, речь шла не столько об итогах, сколько о необходимости переформатировать работу данного органа под новые требования времени.
Примечательно, что это, скорее всего, была последняя подобного рода встреча в преддверии намеченных на 2 марта в этой стране президентских выборов, после которых, уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что Саргсян займет пост премьер-министра страны.
Напомним, что в результате конституционных реформ в Армении основные полномочия, которыми ранее обладал президент, после выборов перейдут от президента к премьер-министру, и таким образом Саргсян, по сути, сохранит прежнюю власть в своих руках.
Высказанные президентом на встрече с руководством МИД Армении мысли говорят о том, что Саргсян не очень-то доволен работой своего внешнеполитического ведомства, считая ее недостаточно эффективной: «Повышение эффективности нашей дипломатии является прямо-таки насущным требованием дня. Оно обусловлено как доставшимися нам в наследство традиционными вызовами и угрозами, так и стремительными переменами, происходящими в нашем регионе и в мире».
Затем Серж Саргсян увязал «успешную реализацию внутренних реформ в Армении с внешней политикой». Это его высказывание может вызвать недоумение, поскольку в нормальных странах реформы связаны с внутриполитической ситуацией, внутренней необходимостью, в Армении же, как выясняется, процесс реформирования поставлен в зависимость от внешней политики. Тем самым Саргсян практически признает, что Армения, у которой нет ни экономики, ни независимой политики, ни даже возможности охранять самостоятельно собственные границы, целиком зависит от внешнего фактора.
Политика государств, как правило, строится на их экономических интересах, но это не про Армению. Откуда взяться экономическим интересам в стране, где нет самостоятельной экономики, где все мало-мальски значимые предприятия уже давно в счет долгов отданы России?! И в этом армянскому руководству некого винить, кроме себя. Это вследствие его агрессивной, не поддающейся элементарной логике политики Армения была введена Азербайджаном и Турцией в изоляцию, и вот уже 25 лет находится в таком состоянии. И хорошо бы, если хватило ума не повторять прежних ошибок, но Армения, похоже, не сделала для себя никаких выводов, и сегодня, наступая на те же грабли, уже покушается на территорию еще одного своего соседа - Грузии. А настроив против себя Грузию, обеспечивающую Еревану выход на единственного его союзника – Россию, Армения может и вовсе лишиться сухопутной связи с РФ.
В своем выступлении Серж Саргсян заявил, что настало время пересмотреть и актуализировать стратегию национальной безопасности Армении: «Первоочередные вызовы национальной безопасности Армении касаются, или, точнее, непосредственно взаимосвязаны с нашей внешней средой».
Тут можно поаплодировать армянскому лидеру, поскольку это изречение дает основание для осторожного оптимизма, связанного с тем, что пациент вроде как начинает идти на поправку.
Ибо, как говорят психологи, чтобы решить проблему, сначала нужно признать ее наличие. И, похоже, Саргсян стал понимать, что корень всех проблем Армении действительно лежит в ее внешнеполитической деятельности. Возьмем на себя смелость пойти чуть дальше, и подсказать армянскому президенту, где именно лежат эти самые проблемы.
Во-первых, в агрессии против Азербайджана и оккупации 20% его территории, в результате чего Армения оказалась зажатой в тиски экономической блокады со стороны Азербайджана и Турции. А во-вторых, в крайне губительной агрессивной политике в отношении всех своих соседей, к каждому из которых у армян имеются территориальные претензии.
Теперь, на заключительной стадии оздоровления Саргсяна, на него должно сойти просветление и осознание недопустимости сохранения конфронтации с соседями и потенциальными экономическими партнерами. Но все зависит от эффективности лечения. Нельзя исключать, что для ускорения процесса лечения пациенту периодически будут вводиться инъекции вроде апрельской операции 2016 года, чтобы болезнь отступила как можно скорее без возможности рецидива.
Обращаясь к дипломатам, Саргсян также позволил себе оговориться: «Мы никогда не пытались возложить на чужие плечи нашу долю ответственности за решение международных и региональных проблем».
Так и хочется воскликнуть – да неужели? А ведь свежо в памяти, как глава МИД Армении Эдвард Налбандян в 2009 году в Цюрихе, лишь получив отмашку своего российского коллеги Лаврова в виде ставшей уже крылатой фразы «Эдик, иди и подписывай!», поставил свою подпись под протоколами о нормализации армяно-турецких отношений.
Или то, как Ереван после визита Саргсяна в Москву, за день или два до подписания ассоциативного соглашения с ЕС, вдруг чудесным образом отказался от этой затеи и объявил о намерении вступить в ЕАЭС. Это только два общеизвестных примера «независимости» армянской политики, но какие красноречивые.
По словам армянского лидера, в результате осуществленной за последние 10 лет последовательной работы в процессе карабахского урегулирования, позиции Еревана значительно укрепились. «Мы, конечно, смогли закрепить право на самоопределение как основополагающее начало урегулирования конфликта», - утверждает Саргсян. И тем самым вновь выдает желаемое за действительное.
Хочется ему напомнить, как в ноябре прошлого года армянская делегация в Парламентской Ассамблее Организации Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС), обидевшись на то, что ее позиция по Карабаху не была учтена в итоговой декларации, покинула зал заседаний. Между тем, в тексте той самой декларации выражается поддержка территориальной целостности государств без упоминания какого-либо права народов на самоопределение.
Декларация последнего саммита Восточного партнерства ЕС, прошедшего также в ноябре прошлого года, тоже не укрепила позицию Еревана.
Согласно данному документу, ЕС заявил о поддержке суверенитета, территориальной целостности и независимости всех партнеров, призвал активизировать усилия по содействию мирному урегулированию неразрешенных конфликтов в регионе в соответствии с принципами и нормами международного права. Также в декларации приветствуются усилия и усиленная роль ЕС в урегулировании конфликтов и укреплении доверия в рамках или в поддержку существующих согласованных форматов и переговорных процессов, в том числе посредством присутствия на местах, когда это необходимо. ЕС заявил о значимости разрешения конфликтов, укрепления доверия и добрососедских отношений для экономического и социального развития. Но, как видим, в тексте декларации нет и намека на пресловутое право на самоопределение. Так что президент Армении опять явно переоценивает свои «достижения».
Не способствуют признанию права на самоопределение, как основополагающего принципа в урегулировании конфликтов, также недавние события в Каталонии. Произошедшие в этой испанской провинции события вскрыли целый нарыв аналогичных по своей сути тлеющих проблем по всей Европе, что привело, наконец, к отрезвлению стран Старого света. Перед угрозой быть втянутыми в такие же конфликты европейские страны, будто опомнившись, выступили с однозначной и консолидированной позицией по поддержке территориальной целостности Испании. Надо полагать, что события в Каталонии стали последним гвоздем в гроб принципа самоопределения.
В этом свете надежды, которые связывает Армения с этим принципом в решении карабахского конфликта, вряд ли уже будут оправданы. Во всяком случае, даже если посредники попытаются вновь навязать Азербайджану в качестве одного из трех основополагающих принципов решения карабахского конфликта право народов на самоопределение, в руках Баку уже имеется весомая карта в виде испанского прецедента, к которому наша страна может апеллировать бесконечно, обесценивая позицию Еревана.
Похоже, складывающаяся в последнее время обстановка, наблюдаемые в мире тенденции больше не вселяют особого оптимизма в Сержа Саргсяна. Возможно, поэтому он в своей речи перед дипломатами пытается мобилизовать их на улучшение работы: «Ожидания велики, ожидания максималистские. И хочу, чтобы вы, осознавая серьезность проблем, придали немного больше энергии вашей работе».
Что ж, Армения пусть медленно, но зато верно утрачивает свои позиции. Но перед нами хитрый и коварный враг, располагающий благодаря своей организованной диаспоре и лобби все еще огромным влиянием в мире. В этой связи Азербайджану следует быть всегда готовым к новым провокациям, как на линии фронта, так и на международной арене. Ведь зажатый в угол враг становится во сто крат опаснее.
1news.az
Текст: Ялчин Алиев