«Каспийский узел» развязывается через 22 года

22-летняя разработка Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, похоже, подходит к концу. Определены направления каспийского сотрудничества.
Предстоящий саммит глав прикаспийских государств в Казахстане может стать самой результативной встречей глав пяти стран, которая не только поставит финальную точку в вопросе о форме и принципах нового правового режима моря, что положительным образом отразится на инвестиционной привлекательности региона, но и откроет новые перспективы для реализации его экономического потенциала.
Текст проекта Конвенции в конце июня был опубликован на портале правовой информации правительства РФ.
В преамбуле документа подчеркивается, что «Каспийское море имеет для пяти прибрежных государств жизненно важное значение, и только они обладают суверенными правами» в отношении этого водоема и его ресурсов. Использовать Каспийское море предполагается только «в мирных целях», а его ресурсы расходовать «рационально», соблюдая меры по «защите и сохранению природной среды».
В проекте Конвенции указано, что дно и недра будут разграничены по секторальному принципу, а сама акватория — на внутренние и территориальные воды, рыболовные зоны и общее водное пространство. Каждая из пяти сторон получит право установить территориальные воды, не превышающие по ширине 15 морских миль, которые будут отмеряться от исходных линий, определенных в соответствии с Конвенцией. Каждая страна получит также право установить рыболовную зону шириной 10 морских миль, прилегающих к территориальным водам.
Проект Конвенции о правовом статусе Каспийского моря предполагает возможность для стран-участниц прокладывать подводные трубопроводы.
При этом оговаривается, что такие проекты должны соответствовать экологическим требованиям и стандартам, «закрепленным в международных договорах, участницами которых они являются».
Также Конвенция запретит присутствие иностранных военных на Каспии. Подписавшим ее государствам будет запрещено предоставлять свою территорию для ударов по любой другой стране-подписанту. Это - один из главных пунктов, который более всего волновал Москву.
Сами же страны будут обеспечивать «стабильный баланс вооружений на Каспийском море» и «осуществлять военное строительство в пределах разумной достаточности с учетом интересов всех сторон».
Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, которая, по всей видимости, уже точно будет подписана в казахстанском городе Актау, не решит ряда ключевых проблем региона, но, вместе с тем, укрепит взаимное доверие и расширит поле для многостороннего взаимодействия в формате «каспийской пятерки», что в итоге окажет положительное влияние на региональную ситуацию.
«Предстоящий саммит глав прикаспийских государств говорит о том, что стороны выходят на финишную прямую, и в его ходе президенты, скорее всего, подпишут Конвенцию. Вопросы все согласованы. В проекте Конвенции говорится, что нужно так сформулировать принципы взаимодействия по всем вопросам, чтобы это устраивало все пять государств», - сказал в интервью 1news.az руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН, российский политолог Станислав Притчин.
По его словам, Конвенция хороша тем, что закладывает базовый принцип, все декларации, документы, политические заявления по статусу моря сейчас объединены воедино и становятся своеобразной Конституцией Каспийского региона.
Согласно проекту декларации, делимитация в рамках каспийского диалога все равно будет проходить на двух и трехсторонней основах, как это было между Россией, Азербайджаном и Казахстаном, когда произошел раздел северной части Каспийского моря.
В документе четко прописано, что самый главный принцип при делимитации – это принцип договоренности и консенсуса, подчеркнул политолог.
Есть вероятность, что Иран в последний момент передумает
Относительно рисков подписания Конвенции, политолог отметил, что они существуют.
«Есть вероятность, что одна из сторон в последний момент передумает. Например, Иран, который ранее был категорически против секторального раздела. Долгое время Иран по объективным причинам не соглашался с подписанием Конвенции. Потому что если использовать нынешний принцип серединной линии для делимитации северной части моря, то Иран получал наименьший сектор. Но для Ирана в какой-то момент стало очень важно развивать северное направление внешней политики, и страны Каспийского региона стали играть одну из первостепенных ролей для Тегерана в этом вопросе. И поэтому Иран согласился со всеми принципами и решил подписать Конвенцию по статусу моря», - сказал эксперт.
Однако выход США из сделки по ядерной программе Ирана, по сути, лишает Исламскую Республику тех преимуществ и бонусов, на которых она рассчитывала в случае подписания Конвенции, отметил С.Притчин.
Как отметил эксперт, введенный США новый пакет санкций в отношении ИРИ создает серьезные препятствия для зарубежных компаний, которые в той или иной степени связаны с американским рынком, для работы в Иране.
«По сути, получается, что Иран сейчас лишен того стимула на подписание Конвенции, как это было полгода назад», - отметил российский политолог.
Но он все же надеется, что Иран не передумает и продолжит активное участие по всем направлениям сотрудничества на Каспии и не откажется от подписания этого документа. Тем более что до сих пор Исламская Республика активно участвовала во всех переговорах по разным направлениям сотрудничества на море.
Отвечая на вопрос о возможности создания блока прикаспийских государств, политолог отметил, что после подписания Конвенции, скорее, будут формироваться «клубы» по интересам пятерки.
«Как известно, у России с Казахстаном очень серьезное сотрудничество, у Казахстана с Азербайджаном активное взаимодействие в рамках транзитных проектов, Россия, Азербайджан и Иран уже имеют устоявшийся диалог. Здесь идет более сепаратное сотрудничество по интересам», - заключил эксперт.
Отметим, что МИД Казахстана ранее официально огласил дату очередного саммита глав государств прикаспийских стран. Саммит состоится 12 августа в Актау, заявил глава МИД Казахстана Кайрат Абдрахманов.
«В настоящее время внешнеполитические ведомства всех пяти прикаспийских государств, а именно - Казахстана, Азербайджана, Ирана, Российской Федерации и Туркменистана - ведут активную работу по подготовке к пятому Каспийскому саммиту», – указал министр.
Он особо подчеркнул, что все государства по дипломатическим каналам подтвердили свое участие в мероприятии.
Как прикаспийские страны шли к подписанию Конвенции?
Вопрос определения правового статуса Каспийского моря получил актуальность после распада СССР, когда появление новых субъектов международного права — Азербайджана, Казахстана и Туркменистана — поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами. Сложности определения статуса Каспия связаны, в частности, с признанием его озером или морем, разграничение которых регулируется разными положениями международного права.
Переговоры по определению статуса Каспийского моря начались в 1996 году.
В ноябре 2003 года Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Иран подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря.
В июле 1998 года между Казахстаном и Россией были заключены соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, а в мае 2002 года – протокол к данному соглашению. 29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года были заключены соглашения между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря и протокол к нему соответственно. Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 года было заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.
Саммиты глав прикаспийских стран проводились в 2002 году в Ашгабаде, в 2007 году - в Тегеране, в 2010 году - в Баку и в 2014 году - в Астрахани. Важные политические решения, принятые на саммитах глав прикаспийских стран в Баку и Астрахани, внесли вклад в согласование ряда принципиальных положений проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
С.Агаева