Граждане против МТК Sabah Residence: кто прав? – ФОТО
С просьбой помочь им в их ситуации в 1news.az обратились жители дома № 8 по ул. Алибея Гусейнзаде Сабаильского района.
Причина обращения в нашу редакцию – разногласия со строительной компанией Sabah Residence. Жильцы пишут письма во все инстанции, подают в суд на МТК. Между тем Sabah Residencе подала свой иск против жильцов. И та, и другая стороны убеждены в собственной правоте, и мы предлагаем ознакомиться с аргументами как жильцов, так и представителей МТК.
Отметим, что несколько дней назад мы уже рассказали историю Алексея Клинчева, которому компания Sabah Residence отрезала – в прямом смысле – пути доступа к его собственной квартире, расположенной по адресу: ул. Ханлара, дом 20. Вспомнили мы о А. Клинчиве потому, что его дом находится в том же жилом массиве, что и дом номер 8 по ул. Алибея Гусейнзаде, сносом которого в настоящее время занимается как раз МТК Sabah Residence. Как рассказали нам жильцы дома номер 8 по ул. Алибея Гусейнзаде, по жалобе которых мы и приехали по указанному адресу, их дом – единственный, оставшийся от жилого массива из нескольких домов (ул. Ханлара 10, 16, 20). В остальных, еще не снесенных домах по ул. Ханлара, осталось несколько жильцов, не соглашающихся на условия МТК и отказывающихся покинуть свои дома.
Читайте по теме:
Как Алексей Клинчев стал бомжом, или Домой по пожарной лестнице на 4-й этаж
- Суть наших претензий к МТК проста: мы хотим получить от их представителей гарантии того, что нам действительно предоставят взамен наших квартир новые во вновь построенных на этом месте домах. Однако на этот счет у нас есть серьезные сомнения. Во-первых, изначально (это было еще год назад) к нам пришли представители совсем другой компании (она называлась Gala Group МТК), которые поначалу вели себя вежливо и обещали все сделать по закону. Нас уверяли, что мы попали под «пилотный проект», но вот отсутствие подтверждающих это документов нас сразу же смутило. Затем Gala Group МТК исчезла и вместо нее появилась МТК Sabah Residence, которая, по документам, вроде как является дочерней компанией Gala Group, а фактически – это те же самые люди, просто объединившиеся под компанией с уже другим названием.
Далее – разрешение на ведение строительства МТК Sabah Residence было выдано Исполнительной властью Сабаильского района (до 10 августа этого года такие полномочия были именно у ИВ. Однако на заседании Кабмина Президент Азербайджана отметил: «Отныне без заключения, разрешения Государственного комитета по градостроительству и архитектуре в нашей стране не должно быть построено ни одного здания», - прим. ред.).
- Представители компании Sabah Residence – к слову, тоже не дожидаясь решения суда, - делают все, чтобы «выкурить» нас из собственного жилья. К примеру, несмотря на запрет разрушать здание до выселения всех жильцов, они производят снос квартир съехавших жильцов, что создает опасность для оставшихся здесь 36 семей. Они обрезают им газовые счетчики, не ставя на них «заглушки», и мы уже несколько раз вызывали представителей «Азеригаз», чтобы они ставили новые заглушки и тем самым предотвращали утечку газа. Не раз мы ощущали запах бензина в разрушенных квартирах, несколько раз предотвращали пожар сами, но были и случаи, когда мы вызывали МЧС, где наши вызовы запротоколированы. Нам угрожают обрезать коммуникации, сделав проживание в доме невыносимым, - рассказывают жильцы дома.
- Главная проблема состоит в том, что компания Sabah Residence не предоставляет нам никаких документов. Мало того, что еще осенью прошлого года на проходящей строительной выставке представители компании вводили в заблуждение посетителей, рассказывая им «сказки» о том, что дома эти - «комплекс премиум-класса», как они его называют, - уже строятся. Мы уже не говорим о том, что, согласно правилам исполнения пилотных проектов, гарантом в нем обязательно должно выступать государство – согласно постановлению Кабмина от 25 февраля 2016 года. Нам же предлагали подписать обычную «бумажку», без печатей и каких-либо других гарантирующих наше будущее подтверждающих реквизитов. Но это как раз логично, потому что это – вовсе не пилотный проект, а коммерческий, о чем нам уже было заявлено, правда, неофициально.
Отметим также, что, несмотря на то что бывший глава Сабаильского района Э.Азизов подписал распоряжение о выдаче разрешения Sabah Residence на строительство, он также поставил представителям компании условие о достижении обязательного согласия со всеми жильцами! На деле этого согласия нет. Да еще и в суд подали. Хотя, как мы уже сказали, представители Sabah Residence вполне могут не дождаться решения суда, к слову, прецеденты уже были. Это истории Дмитрия Луганского, проживавшего в доме номер 10 по ул. Ханлара (нижняя часть массива), которому 2 февраля 2018 года представители компании просто разрушили квартиру, а также история Алексея Клинчева, о которой вы уже знаете, - говорят жильцы.
- Сам факт того, что компания подала на нас в суд, мне кажется абсурдным. Мы, граждане Азербайджана, по Конституции имеем право на собственность. Но иск МТК звучит как «принудительное выселение», и этот иск суд принял! А аргументируют они свои претензии к нам тем, что мы, мол, мешаем им совершить снос участка под строительство и наносим их компании убытки. Мы в отчаянии, но пока еще надеемся на то, что, живя в правовом государстве, можем рассчитывать на закон и на справедливость, - говорит жилец дома Шафа Рагимов.
- Мы уже не говорим о том, что строить на нашем участке 18-этажное здание, что обещает сделать МТК, просто опасно: мы относимся к зоне баиловского оползня. Любое геологоразведочное исследование покажет, что почва здесь не предназначена для возведения высотных домов. Другими словами, здесь все идет в противовес здравому смыслу и закону. И мы не можем понять, как такое вообще возможно в правовом государстве. В исковом заявлении, которое мы подали против МТК, мы указали о случае с Дмитрием Луганским, которому разрушили квартиру, лишив фактически его жилой собственности. Мы также направили коллективные жалобы более чем в 30 инстанций, начиная от омбудсмена и заканчивая жалобами на имя Президента Азербайджана. Мы просим разобраться в нашей проблеме и защитить нас от произвола представителей МТК Sabah Residence. И вообще разобраться с этой компанией, которая на сегодняшний день известна не своими проектами, а лишь участием в качестве зачинщиков в скандалах и разрушением собственности граждан Азербайджана, - говорят жильцы массива на Баилово.
(Копии всех заявлений предоставлены редакции, – прим. ред.)
Отметим, что 21 августа состоялось предварительное судебное слушание по делу судебной тяжбы между жильцами и компанией Sabah Rezidence. На нем были рассмотрены различные документы по делу, заявления истцов, после чего было принято решение назначить очередное судебное заседание на 6 сентября.
Ответ SABAH RESIDENCE: «Все документы у нас есть, а цели обидеть или обделить жильцов – как раз нет».
- Безусловно, у нас есть все необходимые документы: разрешение на строительство, право на заключение договора о выселении с жильцами домов, находящихся на территории с последующим их расселением сначала в арендуемом за счет нашей компании жилье, а затем – во вновь отстроенном на этом месте жилищном комплексе. Тот факт, что 150 из 187 семей со всего жилого массива уже выехало, подписав с нами договор, подтверждает сказанное мною. Не согласны с нашими условиями лишь несколько человек, которые и подбивают остальных не соглашаться на наши условия, выдумывая истории о том, что наш договор не имеет юридической силы, а также подбивая их требовать с нашей компании суммы, которые не соответствуют реальной стоимости их жилья. Именно с этими людьми у нас возникли проблемы, которые существенно тормозят выполнение нами обязательств перед заказчиком, которым в данном случае выступает именно государство, - говорит Абиль Сафаров.
Просто, на самом деле, некоторые документы пришли не сразу. Сначала указ о разрешении на строительство со стороны ИВ, потом – эскиз будущего здания. И только затем мы приступили к заключению договоров с жильцами. Плюс у нас еще много сопутствующих разрешений на строительство со стороны МЧС, к примеру. К слову, мы ждали его три месяца, потому что именно в процессе подготовки к строительству вновь поднялся вопрос об опасности оползней на этой территории. Так вот, мы специально пригласили японскую компанию SHINYEI KAISHA, которая уже известна в нашей стране благодаря сотрудничеству при строительстве Flame Towers , чтобы их специалисты провели тщательную разведку грунта и дали оценку возможности строительства на этой территории. И мы получили это заключение, согласно которому, к слову, сваи, на которых будет крепиться фундамент, будут уходить аж на 40 метров под землю, к тому же дополнительно будут укреплены анкерами длиной 25 метров, что существенно упрочнит всю конструкцию.
- Жильцы, переживающие за качество новостройки, которая должна быть воздвигнута на месте их домов, видели это заключение?
- Пока нет, потому что мы получили его буквально на днях. Но со всеми остальными документами в любое время они могут ознакомиться в офисе нашей компании. На территории строительства постоянно присутствуют наши сотрудники, в том числе юристы, и вход для ответов на любые вопросы жильцов открыт всегда и для всех. Те из них, кто действительно был заинтересован в том, чтобы их получить, давно уже это сделал и сейчас проживает в арендуемом жилье, чтобы завтра – я говорю образно – переехать в новую квартиру. Рыночная цена на которую, кстати, будет значительно выше той, которую они могли бы получить, желая продать собственное жилье.
Кстати, наша компания не ставит препятствий для выселяемых жильцов в акте продажи полученного контракта или будущей полученной по «пилотному проекту» квартиры. Другими словами, тот же Алексей Клинчев, который возмущен тем, что наша компания отказывается ему выплатить ту сумму, которую он требует за свою квартиру, - а это порядка 130 тысяч манатов, - вполне может подписать наш договор, по которому ему полагается большая по площади квартира, и перепродать его.
Либо дождаться, когда квартира будет сдана, и продать уже ее, и тогда он получит сумму, значительно большую той, что просит с нас. Кроме того, по закону мы не имеем права давать жильцам деньги за их квартиры, потому что мы не покупаем их квартиры, мы освобождаем территорию под строительство, обеспечивая жильцов старых домов новым жильем. Это прописано в постановлении Кабинета министров, касающегося пилотных проектов. И, честно говоря, сложно каждый раз объяснять это очередному жильцу, не желающему по тем или иным причинам покидать свою квартиру. Они не понимают, что в данном случае мы не являемся покупателями их собственности, как не являемся и собственниками земли. Собственник – государство, мы – лишь, в контексте данной ситуации, посредники между жильцами и государством. И наша задача состоит в реновации старого жилья.
А когда с нас требуют нереальные суммы – одна жительница, к примеру, хочет за свою квартиру 600 тысяч долларов, - мы не знаем, как этим людям доказать, что мы не покупатели. И что мы не имеем права, по большому счету, покупать квартиры у этих людей. Они путают пункты, указанные в условиях проекта, согласно которым мы можем дополнительно рассматривать вопрос оплаты, но не за квартиру, а за участок земли, принадлежащий жильцам. И те, кто не знает законов, оказываются введенными в заблуждение теми, кто начинает их «подначивать» и обещать, что «если мы пойдем против этой компании, то завтра они заплатят нам большие деньги». Но мы не имеем права нарушать указ Кабинета министров, другими словами , мы не покупаем квартиры у жильцов.
- То есть в случае форс-мажора жильцы на улице не останутся?
- О каком форс-мажоре речь?
- Ну, жильцы опасаются банкротства компании, к примеру. И их опасения можно понять, потому что прецеденты за всю историю «строительного бума» были, и не раз.
- Мы их понимаем. Но в данном случае речь не идет о строительной компании, купившей землю и желающей избавиться от прежних жильцов любой ценой. Повторяю: мы исполнители «пилотного проекта», который инициирован государством, и даже если, не дай бог, наша компания по каким-то причинам не сможет продолжать строительство, ее заменит другая, которая его завершит. Потому что это указано в контракте Sabah Residence с Исполнительной властью Сабаильского района.
- Жильцы также говорили о том, что им не показали договор, который бы внушил им доверие. Можно будет взглянуть на один экземпляр, уже подписанный?
- Безусловно. Вы сами видите, что на документе есть все необходимые реквизиты, указан метраж прежней площади жилья в каждой квартире (жилой, нежилой и общей), указан этаж и расположение прежней и будущей квартир. Есть все подписи, а также заверенная нотариусом подпись. Кроме того, информация о каждом подписанном договоре, то есть квартиросъемщике, сразу же вносится в реестр. То есть этот договор одновременно является купчей для каждого нового владельца будущей квартиры в нашем жилом комплексе. Более того, мы стараемся идти навстречу каждому жильцу и всегда предоставляем владельцам квартир с маленькой площадью квартиры с большим метражом. Мы выдаем квартиры с площадью, большей изначально на 20-25%, а в некоторых случаях мы идем на более серьезные уступки прежним владельцам. Например, были случаи, когда площадь квартиры составляла 17 квадратных метров, и мы предоставили им в новом доме квартиру площадью уже 36 квадратных метров.
Еще раз отмечу, что в нашем контракте прописано: жилец имеет право продать как этот контракт, так и будущую квартиру. Мы также обязуемся оплачивать аренду за каждую семью в течение всего периода строительства, а также оплачиваем все расходы по переезду, что тоже прописано в договоре.
- Возвращаясь к Алексею Клинчеву, хотелось уточнить: по какой причине был разрушен вход в его жилье?
- Вход в его жилье был разрушен еще до того, как он поднял шум в прессе и поднялся в нежилой по сути дом по пожарной лестнице. Предыдущие блоки были снесены, и в процессе сноса в его блоке уже были разрушены некоторые лестничные пролеты, плюс свисали ригели, которые представляли собой опасность. Грубо говоря, поступая таким образом, он подвергал опасности как себя так и нас, потому что в любой момент с ним могло случиться что угодно в разрушающемся доме. Снова подчеркну, что его квартира осталась нетронутой до сих пор, также компания арендовала квартиру для его временного проживания, и в случае подписания им договора, как мы уже сказали, он гарантированно получает квартиру в новом доме.
- В настоящее время вы находитесь в процессе судебного разбирательства с оставшимися жильцами дома по адресу: ул. Алибея Гусейнзаде, 8. Что произойдет с ними, если суд будет выигран вами? Они останутся на улице? Ведь иск подан на «принудительное выселение»…
- В том-то все и дело, что речь идет о «принудительном выселении» с той территории, на которой мы взяли обязательство построить жилищный комплекс. И тот факт, что они мешают этому процессу, вводит нас в значительные дополнительные расходы. Но даже положительное решение суда в нашу пользу ни в коем случае не означает, что эти люди останутся на улице. Нет! Речь идет лишь о том, что процесс их вселения в новые дома, которые мы, дай Бог, все же построим, ускорится. То есть, проиграв суд с нами, они в любом случае не останутся в проигрыше, получив квартиры в новом доме.
Еще раз хочу объяснить этим людям: в данном случае гарантом их безопасности выступает государство, Исполнительная власть Сабаильского района, которая дала разрешение на строительство, Кабинет министров, по распоряжению которого осуществляется пилотный проект. Ну и, в конце концов, мы, компания Sabah Residence, которая заинтересована закончить строительство жилого комплекса хотя бы по той простой причине, что это – наше детище. Это проект нашего архитектора, Джахангира Мамедрзаева, главного архитектора Gala Group . И нам он просто нравится. На наш взгляд, от воплощения данного проекта выиграют все, а не только жильцы оставшихся домов, которые сегодня продолжают нам не доверять, - заключил Абиль Сафаров.
Отметим, что компания Sabah Residence действительно готова представить всю необходимую документацию, включая разрешение на строительство и заключение МЧС (в сотрудничестве с японской компанией SHINYEI KAISHA), и контракты с каждым жильцом, любому желающему. Оригиналы договоров были представлены журналистам, а их копии есть в редакции.
Натали Александрова
ФОТО: Эмиль Насиров