Соглашение Армения-Евросоюз: Какие угрозы оно несет России?
«Семь раз отмерь, один раз отрежь» - эта мудрая пословица как нельзя лучше характеризует обстоятельства, могущие значительно осложнить и без того натянутые до предела российско-армянские отношения.
Речь идет о патовой ситуации, сложившейся вокруг заключенного Арменией соглашения с Европейским Союзом, который в свое время вызвал в России большой резонанс с преимущественно негативным оттенком.
Видимо, в политических и околополитических кругах этой страны раскусили желание армян «удержать в руке два арбуза». В данном случае имеется в виду то, что на фоне заявленного намерения вступить в инициированный Россией Таможенный союз и участвовать в евразийской интеграции, Ереван шел на подписание соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом, что должно было произойти в ноябре 2013 года на вильнюсском саммите «Восточного партнерства».
Конечно, Москва не могла этого допустить, и уже в сентябре вызвала Саргсяна в Кремль, таким образом, прервав для Армении пути для маневра в одновременном присоединении к Таможенному союзу и интеграции в Евразийский союз.
На совместной пресс-конференции Саргсян и Путин, обобщая результаты переговоров, озвучили совместные заявления, утверждающие намерения сторон действовать в направлении дальнейшего развития процессов экономической интеграции в евразийском пространстве.
Серж Саргсян заявил о решении Армении вступить в Таможенный союз и предпринять в этих целях необходимые практические шаги, а в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза. Владимир Путин это решение поддержал и «выразил готовность российской стороны всемерно содействовать этому процессу».
В результате, 6 ноября 2013 года Армения подписала меморандум, положивший начало процессу вступления страны в Таможенный союз, а 28 ноября - отказалась от подписания соглашения об экономической ассоциации с ЕС.
Но Саргсян не был бы Саргсяном, если бы не сделал все возможное для того чтобы добиться от Кремля разрешения на подписание хотя бы «облегченного» варианта соглашения с ЕС – в противном случае получить европейские инвестиции для Еревана не представлялось возможным.
В Москве это позволили, предварительно связав Ереван обязательствами в рамках еще одного кремлевского проекта - Евразийского экономического союза (ЕАЭС), к которому Армения присоединилась с января 2015 года.
Безусловно, это сильно ударило по позициям Армении в ЕС, но тем не менее, Саргсяну удалось разжалобить европейцев, и Совет ЕС в октябре 2015 года уполномочил Еврокомиссию начать переговоры о разработке нового, «упрощенного» варианта соглашения с Арменией.
Уже в ноябре 2017 года в Брюсселе было подписано соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армения–ЕС, который, исключая несколько разделов, во многом повторял подготовленный в 2013 году проект ассоциативного договора.
В соответствии с новым документом, заменившим соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Арменией и ЕС от 1999 года, стороны совместно разработали приоритетные направления развития партнерских отношений. Это действия по развитию государственных учреждений и практики управления государством, экономическое развитие и развитие новых возможностей на рынке, укрепление связей, повышение эффективности использования энергии, действия в области охраны окружающей среды и климата, мобильность и контакты между людьми.
Также документ предусматривает предоставление Армении финансовой помощи со стороны ЕС. С 2014 года Европейский Союз уже предоставил Армении финансовую помощь на сумму около 120 миллионов евро, которые в основном были предназначены на экономическое развитие, инновации и личное развитие, укрепление законности и развитие бизнес-среды. ЕС также оказывал помощь в области проведения выборов и развития международных связей. Армения получала финансирование также для участия в многосторонних проектах.
Также в рамках Инвестиционного фонда соседства проводилось развитие транспортной инфраструктуры и программы повышения эффективности в области энергетики. Через этот фонд с 2014 года Армения получила гранты на 70 миллионов евро, что в свою очередь привело к вливаниям в страну инвестиций в объеме 412 миллионов евро.
Дальнейшая поддержка ЕС направлена на достижение конкретной помощи гражданам страны в таких областях, как реформа юридической системы, обеспечение доступа к источникам финансового и экономического развития, развитие связей, образования и мобильности.
Несмотря на то, что Москва заключению соглашения в принципе не препятствовала, в российской прессе, в том числе, на ведущих телеканалах была развернута широкая кампания – ведущие политических ток-шоу и приглашенные эксперты обвиняли Армению в «неожиданном развороте в сторону Европы». Так, в программе НТВ «Если друг оказался вдруг?», ведущая Ольга Белова сравнила Армению с «гулящей женой, которую не устраивают отношения с официальным мужем, и она захотела завести себе любовника».
Ведущая программы телерадиокомпании ВС России «Звезда» Вероника Крашенинникова указала на пропаганду фашизма руководством Армении, подтвердив свои слова установкой в Ереване памятника гитлеровскому прихвостню Гарегину Нжде.
Такие громкие заголовки, как «Оглушительная пощечина России», «Стратегический союзник играет на два дома», «Армения считает, что Москва ей мало платит» прекрасно иллюстрировали молчаливое неодобрение Москвы к происходящему.
Отсутствие же официальной реакции наверняка было связано с тем, что Еревану было позволено подписать соглашение с ЕС, поскольку в то время возможность смены власти в Армении, даже если и рассматривалась, то исключительно в контексте замены послушного Саргсяна на не менее лояльного Карена Карапетяна.
Ничто не предвещало вероятности того, что в один прекрасный день Армения может, отвернувшись от России, повернуться лицом к Западу. Но весной прошлого года в Армении неожиданно произошла «бархатная революция», которая, свергнув Сержа Саргсяна, привела к власти его ярого оппонента Никола Пашиняна, менее чем за год умудрившегося резко понизить градус армяно-российских отношений.
И теперь в России наверняка серьезно озабочены перспективами, которые сулит и ей самой, и продвигаемым ею проектам вступление в силу соглашения между Арменией и Евросоюзом, поскольку позволив Еревану его подписать, российская сторона пошла на нарушение основополагающей идеи Евразийского экономического союза.
Речь идет о недопустимости подписания странами-членами в одностороннем порядке любых договоров о свободной торговле, поскольку ЕАЭС был создан по образу и подобию ЕС. По причине пересечения интересов ни один из членов ЕАЭС не вправе подписывать двустороннее соглашение с Евросоюзом как с организацией - это могут сделать только наднациональные структуры.
Именно поэтому предоставление Армении разрешения на подписание соглашения с ЕС представляет собой нонсенс.
Понятно, что свое дело здесь сделали заверения Саргсяна в том, что это не уменьшит его преданность России, а также его вечные жалобы на отсутствие денег в армянском бюджете. Пополнить его армянский президент рассчитывал за счет европейских инвестиций, основу для которых и создавало вышеуказанное соглашение.
Ясно и то, что Москва разрешила Саргсяну подписать этот документ только после скрупулезного изучения всех его пунктов и будучи уверенной в том, что с пророссийской направленностью властной верхушки Армения «никуда не денется».
Однако в период, когда к руководству страной пришли новые люди, склонные к изменению политического курса, соглашение между Арменией и ЕС приобретает совершенно иной окрас.
То есть, «неконтролируемый» Пашинян может использовать этот документ как основу для того чтобы сбалансировать влияние России в Армении. И соглашение автоматически становится не столько юридической основой для вливания в Армению инвестиций, сколько базой для проведения ею сепаратных торговых отношений с ЕС. Это тем более вероятно с учетом того, что одним из пунктов соглашения Армения-ЕС является положение о режиме наибольшего благоприятствования, предусматривающего в частности представление таможенных льгот и иных преимуществ в отношении налогов и сборов на импортируемые товары.
Другими словами, смена власти в Армении сегодня актуализировала вопрос того, что соглашение с Евросоюзом способно привести к изменению конъюнктуры товарооборота Армении. Это означает еще большее увеличение доли ЕС, и напротив, снижение доли России в торговом обороте Армении.
То есть, теперь Ереван может в обход Москвы расширять связи с ЕС, тем самым, создавая в среднесрочной перспективе серьезную угрозу для российских интересов в Армении.
Причем в данном случае ссылаться на чисто экономический характер подписанного с ЕС соглашения было бы неверно, поскольку экономика в наше время слишком тесно связана с политикой.
Ф.Багирова