«Армянам не стоит надеяться на скорое возвращение своего диверсанта» - Эксперт
Армянские медиа в эти дни наводнены призывами к обмену старшего лейтенанта Гургена Алавердяна, взятого в плен при предотвращении Азербайджанской армией попытки диверсии 23 августа в направлении Геранбойского района фронта.
Эти призывы - как бы это ни пыталось скрыть министерство обороны Армении отсутствием реакции на видеообращение Алавердяна, наглядно показывают его значимость для армянской стороны. Это не удивительно, поскольку руководство диверсионно-разведывательной группой, как правило, доверяют не каждому офицеру.
По признанию Алавердяна, главной целью предпринятой попытки были азербайджанские военнослужащие и казармы военных частей ВС Азербайджана: «По указанию вышестоящего командования было поручено провести подготовку в связи с осуществлением диверсии на боевых позициях Вооруженных сил Азербайджанской Республики на линии соприкосновения в Геранбойском районе, то есть, для выполнения операции по уничтожению возможно большего числа азербайджанских военнослужащих, используя гранаты и автоматическое оружие, а также взятия в плен одного военного».
На фото: Гурген Алавердян
Любопытно и то, что попытка диверсии по времени совпала с визитом министра обороны Армении Давида Тонояна в Москву для участия в военно-техническом форуме «Армия-2020», что вряд ли является «случайным совпадением».
Напомним, что попытку провокации в направлении Геранбойского района фронта диверсионно-разведывательная группа вооруженных сил Армении предприняла 23 августа примерно в 05:45, однако в результате бдительности и решительных действий подразделений Азербайджанской армии, дислоцированных на этом направлении, вражеская попытка была пресечена. Противник, понеся потери, был вынужден отступить, а командир диверсантов, старший лейтенант Гурген Алавердян был выявлен и задержан.
Провал вражеского плана, как и поражение в Товузских боестолкновениях, в апрельских боях 2016 года, демонстрирует низкий профессионализм армянской армии, в которой к тому же остро стоит проблема недобора. Эта неутешительная тенденция побуждает армянские власти в поисках путей выхода из ситуации обращаться к «альтернативным» вариантам.
Так, на днях Минобороны Армении сообщило о поправках в закон об обороне, предполагающих создание «народного ополчения». Добровольное участие граждан в военной обороне, по словам пресс-секретаря ведомства Шушан Степанян, «продиктовано необходимостью придать вопросу обороны Армении всеобщее и всенародное значение».
Однако в азербайджанском экспертном сообществе прозвучала более убедительная причина такого замысла - в недавнем интервью нашему агентству известный политолог Фархад Мамедов подчеркнул высокую вероятность того, что за намерениями армянского военного руководства может стоять стремление легализовать участие в боевых действиях в Карабахе формирований частных военных компаний, так называемых ЧВК, и боевиков структур армянской диаспоры за рубежом.
Читайте по теме:
Наемники вместо солдат: Армения легализует услуги ЧВК и террористов
Это еще одно свидетельство того, что армянская армия опасается столкнуться с Вооруженными силами Азербайджана в открытом бою, и постоянными попытками провокаций и диверсий предпочитает действовать исподтишка.
Гурген Алавердян не первый диверсант, взятый в плен при пресечении Азербайджанской армией вражеских попыток террора.
На фото: Арсен Багдасарян и Карен Газарян
26 декабря 2014 года на линии соприкосновения войск на территории Агдамского района АР был задержан командир взвода разведподразделения оккупационной армии Арсен Багдасарян. Кроме того, 15 июля 2018 года при попытке проникновения армянской разведывательно-диверсионной группы на азербайджанскую территорию на госгранице Азербайджана в Газахском районе был взят в плен член группы Карен Газарян. По приговору суда эти лица в настоящее время отбывают наказание.
О низком уровне профессионализма и боевой подготовки в армянской армии говорят и азербайджанские военные эксперты.
- Диверсия, которую пытались совершить армянские подразделения - это очередное свидетельство того, что наш неблагодарный сосед не отказывается от гнусных намерений наподобие тех, которые он продемонстрировал в июле на Товузском направлении азербайджано-армянской границы, говорит эксперт Узеир Джафаров.
На фото: Узеир Джафаров
- И как бы армянская сторона ни пыталась отрицать такие попытки, но старший лейтенант Гурген Алавердян уже дал признательные показания. Кстати, в Армении вызвали сильное негодование слова Алавердяна о том, что он и многие другие военнослужащие вооруженных сил Армении были насильно привлечены к службе на оккупированных территориях Азербайджана.
Понятно, что армянская сторона, СМИ хотят преподнести этот инцидент в совершенно другом ракурсе. Пресс-секретарь минобороны Армении Шушан Степанян заявила, что Алавердян якобы «заблудился и пропал, когда проверял при неблагоприятных погодных условиях боевую позицию».
У человека, разбирающегося в военной науке, это вызывает массу вопросов. Каким образом подготовленный, знающий местность разведчик, может «заблудиться»? Потом они «сменили пластинку». Они, которые подвергали пыткам азербайджанских пленных, заложников – тому есть достаточно фактов - сейчас выражают Международному комитету Красного креста «обеспокоенность» в связи с якобы нарушением прав Гургена Алавердяна. О каких «нарушениях прав» можно говорить, когда сам Алавердян заявил, что после взятия в плен, вопреки его ожиданиям в отношении него не было ни пыток, ни давления, что он не имеет никаких жалоб на условия содержания?
Почему-то сегодня в Армении вдруг вспомнили о «гуманитарных нормах» и предлагают обменять Алавердяна. Но я не думаю, что азербайджанская сторона вернет его Армении. Возможно ли такое в перспективе – покажет будущее, но сегодня армянской стороне не стоит тешить себя надеждами на «скорое возвращение» Алавердяна. В отношении этого человека возбуждено уголовное дело, в рамках которого он должен ответить за содеянное по законам Азербайджана.
В свете этого хотел бы обратить внимание на судьбу Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева, взятых в заложники армянской стороной и незаконно содержащихся на оккупированных азербайджанских территориях.
Я ожидал, что в ходе визита в Москву министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова, его российский коллега Сергей Лавров внесет ясность в этот вопрос, потому что когда-то он обещал, что обсудит с Арменией вопрос удержания в заложниках гражданина России Дильгама Аскерова. К сожалению, этого не произошло.
Возвращаясь к вопросу о Гургене Алавердяне, я думаю, что он еще долгое время будет обсуждаться в армянском обществе. Его заявление о желании остаться в Азербайджане и служить ему своими знаниями и умениями – это попытка спасти свою трусливую шкуру. Во-первых, Азербайджанская армия не нуждается в таких «офицерах», которые могут предать в любую секунду. Офицер, разведчик, отправленный для шпионажа, если бы у него была офицерская честь, мог бы воспользовался своим табельным оружием чтобы не попасть в плен. Более того, на момент взятия в плен Алавердян был под воздействием алкоголя или наркотиков – уже подтверждено, что он был в неадекватном состоянии.
В целом, произошедшее демонстрирует низкий уровень профессионализма в армянской армии. Что касается непосредственно попытки провокации, то я думаю, она была санкционирована на самом высоком уровне армянского военного руководства. Вообще, без санкции министра обороны Армении не выполняется ни одна военная операция. И Давид Тоноян, находясь на тот момент в Москве, был прекрасно осведомлен о том, что армянские военнослужащие будут выполнять операцию на оккупированных территориях Азербайджана.
Я уверен, что провокация в Товузе и в Геранбое, обстрелы наших сел – все это звенья одной цепи и управляются они из одного центра. И мне кажется, что на этом армяне не остановятся.
В попытке взять «реванш» они будут пытаться совершить новые провокации, эскалировать обстановку. Сейчас от них можно ожидать любой подлости, и поэтому наша армия должна быть бдительна вдвойне.
Ф.Багирова