Наемники вместо солдат: Армения легализует услуги ЧВК и террористов
Уныние и страх, в которые Армению ввергли спровоцированные ею же июльские боестолкновения на Товузском направлении азербайджано-армянской границы, внесли в армянскую политическую повестку новый законопроект.
Минобороны Армении вынесло на общественное обсуждение проект создания ополчения.
Как сообщают армянские СМИ со ссылкой на пресс-секретаря ведомства Шушан Степанян, соответствующие поправки внесены в закон «Об обороне», что «продиктовано необходимостью придать вопросу обороны Армении всеобщее и всенародное значение».
Как отмечается в проекте закона, ополчение – это система добровольного участия граждан в военной обороне Армении, оно будет действовать на территориальной основе и состоять из войсковых соединений, делящихся на бригады и батальоны. Генштаб Армении осуществляет общее руководство батальоном. Основой для привлечения в ополчение является договор, за ополченцами закрепляется оружие, им выдается форма, они назначаются на должность и проходят соответствующую подготовку.
Эти планы армянских властей открыто проявляют проблемы, имеющиеся в вооруженных силах страны. Так, все большую актуальность в Армении приобретают факты уклонения призывников от службы в рядах армии. Одни из главных причин – беспредел, дедовщина, высокий уровень смертности в армии, особенно в частях, расположенных на оккупированных азербайджанских территориях. Часто родители призывников дают военным чиновникам крупные взятки, только бы их детей не отправили туда служить.
Армянское военно-политическое руководство многократно сталкивалось с протестами солдатских матерей, борющихся за раскрытие обстоятельств смерти своих детей, причем нередко обстоятельства эти – странные и загадочные. Так было при прежнем руководстве Армении, такая же проблема имеет место при нынешнем режиме.
«Карабах отнял у меня и мужа, и сына. Для чего? Чтобы потом в меня бросали камни и закрывали передо мной двери в правительстве, Министерстве обороны и Фонде страхования военнослужащих?», «Для чего мы отдали своих сыновей в армию? Чтобы они там погибли? Причем, некоторые были убиты в небоевых условиях, то есть, своими сослуживцами и офицерами. Государство отказывает в заботе семьям погибших солдат» - вот только несколько возмущенных заявлений солдатских матерей, процитированных армянскими СМИ.
С другой стороны, прямое влияние на состояние армянской армии оказывает демографический кризис – большое число молодых людей, часто еще допризывного возраста, не желая пополнять армию безработных, ищут лучшей доли за пределами Армении. Отправив сына, скажем, в Москву, к родственникам, которые могут устроить его на работу, родители одновременно избавляют его от тяжелой участи на родине и в то же время получают возможность залатать дыры в семейном бюджете.
Но, конечно, основная причина нынешнего военного психоза в Армении состоит в провале всех провокаций на линии фронта, поражениях и потерях, которые она несет на поле боя от Азербайджанской армии, и здесь Еревану никакое народное ополчение не поможет.
Интересного взгляда на намерение армянских властей придерживается известный политолог Фархад Мамедов.
- Начнем с того что идея создания в Армении ополчения или структуры резервистов не новая. В свое время, когда министром обороны был еще Виген Саргсян, он выступил с инициативой «нация-армия», которая отчасти подразумевала, (по израильскому, швейцарскому опыту) что мужская часть населения до 45 лет должна принимать активное участие в сборах резервистов, что в доступной близости к населению должны быть склады оружия, и должна иметь место соответствующая финансовая подпитка. Так что, сама идея не новая, и продиктована она сокращением в Армении населения, что создает проблему укомплектованности воинских частей.
А если учесть, что в Армении действует также альтернативная военная служба и от армии можно откупиться, то большое число молодых людей, работая за границей, посылают деньги родным, берут кредиты и т.д. чтобы получить возможность не служить в армии.
Эта проблема у них была, и остается, и все популистские заявления Пашиняна об «увеличении народонаселения», конечно, ни к чему не приводят. Негативная тенденция продолжается и может сократиться только из-за того, что в условиях коронавируса выезд граждан из Армении практически невозможен.
Поэтому в нынешнем году эта статистика может быть для них даже положительной. Но мы все – свидетели того, сколько армян скопилось сейчас на армяно-грузинской границе, а участники акции протеста у здания правительства в Ереване требуют возобновления рейсов чтобы поехать на заработки, к примеру, в Россию. Все это - органическая, естественная среда и соответствующий повод для изменения законодательства и организации ополчения.
Но есть в этом процессе и подводные камни.
В начале 90-х мы все были свидетелями того что армянство во всем мире принимало участие в боевых действиях в Карабахе. Мы знаем, что в определенных странах, скажем, в Сирии, Ливане существуют отделения армянских террористических организаций – ASALA или боевое крыло «Дашнакцутюна». У них там есть свои полигоны и т.д. Эти диаспорские группы посылали уже обученных боевиков на войну в Карабах. Тот же легион ARABO и другие – все их члены были выходцами из армянских диаспорских структур. И за создаваемым сегодня ополчением кроется цель придания легитимности участию в боевых действиях диаспорских структур.
Плюс, практика, используемая уже в современном мире –частные военные компании (ЧВК). Они есть в США, России, других странах. Это профессиональные военные, - политически мотивированные и просто воющие за деньги – которые принимают участие в боевых действиях в различных точках мира. Мы видим большое количество статей на эту тему, фактов и т.д. Независимо от того, гражданами каких стран они являются, эти люди могут негласно появляться в любой точке мира и исполнять заказы своих нанимателей, которым в свою очередь очень удобно использовать их.
Так что, создаваемое в Армении ополчение может быть использовано и для легализации участия формирований частных военных компаний в вооруженных действиях в Карабахе.
- То есть, закон об ополчении будет ширмой для привлечения в Карабах террористических и диверсионных группировок?
- И террористических группировок, и существующих военных формирований армянской диаспоры, и иностранных граждан в рамках сотрудничества с ЧВК.
- Как вы думаете, могло ли подтолкнуть Армению к решению о создании ополчения поражение в Товузских боестолкновениях?
- Ситуация, складывающаяся после Товузской эскалации и есть основной генератор, основной повод для принятия этого решения.
Потому что переговорный процесс - по причине неконструктивности Армении, пассивности сопредседателей – зашел в тупик. Сопредседатели выступили с заявлением, но после этого заявления каких-то активных шагов не анонсировалось. Хотя многие ожидали их визит в регион, встречу с руководителями государств и т.д.
С другой стороны, незадолго до Товузских событий Президент Азербайджана высказал недовольство деятельностью Минской группы.
Что касается армянского премьера, то он за последние полтора года делал все для того чтобы завести переговорный процесс в тупик.
Сейчас перспективы деятельности Минской группы ОСЕ - очень туманные. Этот аспект, а также проведенный в Азербайджане большой митинг с требованиями войны, организованные в России учения с привлечением подразделений армянской армии, широкомасштабные совместные военные учения Азербайджана и Турции – все эти процессы показывают, что фактор войны сейчас актуализировался.
Поэтому решение об ополчении – это составная часть армянской политики и ответ на стоящие вызовы. А причины, которые обусловили данное решение, я уже обозначил – недобор в армии и желание привлечь террористов и ЧВК.
Ф.Багирова