Провокация или блеф? Что стоит за заявлениями Армении о закупках российских истребителей
Вслед за последними скандальными поставками Россией в Армению вооружения – они осуществлялись в самый разгар Товузских боев - в Ереване сообщили о переговорах с Москвой по закупке истребителей Су-30СМ.
Глава Минобороны Армении Давид Тоноян сказал, что республика ведет переговоры о покупке российских истребителей Су-30СМ, передает «Интерфакс». По его словам, Ереван планирует приобрести у России новую партию этих самолетов. «Сейчас ведутся переговоры», — сказал Тоноян.
В 2019 году армянская сторона купила четыре российских истребителя Су-30СМ, сообщило издание.
Стоит отметить, что прошлогодние поставки Россией первой партии истребителей армянским премьером было охарактеризовано как «главное приобретение года».
Оставим за скобками, каким образом Армения, экономический упадок которой усугубляется на фоне пандемии, будет расплачиваться за новую партию самолетов рыночной ценой около $50 млн, даже при очевидности того что Су-30СМ предложены ей по внутрироссийским ценам.
Вопрос в другом: как эти поставки соотносятся с посреднической миссией России в рамках Минской группы ОБСЕ, призванной оказать содействие в мирном урегулировании конфликта. Активное вооружение Армении с миротворческой миссией не очень вяжутся, более того, возможно, именно российские поставки и подтолкнули Армению к новым провокациям, как на Товузском направлении, так и позднее - на Геранбойском. Обе попытки закончились провалом, но вопросов к российской стороне этот факт не отменяет, и они в Баку озвучиваются на самом высоком уровне.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев, подняв этот вопрос перед главой России Владимиром Путиным в ходе телефонного разговора 12 августа, особо отметил, что основной целью военного нападения Армении на Товузском направлении является вовлечение третьих сторон в армяно-азербайджанский конфликт. Глава Азербайджана подчеркнул, что интенсивные поставки грузов военного назначения из России в Армению объемом более 400 тонн вызывают у азербайджанской общественности обеспокоенность и серьезные вопросы.
Ответить на эти вопросы попытался на прошлой неделе министр обороны России Сергей Шойгу в ходе визита в Азербайджан. По его словам, Россия не заинтересована в эскалации напряженности в Закавказье и ее действия не направлены против третьих стран в этом регионе. «Знаем и с тревогой наблюдали за теми событиями, которые происходили на границе с Арменией. И знаем о тех тревогах, которые есть в связи с нашими перелетами на нашу базу. Хочу сразу сказать: все наши действия никогда не были направлены и не направлены сейчас против Азербайджана, нашего соседа и нашего партнера. Россия не заинтересована в эскалации напряженности в Закавказье», - сказал Шойгу на встрече с главой военного ведомства Азербайджана Закиром Гасановым.
По его словам, Россия ведет на своей базе в Армении строительство социальных объектов, которыми не обеспечены военнослужащие: «С этим связана некая незначительно активность. И вторая часть - призывная кампания. Кого-то надо было возвращать домой, кого-то наоборот».
«Повторю еще раз: наши действия и шаги никогда не были направлены против Азербайджана и не направлены сегодня», - заверил он.
Однако Баку эти ответы не удовлетворили.
«Вооружение Армении в последнее время вызывает серьезную обеспокоенность у азербайджанской общественности, у нашего государства», - заявил на днях помощник Президента Азербайджанской Республики – заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Хикмет Гаджиев.
«Из России осуществляется поставка грузов в различных направлениях, и это вызывает обеспокоенность у нашей общественности. Разъяснения российской стороны нас не вполне устраивают. Мы ждем, когда будет внесена ясность в вопрос о том, на каких основаниях продолжается интенсивное вооружение Армении. В ходе Товузских событий Армения продемонстрировала, что продолжает оккупационную политику. Мы не удовлетворены ответом, что якобы самолеты перевозили стройматериалы. Грузы можно перевозить и другими способами», - сказал Хикмет Гаджиев. Он подчеркнул, что события в Товузском направлении были изначально спланированным актом: «Но Армения ничего не добилась. У Азербайджана нет никакой военной цели на границе с Арменией. Главное – защита границы, обеспечение безопасности населения. ВС Армении отступили, и сегодня они скрывают потери».
Но даже если гипотетически предположить, что июльские поставки из России были предназначены для строительства социальных объектов на ее военной базе в Гюмри, то чем можно объяснить факт того что последнее заявление армянского министра Тонояна о закупках российских истребителей прозвучало именно сейчас?
«Армянская сторона своими действиями последнего времени намеренно провоцирует новое обострение ситуации в регионе и фактически срывает наметившуюся подготовку к новому раунду переговорного процесса по нагорно-карабахскому урегулированию», - убежден глава Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.
По его словам, на этом достаточно напряженном фоне любые действия, любые шаги со стороны кого бы то ни было отражаются на региональной ситуации: «Информация о поставках российского вооружения в Армению, конечно, создает дополнительную неясность, нервозность в регионе, и в любом случае, не способствует формированию благоприятных условий для реализации дипломатических, мирных шагов для решения карабахской проблемы».
Политолог отметил, что в последние недели, пользуясь наличием прямых контактов между представителями высшего политического и военного руководства Азербайджана и России, ситуацию удается держать в поле зрения: «Азербайджанская сторона настаивает на том чтобы в России дали наиболее обстоятельные и подробные объяснения о характере поставок вооружения в Армению».
«Министр обороны России сказал, что это были строительные материалы, которые доставлялись воздушным путем на дислоцированную в Армении 102-ю российскую военную базу. Да, мы знаем, что российская сторона имеет планы по реконструкции или переоснащению своего военного объекта на армянской территории, и вполне возможно, что осуществляла поставки, реализуя эти планы.
Но с другой стороны, есть сомнения в том, были эти грузы строительными материалами или все-таки это была крупная военная техника. Дело в том, что поставки пришлись именно на разгар боев на Товузском направлении и армянская сторона во время этих столкновений применяла вооружения, имеющие российское происхождение».
«В этом смысле есть различные опасения и предположения о предоставлении Армении этого вооружения, развеять и внести ясность в которые может только российская сторона, дав полный расклад ситуации. Надеемся, что в ближайшее время вопрос все-таки прояснится, и эту тему удастся закрыть», - отметил Ильгар Велизаде.
Он напомнил, что в свое время со стороны России осуществлялись поставки в Армению крупных партий вооружения на безвозмездной основе: «Мы не хотели бы, чтобы такая ситуация повторилась».
Эксперт подчеркнул, что это оружие используется не только против азербайджанских военнослужащих, но и против мирных жителей приграничных сел: «При эскалации на Товузском направлении особо активно подвергались обстрелу азербайджанские населенные пункты, погиб пожилой человек, пострадали другие мирные жители. Конечно, не хотелось бы повторения этой ситуации, чтобы армянская сторона использовала приобретенное российское оружие против мирных азербайджанских граждан».
Коснувшись информации о намерении Еревана провести с Россией переговоры о закупке новой партии боевых самолетов, политолог напомнил, что этот вопрос обсуждался и раньше: «Но в свете нынешней осложнившейся военно-политической в зоне конфликта заявления армянской стороны о приобретении новой партии российских истребителей настораживают. Мы хотели бы внесения определенной ясности и в этот вопрос».
В этом контексте политолог привлек внимание к интересной детали - 15 июля посол Армении в России заявил, что в Ереване сегодня не рассматривают планов приобретения крупной партии российского оружия. Однако последние заявления Тонояна дезавуируют высказывания армянского посла в Москве.
«То есть, сегодня фактически наблюдается, с одной стороны словесная активность, с другой – достаточно опасные передвижения военной техники в регионе. Все это нелицеприятно, и в конечном итоге создает очень негативный фон для готовящегося очередного раунда переговоров.
Кроме того, обращает на себя внимание и то, что именно в этот период Никол Пашинян едет в оккупированный Карабах, встречается там с представителями оккупационного корпуса, что тоже настораживает – так же, как и его слова о военной поддержке Арменией самопровозглашенного образования», - сказал Ильгар Велизаде.
Все это, по мнению эксперта, свидетельствует о том, что военная напряжённость в ближайшее время будет только нарастать.
«Конечно, Россия как сопредседатель Минской группы и как страна, имеющая дружественные отношения с Азербайджаном, в данном случае является не простым, скажем, статистом или просто одним из посредников. Это - страна, на которую ложится особая ответственность, и в этом смысле, конечно, в тональности заявлений азербайджанской стороны, обращенных к России, чувствуется желание получить исчерпывающий ответ Москвы на вопросы, связанные с военными поставками Армении – с тем чтобы успокоить азербайджанскую общественность и для того чтобы сложилось относительно четкое видение перспектив дальнейших шагов по карабахскому урегулированию.
Приходится констатировать, что в противном случае, к сожалению, ситуация может продолжать скатываться к военному сценарию, что по большому счету грозит значительными рисками для всех реальных и потенциальных участников новой войны», - отметил Ильгар Велизаде.
«Азербайджан - несмотря на то, что Армения предпринимает шаги по усилению своей военной составляющей в регионе – все-таки рассчитывает на результативность мирных переговоров. Но если эта результативность будет оставаться низкой, то военный сценарий является неизбежным, и к нему Азербайджан в настоящее время также усиленно готовится», - резюмировал эксперт.
Ф.Багирова