«Армения 2021»: армянская диаспора вновь тащит Ереван в пропасть
Армения, экономика которой ощутимо зависит от внешней благотворительности, готова в очередной раз впасть в зависимость от диаспоры также в плане интеллектуального капитала.
Накануне частные лица и общественные организации из Армении и армянской диаспоры, разбросанной по всему миру, организовали инициативу, целью которой является создание некоей антикризисной команды.
Онлайн-кампания «Армения 2021» представляет собой национальное голосование и отбор лиц, которые, по мнению авторов инициативы, «способны взять на себя ответственность, остановить раскол общества и достойно выйти из сложившейся послевоенной ситуации».
В рамках общественной инициативы намечено отобрать 100 армян, проживающих как в Армении, так и в диаспоре, призванных «вывести страну и общество из кризиса, и задать нужный вектор развития».
Существенная часть кандидатов состоит из представителей армянской диаспоры за рубежом, в числе которых профессор Нью-Йоркского университета Абу-Даби Георгий Дерлугьян, декан факультета управления и политики МГИМО МИД России Генри Сардарян, российские бизнесмены Рубен Варданян и Самвел Карапетян, член Палаты лордов Великобритании Ара Дарзи и т.д.
Возможно, Армении сегодня действительно нужно выявить тех, кто своими знаниями и опытом сумеет внести вклад в выход страны из кризиса. Однако логично предположить, что лучше всего это способны сделать те, кто живет и работает непосредственно в Республике Армения.
Однако, похоже, главная проблема Армении заключается в том, что за десятилетия своей независимости она так и не сумела сгенерировать интеллектуальный потенциал политических лидеров, способных, во-первых, взять на себя ответственность за будущее страны, а во-вторых, сформировать ясное видение ее будущего.
Эту миссию в Армении предпочитают доверить диаспоре, которая, по сути, оторвана от местных реалий.
Представители диаспоры начинали строить политическую систему Армении в первые годы независимости. Уроженец сирийского города Алеппо Левон Тер-Петросян, став первым президентом Армении, собрал вокруг себя преимущественно этнических армян из-за рубежа. Например, бывший глава МИД Армении Вардан Осканян, тоже уроженец Алеппо, в период президентства Тер-Петросяна работал в министерстве иностранных дел заместителем начальника отдела стран Ближнего Востока, затем начальником отдела стран Северной Америки, начальником управления США и Канады, а впоследствии первым заместителем министра. Ныне он живет в США и занимается преподавательской деятельностью.
Еще одним из ближайших соратников Тер-Петросяна был уроженец Бейрута Жирайр Липаритян, который сегодня также проживает в США и заведует кафедрой истории Армении в Мичиганском университете.
На фото: Левон Тер-Петросян и Вардан Осканян
В конце 20-го века в том числе с подачи диаспорских кругов в армянском обществе стала культивироваться идея так называемого «геноцида» армян в Османской Турции и «миацума», основу которого составляли претензии на присоединение к Армении исконной, международно признанной территории Азербайджана – Нагорного Карабаха.
Диаспора стала вдохновителем и основным спонсором этих губительных идей, которые в конечном итоге подвели Армению к краю пропасти, сведя к минимуму возможности для устойчивого развития.
Экспортируя в армянское общество свое видение прошлого и будущего Армении, зарубежные армяне добились того, что заведомо искаженные понятия т.н. «миацума» и «геноцида» стали основой губительной национальной идеологии.
Этой же линии придерживались и преемники власти из так называемого «карабахского клана» - полевые командиры Первой Карабахской войны, военные преступники Роберт Кочарян и Серж Саргсян.
На фото: Роберт Кочарян и Серж Саргсян
Время и усилия, затраченные на агрессивную пропаганду и территориальные притязания, Армения могла бы направить на цели развития, но она выбрала другой путь.
История доказала глубокую ошибочность такого выбора, потому что в конечном счете он привел Армению к политическому и экономическому регрессу, закрыв возможности для сотрудничества с двумя соседними государствами, которые могли бы значительно расширить перспективы ее развития, открыв дорогу на Запад и Восток.
Здесь следует вновь коснуться инициативы «Армения 2021», которая, по утверждению ее авторов, «нацелена не на поиск единоличного супер-лидера на роль главы государства, а на привлечение команды профессионалов, в которой каждый будет отличаться высоким уровнем компетенции в своем направлении и готов принять участие в построении будущего Армении».
По сути, армянам предлагают выбрать политическую элиту из людей, большинство из которых не живут в Армении, следственно, не в полной мере знакомы с теми проблемами, с которыми сталкивается страна, не знают их подоплеки.
Соответственно, выдвигаемые ими предложения для решения тех или иных вопросов для лучшего будущего страны, могут быть, в лучше случае, лишь поверхностными.
Искать реальные и действенные ответы на эти вопросы армянскому обществу следовало бы не за рубежом, а внутри - у тех, кто знает ее реальные проблемы и понимает суть происходящих в регионе процессов.
В какой-то степени, собирательным образом среднестатистического армянина можно считать нынешнего премьер-министра. Выдвигая шовинистические лозунги, Никол Пашинян продолжил курс своих предшественников, в чем-то даже превзошел их, и в конечном счете узнал истинную цену агрессивной и оккупационной политики своей страны.
Это ярко иллюстрирует, с чем может столкнуться армянский народ, если не откажется от ложных идеалов, которые в свое время ему навязала диаспора и из-за которых Армения оказалась сегодня на пороге краха.
Будущее страны во многом зависит от того, кого она впоследствии выберет своим лидером.
Если это снова будет оторванный от реальности «импортный» максималист, то Армению, скорее всего, ждет участь failed state - несостоявшегося государства, неспособного поддерживать свое существование в качестве жизнеспособной политической и экономической единицы.
Ф.Багирова