Пресс-секретарь на войне: Мы сдерживали самые крупные силы армян и ждали приказа о начале освобождения Агдама - ФОТО
44-дневная Отечественная война, завершившая полной капитуляцией Армении и освобождением оккупированных территорий, стала героической страницей в истории Азербайджана.
Под руководством Верховного главнокомандующего, Президента страны Ильхама Алиева героические сыны Азербайджана восстановили территориальную целостность республики.
Каждый военнослужащий внес свой весомый вклад в эту победу. После начала войны, помимо регулярной армии, на фронт отправились сотни добровольцев и офицеров запаса. В числе последних оказался и Махал Мамедов, позднее награжденный распоряжением Президента Азербайджана Ильхама Алиева медалью «За освобождение Агдама».
Лейтенант запаса Махал Мамедов – глава пресс-службы Федерации футзала Азербайджана, долгие годы работал в пресс-службе АФФА. После начала контрнаступательной операции был призван в ряды ВС Азербайджана, и на протяжении всей войны участвовал в ожесточенных боях в направлении Агдама.
«Есть люди, которые злорадствуют и говорят, а разве в направлении Агдама были бои, - рассказывает в беседе 1news.az Махал Мамедов. - Но в направлении Агдама располагались самые крупные силы противника и пять линий обороны. Господин Президент во время посещения освобожденного Агдама заявил, что враг ждал контрнаступления с этого направления, поэтому после начала войны мы не могли перейти в атаку со стороны Агдама.
После освобождения Шуши, следующим направлением был Агдам. Нас готовили к этому, и мы ждали сигнала, когда перейдем в атаку и освободим оккупированный Агдам. Операция планировалась на 12-13 ноября. Но это не значит, что на протяжении всей войны в направлении Агдама было спокойно.
Враг, терпя поражение на южном направлении, всеми силами пытался прорвать нашу линию обороны со стороны Агдама и окружить наши войска на южном направлении. Мы не могли это позволить. Каждый раз, неся большие потери, армяне были вынуждены отступать».
Вспоминая сейчас боевые действия, Махал Мамедов отмечает, что, в первую очередь, он думает о своих боевых товарищах: «Это война. В любой момент человек может погибнуть. На войне человека преследует запах крови. Но самое важное – это то, что мы освободили оккупированные территории, положив конец 30-летним ожиданиям. Сейчас уже сложно восстановить цепочку событий. Конечно же, на войне легко не бывает. Я сейчас чаще всего вспоминаю своих боевых товарищей. Кто-то из них стал шехидом, кто-то - гази».
Махал Мамедов сказал, что на фронт его призвали 29 сентября. «После июльских событий на товузском направлении, можно было предположить, что нас ждет война. Те события также показали, что, как народ, мы созрели для войны и освобождения своих земель. За несколько дней до начала контрнаступательной операции мне позвонили из военкомата и сказали, что в ближайшее время могут призвать на учения. Но учений как таковых не было, так как после провокации Армении началась война. Сначала я думал, что она продлится несколько дней. Но когда были объявлены частичная мобилизация и военное положение, стало понятно, что все серьезно.
29 сентября нас сначала отправили в воинскую часть в Геранбое. Но потом перевели в Барду, так как поступило сообщение, что координаты воинской части кто-то передал армянам. Затем несколько дней мы были в Мингячевире. А с 8-9 октября меня отправили в направлении Агдама, там я пробыл до окончания военных действий.
Я служил в армии в 2001-2003 годах. С тех пор прошло много времени. Поэтому первое время было тяжело. С тех пор многое изменилось. Но времени на адаптацию не было. Мы должны были защищать свои позиции».
Махал Мамедов отмечает, что им удалось выполнить боевую задачу, которая ставилась перед ними. «Как уже известно, был составлен единый военный план. Мы должны были организовать защиту своих позиций и ждать приказа об атаке. Враг тоже не дремлел и подвергал наши позиции интенсивным артиллерийским обстрелам. В течение месяца что я был на этом направлении, минометы не утихали ни на минуту. Представьте, что идет дождь, но это не капли воды, а снаряды, выпущенные из минометов. Поэтому, когда говорят, что в Агдаме не было войны, это звучит как неуважение к шехидам и воевавшим там военнослужащим.
Они неоднократно пытались прорвать нашу линию обороны. Но наша армия выполнила поставленную задачу в полном объеме. Более того, наши отдельные группы устраивали вылазки на позиции противника. Благодаря этому, армяне были вынуждены держать в этом направлении большие силы и не могли перебрасывать их туда, где они терпели поражения. Говоря футбольным языком, мы должны были играть от обороны. И мы выполнили поставленную задачу. В футболе можно забить сколько угодно голов, но если ты пропускаешь на один больше, проигрываешь. Так же и на войне. Важно не только освобождать территории, но и удерживать свои стратегические позиции».
«После войны некоторые люди говорили, что Азербайджан не должен был останавливаться, и надо было воевать до конца. Азербайджан вынудил Армению подписать капитуляцию. И они покинули Кяльбаджар, Лачин и Агдам. А сколько людей погибли бы на войне. Ведь наступали холода. А вы знаете, какие погодные условия в Кяльбаджаре и Лачине, к примеру. И насколько было бы тяжело вести так войну. Где гарантии, что война не продолжалась бы до сих пор. Те, кто выступает за войну, видимо, ни разу не были в окопе, перед ними не нависала опасность смерти, по ним не работала артиллерия. Война – это не игра. Наша армия под руководством Верховного главнокомандующего одержала великую победу. И не надо пытаться принизить ее.
Эта война объединила народ вокруг Президента и единой цели. Победа положительно скажется на молодежи. Я надеюсь, что в такой атмосфере единства мы продолжим жить и дальше.
Я хотел бы пожелать упокоения души наших шехидов, скорейшего выздоровления раненым. Каждый военнослужащий, вставший на защиту своей родины, - герой. Мы должны гордиться ими. Я горжусь, что стал участником Отечественной войны, которая положила конец оккупации наших земель», - заключил он.
Примечание: Данный материал впервые был опубликован на 1news.az 15 января 2021 года