Александр Караваев: Проблема заминированных территорий в Карабахе – общая для Баку и Москвы
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в среду вечером прибыл с двухдневным визитом в столицу Армении, а в начале следующей недели, 10-11 мая, совершит рабочий визит в Баку.
Как ранее отметили в пресс-службе МИД РФ, приоритетное внимание во время визитов будет уделено практическим аспектам реализации трехсторонних заявлений лидеров России, Азербайджана и Армении по Карабаху от 10 ноября 2020 года и 11 января 2021 года.
Визиты происходят на фоне непростой обстановки – с момента подписания трехстороннего заявления лидеров РФ, Азербайджана и Армении о прекращении боевых действий прошло полгода, однако некоторые пункты совместных договоренностей все еще остаются в воздухе.
В частности, актуальными являются вопрос предоставления армянской стороной карт минных полей в Карабахе, а также разблокирование транспортных коммуникаций на Южном Кавказе.
Известный российский политолог Александр Караваев поделился в своем интервью 1news.az мнением о том, сможет ли Лавров найти точки соприкосновения между Азербайджаном и Арменией в новых послевоенных реалиях, каковы перспективы запуска транспортных маршрутов, и что может быть риском на пути реализации этих планов.
Александр Караваев – научный сотрудник Института экономики Российской Академии наук, ведущий эксперт политологического центра «Север-Юг»; долгие годы занимается изучением постсоветского пространства, в частности, Южного Кавказа; соавтор опубликованного в апреле исследования «Урегулирование армяно-азербайджанского конфликта и развитие Южного Кавказа: перспективы и вызовы».
Говоря о визите министра Сергея Лаврова в Иреван, а позднее в Баку, он отметил, что перед Лавровым как ключевым переговорщиком по Карабаху сегодня стоит весьма непростая задача.
«Победа Азербайджана в войне 2020 года обрушила те переговорные позиции, которые стороны конфликта занимали все предыдущие 20 с лишним лет. Выстроились новые реалии – однозначно в пользу Азербайджана, и теперь Баку ведет разговор на других условиях», - сказал Александр Караваев.
«В таких новых реалиях Сергею Лаврову, конечно, работать стало намного сложнее. Новому сложившемуся политико-экономическому диалогу нужно задавать нужный темп. Фактически его надо начинать с нуля, поскольку война окончена, мы перешли на новый уровень, но на нем пока еще ничего не сделано», - добавил он.
По мнению Караваева, на данном этапе крайне актуален вопрос выработки Дорожной карты по запуску транспортных коммуникаций на Южном Кавказе – железнодорожного коридора, автомобильных коммуникаций и т.д. Несмотря на то, что работа в рамках трехсторонней комиссии вице-премьеров идет, пока каких-либо четких предложений не получено.
На втором месте, по мнению политолога, перечень взаимных претензий азербайджанской и армянской сторон друг к другу.
«С азербайджанской стороны – это требование предоставить карты минных полей в Карабахе, с армянской стороны – требование вернуть людей, которые, по их версии, находятся в плену в Азербайджане (в действительности, речь идет об армянских диверсантах, задержанных уже после трехстороннего заявления, положившего конец боевым действиям, а потому не считающихся военнопленными - прим. ред.). Лаврову придется выслушать эти позиции и сформулировать их так, чтобы между представителями Азербайджана и Армении мог иметь место какой-то предметный разговор», - сказал он.
Александр Караваев считает, что проблема заминированных армянами территорий в Карабахе – проблема общая для Баку и Москвы, поскольку наряду с азербайджанскими гражданами на минах гибнут и российские офицеры, и потому необходимо выступить с единой позицией по этому вопросу – будь то на уровне МИД, либо на уровне министерств обороны.
«Не думаю, что этот вопрос полностью прояснится в ходе визита Лаврова. Видимо, проблема сложнее, чем кажется», - сказал он.
Разблокировка транспортных коридоров
Системно Армения уже не может блокировать сформулированную позицию, отраженную в трехстороннем заявлении, уверен политолог. «Они должны будут открыть доступ, как минимум, к железнодорожному коридору. Я уверен, что это неизбежно», - сказал он.
«Открытый новый транспортный коридор дает больше возможностей для развития внутренних экономических процессов, больше каналов для экспорта», - сказал Александр Караваев, подчеркнув, что в проекте заинтересованы все региональные игроки – и Россия, и Азербайджан, и Армения, и Турция, и Иран.
Что касается Армении, то эксперт отметил, что на данный момент страна использует для экспорта лишь портовые терминалы в Грузии, однако этого мало. «Если же они смогут использовать возможности доступа через турецкие дороги до порта Искендерун на границе Турции и Сирии – это будет еще одной возможностью для наращивания экспорта. Линия же в сторону Азербайджана будет связывать их с Россией без необходимости паромной переправы и без проблем, связанных с закрытием зимой перевалов в Грузии для автотранспорта», - сказал Караваев.
Для Азербайджана разблокирование транспортных коммуникаций в этом регионе позволит усилить все те возможности, которые обозначены в рамках экспортной политики страны, отметил он.
«Главное – это соединение с железнодорожным узлом в Джульфе, так как это дополнительный выход на Иран помимо того, что есть в Астаре. Это выход на ту часть железных дорог Ирана, которая функционирует до Персидского залива. Поэтому, когда эта дорога начнет функционировать, это станет дополнительным коридором по направлению Север-Юг», - сказал он.
Александр Караваев также отметил, что не видит причин, по которым разблокирование транспортного узла в этом регионе может оказаться невыгодным для Ирана. «Они за это не платят, не несут рисков и расходов. Напротив, у них наладились тесные экономические взаимоотношения с Азербайджаном в вопросах, связанных с эксплуатацией водохранилища и энергетических узлов Худаферина», - сказал он.
Железнодорожный узел в Джульфе еще в советское время был направлен на то, чтобы соединить советские дороги с иранскими магистралями, рассказывает эксперт. Эта дорога была построена давно – первая линия была запущена еще во времена Российской империи. После ее модернизации в последующие годы она давала большой эффект в плане развития советско-иранской торговли. Поэтому это выгодно всем, считает он.
Риски для реализации договоренностей по коридорам
В вопросе реализации договоренностей по транспортным коридорам, по мнению Александра Караваева, многое зависит от конфигурации армянского правительства после предстоящих в Армении летом парламентских выборов.
«Это важный фактор. Многое зависит от предстоящих выборов, от того, какие люди придут к власти, и как будет сформировано новое правительство Армении», - сказал он.
К примеру, если действующий министр экономики Армении сохранит свой пост, это может сказаться благоприятно, считает эксперт. «Ваан Керобян был назначен осенью прошлого года, и его высказывания за этот период говорят о том, что этот человек видит необходимость и выгодный характер открытия коммуникаций в регионе. То есть в его лице мы видим сторонника этих планов», - сказал он.
А вот новый глава МИД Армении Ара Айвазян больше ориентирован на политическую игру и действует в поддержку идей реваншизма, полагает Караваев.
«В правительстве Армении могут быть разные настроения, но самое главное, чтобы те силы, которые стремятся использовать нынешнюю ситуацию с максимальной выгодой для экономики, перевешивали реваншистов. Тогда процесс пойдет», - сказал он.
Шансы Минской группы ОБСЕ на посредничество
Александр Караваев полагает, что на административно-техническом уровне у Минской группы ОБСЕ еще есть шансы себя проявить, учитывая обладание большой дипломатической базой и интеллектуальными ресурсами.
«На уровне микродипломатии и гражданских инициатив Минская группа могла бы составить программу действий, учитывая новые послевоенные реалии и нацеленность на содействие диалогу между сообществами в Азербайджане и Армении», - сказал эксперт.
«Весь этот накопившийся миротворческий багаж, который не мог быть раньше в полной мере использован, поскольку конфликт был не решен, теперь может быть успешно реализован под эгидой Минской группы. Для этого у нее есть и опыт, и статус, и административный ресурс», - добавил он, отметив, что от такого рода помощи со стороны МГ ОБСЕ не отказались бы ни в Баку, ни в Иреване.
При этом Александр Караваев отметил и другую сторону вопроса. По его мнению, Минская группа ОБСЕ всегда была заложницей взаимодействия трех держав-сопредседателей – США, России и Франции – на уровне геополитики. И именно это мешает ей сегодня.
«Над ней всегда нависала тень проблем, которые существовали между президентом Путиным и лидерами США и Франции. И я вижу риск того, что Минская группа так и останется в плену у сложных конфликтных взаимодействий России и Запада», - сказал он.
Александр Караваев допускает, что если президентам Владимиру Путину и Джо Байдену на предстоящей в июне встрече удастся договориться хотя бы по общим рамкам геополитического взаимодействия, то и работа Минской группы подпадает под эту нормализацию.
«В целом же, учитывая множественный характер проблем вокруг Минской группы, которые цепляются одна за другую, она мне видится как рудимент прошлой эпохи», - подытожил эксперт.
Читайте по теме:
Сергей Лавров в Иреване и в Баку: С чем приехал на Южный Кавказ российский министр?
Лавров заявил о нормализации ситуации в Карабахе
Фархад Мамедов: Тонкости протокола визита Лаврова в Ереван - что ему предложат в Баку?!