Jamestown Foundation: Перед иранским президентом Раиси - три вызова в отношениях с Азербайджаном
По мере формирования правительства новым президентом Ирана Ибрахимом Раиси Баку и Тегеран вступают в новую, непростую и неопределенную, фазу своих двусторонних взаимоотношений.
Нерешенными остаются вопросы, связанные с незавершенным железнодорожным участком транспортного коридора Север-Юг (NSTC) и спорные гидроэнергетические проекты на азербайджано-иранской границе.
Вдобавок ко всему расширение азербайджано-израильского партнерства является важным фактором, который продолжает усложнять отношения Ирана и Азербайджана.
Об этом пишет в своей аналитической статье Рагим Рагимов, член расположенной в Тбилиси Ассоциации европейских исследований Кавказа. Статья опубликована на сайте The Jamestown Foundation.
Автор отмечает, что в 2018 году азербайджанская сторона одобрила выделение займа на сумму в 500 млн долларов на строительство недостающего участка железнодорожного маршрута Север-Юг – речь идет об участке Решт-Астара в 211 км на территории Ирана. Однако, как отметил недавно посол Ирана в Азербайджане Сейед Аббас Мусави, «в настоящее время есть некоторые технические проблемы в этом направлении, которые мы пытаемся разрешить».
Иранская сторона опасается, что перспектива строительства ж/д участка Решт-Астара отойдет на второй план ввиду возможного восстановления советских транспортных маршрутов через Зангезурский коридор, что стало возможным после окончания войны в Карабахе, и о чем, в частности, говорится в трехстороннем Заявлении лидеров об окончании боевых действий.
Другим камнем преткновения между Баку и Тегераном автор называет два неоднозначных проекта в области гидроэнергии – Худаферин и Гыз Галасы. «Сторонам необходимо договориться о финансировании запланированных к строительству плотин на реке Араз – трансграничной между Азербайджаном и Ираном», - пишет Рагим Рагимов.
Первой проблемой в этом вопросе, по его словам, является тот факт, что строительные работы ведутся здесь не первый год без фактического участия азербайджанской стороны, а также то, что не рассчитана финансовая составляющая проекта, что не позволяет понять масштабы выгоды от проекта.
Что касается еврейского вопроса, то автор называет это «серьезной проблемой для Тегерана».
«Азербайджан намерен сохранить крепкое сотрудничество с Израилем, это является одним из стратегических направлений внешней политики Баку.
Между Израилем и Азербайджаном налажено сотрудничество в области закупок вооружения, а недавно был назначен торговый представитель Азербайджана в Тель-Авиве, имеющий дипломатический статус. Рагим Рагимов полагает, что этот шаг – предвестник открытия в Израиле азербайджанского посольства. Если это произойдет, то Азербайджан станет второй страной, исповедующей шиитское направление ислама (после Бахрейна), которая будет иметь свое посольство в еврейском государстве».
«Учитывая, что в мире существует четыре страны с преимущественно шиитским мусульманским населением – Азербайджан, Бахрейн, Иран и Ирак – то символический и психологический эффект от такого возможного шага оказался бы значительным для Тегерана», - пишет автор.
«Таким образом, над перспективой дальнейшего развития отношений между Азербайджаном и Ираном существует ряд давних и новых проблем. Перечисленные выше три основные вопроса могут стать определяющими в траектории развития азербайджано-иранского сотрудничества в ближайшие года, которые пройдут под президентством Ибрахима Раиси», - резюмировал автор.
Читайте по теме:
Политолог: Баку может отозвать посла из Тегерана в ответ на недружественные действия Ирана
Хикмет Гаджиев обсудил с послом Ирана вопросы, вызывающие общую обеспокоенность