«Дальнейшая конфронтация с Азербайджаном для Армении смерти подобна»
На прошедшем накануне в формате видеоконференции саммите СНГ было обсуждено много злободневных вопросов, стоящих на повестке государств-участников объединения.
Выступившие на мероприятии Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян довели до участников саммита свое мнение по поствоенному устройству региона. Но сделали они это по-разному, с разных позиций.
Своим мнением о выступлениях лидеров Азербайджана и Армении поделился с 1news.az азербайджанский политолог, руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.
- Каково Ваше общее впечатление от выступлений президента Алиева и премьера Пашиняна на саммите СНГ?
Общее впечатление, конечно, еще раз подтвердило мнение, что Президент Азербайджана прекрасно владеет ситуацией, прекрасно владеет фактами, может аргументированно отстаивать свою позицию. В данном случае позиция и выступление премьер-министра Пашиняна практически блекли на фоне выступления Президента Азербайджана. Кроме того, Президент нашей страны постарался максимально акцентировать внимание на злободневных задачах, стоящих и перед нашей страной, и перед СНГ в целом. Поэтому в данном случае его выступление соответствовало той повестке, которая была предложена, и укладывалось в актуальные вопросы безопасности, которые сегодня доминируют в повестке этой организации. Что касается Пашиняна, то, к сожалению, он в очередной раз выступил с достаточно двусмысленными, противоречивыми заявлениями, которые свидетельствуют о том, что хоть армянская сторона и вынуждена считаться со сложившимися в регионе реалиями, все же она делает это нехотя.
- Не показалось ли Вам, что в целом Пашинян близок к принятию условий Азербайджана по будущему нашего региона, в том числе по открытию коммуникаций и делимитации и демаркации границ?
Конечно, Пашинян близок к принятию условий Азербайджана, потому что он вынужден принимать реалии, которые сложились в регионе после войны, и Пашинян несет ответственность за ситуацию в своей стране.
Все-таки он должен реализовывать задачи по восстановлению своей экономики, задачи по укреплению экономических институтов, а эти задачи невозможно реализовать без разблокирования коммуникаций, без установления нормальных прогнозируемых отношений с Азербайджаном. Дальнейшая конфронтация с Азербайджаном смерти подобна для Армении, поэтому Пашинян прекрасно это понимает, и старается в этих условиях, конечно, принимать сторону победителя, но при этом умудряется еще выдвигать какие-то собственные условия. Тем не менее, сложившаяся постконфликтная реальность диктует необходимость действовать именно в этом направлении. В частности, заявление Пашиняна о возможности открытия, разблокирования коммуникаций, исключительное заявление о том, что Армения не только железную дорогу, но и автомобильную дорогу готова открыть свидетельствует о том, что Азербайджан может продавить свою позицию и может заставить даже таких строптивых игроков как Армения согласиться с ней. Мы помним высказывание Президента нашей страны во время одной из своих поездок. Он сказал, что если Армения не захочет открытия коммуникаций, то Азербайджан заставит ее это сделать. Но судя по всему, судя по заявлениям премьер-министра Армении, Азербайджан приложил максимум усилий для того, чтобы позиция армянской стороны изменилась, и слова Пашиняна о том, что наряду с железной дорогой откроется и автомобильная дорога свидетельствует о том, что все-таки армянская сторона вынуждена была согласиться на условия азербайджанской стороны. Ну а азербайджанская сторона в свою очередь оперирует трехсторонним заявлением, в котором черным по белому написано, что открываются все коммуникации - и железные дороги, и автомобильные дороги. Поэтому нелогичное поведение армянской стороны в прежний период не воспринимался не только Азербайджаном, но и Россией, которая также является гарантом соглашения.
Поскольку Пашинян поставил свою подпись под этим заявлением, он вынужден был признать существующие реалии и действовать под диктовку этих реалий, а не каких-то отдельных сторон. И принимает он сегодня эти реалии такими, какими они есть, а не такими, какими их хотят видеть в Иреване.
- Как прокомментируете заявление Ильхама Алиева об использовании находившихся прежде под оккупацией азербайджанских территорий для наркотрафика из Ирана в Армению и далее в Европу?
Надо сказать, что принимая во внимание дружественный характер отношений Азербайджана и Ирана в прежние годы, азербайджанская сторона не активно педалировала этот вопрос, стараясь переводить противоречия, которые возникали между Баку и Тегераном, в русло переговоров, в русло определенных договоренностей. Но, к сожалению, иранская сторона взяла курс на конфронтацию, одностороннюю конфронтацию, стала выступать с необоснованными претензиями к Азербайджану, более того, выдвигать Азербайджану условия. В этом случае Азербайджан вспомнил и поставил на вид иранской стороне, что на протяжении 30 лет именно она нарушала условия мирного сосуществования в регионе, принимая участие в неблаговидных действиях, в том числе по части использования азербайджано-иранского участка границы, находившегося под контролем армянских вооруженных сил, для провоза наркотических средств и прекурсоров, используя этот коридор для реализации транзита наркотрафика из Афганистана в сторону Европы. Армения в этом активно помогала Ирану, армянские политические деятели, представители силовых структур курировали этот вопрос, они взаимодействовали с иранской стороной, и, к большому сожалению, этот трафик, который проходил через ранее оккупированные азербайджанские территории, считался одним из основных маршрутов доставки афганских наркотических средств в Европу. Об этом даже несколько лет назад была написана книга английским автором (затрудняюсь вспомнить имя) под названием «Наркотический Карабах», и в ней, кстати говоря, все эти эпизоды были описаны более подробно.
Азербайджанская сторона располагает всеми необходимыми доказательствами, подтверждающими участие иранской стороны, определенных кругов в Иране в наркотрафике, и обращает внимание именно с трибуны СНГ, что эффективная защита рубежей Содружества может быть лишь при условии синхронной работы всех пограничных служб государств-членов. Но, к сожалению, поскольку Азербайджан по объективным причинам не мог раньше контролировать 130-километровый участок своей границы с Ираном, армянская сторона осуществляла вот эти неблаговидные действия, зарабатывая на этом немалые деньги и привлекая к наркотрафику, грубо говоря, нерегиональных участников, то есть тех, кто имели интерес к использованию этого маршрута. Но сейчас азербайджанская сторона перекрыла этот маршрут, который перестал действовать.
Поэтому, говоря о защите внешних рубежей СНГ, о чем неоднократно упоминалось на саммите, Азербайджан еще раз подтвердил, что обеспечив надежную защиту всех своих внешних рубежей, он таким образом обеспечивает защиту внешних рубежей СНГ, что соответствует основным критериям безопасности на просторах Содружества.