Стихия бьет по карману. Кто должен компенсировать урон от последствий сильного ветра?
Получил серьезные увечья в результате попадания в него оторвавшегося куска кровли, десятки домов остались без электричества в поселке Бакиханова, вырваны панели из облицовки здания Милли Меджлиса, автомобили пришли в непригодное состояние после падения на них деревьев.
Вся эта информация в последние несколько дней заполонила азербайджанский сегмент социальных сетей.
Ветер, казалось, явление не новое для Баку и жители столицы, а уж тем более госслужбы, к нему уже привыкли. Но это не спасает от последствий. Сильный ветер, бушевавший два дня в Баку, нанес серьезный урон гражданам. И происходит это не в первый раз.
В такой ситуации возникает вопрос, как бороться с последствиями стихии и можно ли все списать на форс-мажор? Вправе ли граждане рассчитывать на компенсацию причиненного им ущерба?
В случае с автомобилистами все гораздо проще, если водитель является обладателем страховки KASKO. В таком случае она покроет ущерб, причиненный автомобилю. Обязательное страхование (ОСАГО) на такие случаи не распространяется. ОСАГО – это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами. Иначе говоря, ущерб, причиненный собственному автомобилю, ОСАГО не покрывает.
Стихия, в первую очередь, конечно же, напомнила, что от нее никто не застрахован и насколько важно иметь страховку, которая компенсирует причиненный урон.
Но что делать, если такой страховки нет. Несут ли ответственность те или иные структуры за обрушившееся дерево или конструкцию. Для начала разберемся, кто в принципе отвечает в таких ситуациях.
Председатель Государственного агентства экологической экспертизы при Министерстве экологии и природных ресурсов Мирсалам Гамбаров рассказал 1news.az, что министерство может выдать лишь заключение о дереве или зеленом насаждении на основе обращения соответствующего органа Исполнительной власти.
«Эти вопросы регулируются законодательными и нормативно-правовым актами. В законодательстве четко прописано, в каких случаях может быть срублено дерево. Это регулируется постановлением Кабинета министров под номером 321 от 30 августа 2016 года. Так указаны шесть случаев, при которых дерево может быть срублено. И произойти это может только на основе заключения соответствующего органа Министерства экологии и природных ресурсов и решения владельца или ответственного за данную территорию органа.
Как этот процесс должен происходить на практике? Владелец и ответственный за данную территорию госорган, будь то муниципалитет, Исполнительная власть или другая структура, должны следить за состоянием деревьев, ухаживать за ними. Если возникает одна из шести ситуаций, при которых дерево может быть срублено в соответствии с постановлением Кабмина, данный орган должен обратиться в Минэкологии. Одна из шести ситуаций — это как раз возникновение опасности падения дерева. Но бывают и форс-мажорные ситуации. Сильный ветер или иная стихия может обрушить даже крепкое дерево.
Министерство экологии дважды в год направляет письма в Хозяйственное объединение по озеленению города Баку, чтобы они проводили проверки и инвентаризацию деревьев. Но само министерство не следит и не ответственно за состояние деревьев», - сказал он.
Следить за состоянием деревьев и проводить инвентаризацию входит в обязанности Хозяйственного объединения по озеленению города Баку, где 1news.az и сообщили, что за двое суток, в течение которых в Баку бушевал ветер, в столице обвалились порядка 200 деревьев. «Последствия уже ликвидированы сотрудниками объединения и коммунальными службами. Что касается инвентаризации, то она проводится на регулярной основе. В частности, расследуются обращения муниципалитетов и органов местных исполнительных властей. Затем эти обращения направляются в Министерство экологии и природных ресурсов, которое проводит осмотр и выдает заключение. В зависимости от этого заключения, дерево либо срубается, либо обрезается. То есть, без заключения министерства дерево не может быть срублено. Что касается граждан и их обращений, то они направляются в муниципалитеты и органы местной исполнительной власти».
При этом в Объединении отметили, что обвалившиеся деревья стали результатом сильного ветра, то есть, форс-мажорной ситуации. «В основном, это были тополя и сосны. Что касается пострадавших автомобилистов, то у них есть право обратиться в страховые компании для получения компенсации причиненного им ущерба».
Что же делать людям, у которых страховка не покрывает подобные случаи или же нанесен урон их здоровью?
1news.az обратился к юристу Акраму Гасанову и поинтересовался, имеют ли перспективу судебные иски граждан на государственные органы или частные компании в подобных ситуациях для возмещения материального и морального ущерба.
«Подобные случаи показали, насколько важно иметь страховку. Люди должны понимать, что никто ни от чего не застрахован. Если страховки нет или она не покрывает данные расходы, то все становится сложнее.
В подобных ситуациях главный вопрос - кто виноват? Понятно, что ветер – это стихия. Если упало дерево, то это чаще всего форс-мажор. Но если с крыши или конструкции что-то упало, то этот случай требует выяснения. При строительстве должны соблюдаться требования с учетом того, что ветры в Баку – это не редкость. Думаю, на практике так и есть. Поэтому надо выяснять, были ли соблюдены эти требования.
Думаю, что подобные иски имеют перспективу. Прецедентов, насколько я знаю, еще не было. Но если с крыши упала или оторвалась какая-то конструкция, не может быть, что виновных нет. Надо понять, на чьем балансе находится данное здание, и подавать суд на них», - сказал он.
Читайте по теме:
Как сильный ветер повлиял на работу SOCAR? - ОБНОВЛЕНО
В Баку из-за сильного ветра пострадали 11 человек - ОБНОВЛЕНО
Сорванный сильным ветром кусок кровли пробил живот жителю Абшерона
Ветер вырвал панели из облицовки здания Милли Меджлиса – ВИДЕО
У природы нет плохой погоды? Штормовой ветер в Баку и его последствия – ФОТО - ВИДЕО