О средневековой дипломатии в XXI веке
Автор: депутат Милли Меджлиса Нигяр Арпадараи
Министр иностранных дел Франции, господин Ле Дриан, отвечая на вопрос одного из депутатов парламента Франции, заявил о том, что слова Президента Азербайджана о поездке в Карабах мадам Пекрес, бывшего министра и кандидата в президенты Франции, «неприемлемы по форме и сути».
Напомню, что мадам Пекрес поехала в Карабах тайно, в обход азербайджанской пограничной процедуры, используя, скажем так, недостаточную бдительность российских миротворцев, отвечающих за безопасность в Лачинском коридоре. О поездке было сообщено уже после ее завершения.
Поездка туда запомнилась встречей с известным в узких кругах клоуном в камуфляжной форме Араиком Арутюняном и посещением военного кладбища с неудачным снимком, где на одной из армянских, судя по всему, могил красуется свежая мраморная свастика. Фотография эта очень красноречива, потому что ярко иллюстрирует как суть армянской политической системы, так и отношение к ней целого ряда европейских политиков.
После публикации данной фотографии, кстати, в соцмедиа на странице самой же мадам Пекрес, армянские активисты стали в один голос объяснять, что «свастика – древнеармянский символ», «это арийский знак солнца» и так далее, и он никак не связан с нацистской символикой.
Спешу их огорчить - он с ней связан напрямую. Символ свастики после Второй мировой войны на военной могиле – прямое указание на нацистские симпатии людей, которые эту могилу строили. Все ссылки на древность – неприкрытая ложь.
Именно поэтому, например, азербайджанцы, которые имеют полное право пользоваться этим действительно древним символом, символом четырех сторон света и солнца, часто используемым в наших ковровых орнаментах, никогда не додумаются использовать его на могиле солдата. Потому что это будет означать неизбежные ассоциации с нацизмом, милитаризмом и антисемитизмом.
Но для мадам Пекрес этот очевидный пиар-провал не стал ни уроком, ни предупреждением. Более того, после того как наш Президент сделал, по моему мнению, очень вежливое, очень хладнокровное и совершенно законное предупреждение о том, что это недопустимо, соратники мадам Пекрес устроили из этого политическое предвыборное шоу.
Связано это с тем, что, к сожалению, французская дипломатия и внешняя политика последних лет откатывается с большой скоростью на территорию, которую можно с долей уверенности назвать средневековой. Ведь поведение мадам Пекрес и реакция МИД Франции – рефлексия эпохи походов крестоносцев на Восток. Если помните, во время Второй Карабахской войны Армения очень активно использовала крестоносную и нацистскую символику, рисуя кресты на танках и шлемах, проводя факельные шествия в Иреване. Чиновники всех рангов в Армении - от Пашиняна до генералов - рассказывали о защите креста и христианства от азиатских орд, «Армянской армии света», противостоящей Тьме», «цивилизованной армянской нации, окруженной варварами». Этими же словами средневековые тамплиеры призывали европейских рыцарей на войну за Святую землю. Этими же словами идеологи Третьего рейха подбадривали немецких солдат для реализации генерального плана Ост. Этим, без сомнения, позорным страницам европейской истории, не место в XXI веке.
У этой пиар-тактики Армении был очень простой расчет – мобилизовать шовинистический и ортодоксальный сегмент на Западе, сплотить новых «крестоносцев» и ультраправых Европы вокруг армянской идеи. И, знаете, им это удалось. Сегодня костяком армянской поддержки на Западе являются политики нацистского толка, а на призывы защитить Армению в эту страну во время войны приехало значительное число наемников и милитаристов, причем не только армянского происхождения.
Вместе с тем, это мало помогло Армении в войне и вряд ли поможет в послевоенный период. Ведь для Армении единственным светом в конце туннеля является мирное соглашение с Азербайджаном. Более того, активное вовлечение радикалов и ультраправых еще больше погружает армянскую политическую систему в болото милитаризма и реваншизма и в среднесрочной перспективе нанесет армянскому государству еще больший вред. В частности, потому что неизбежно отложит достижение устойчивого мирного соглашения.
Но, видимо, ультраправый крен во французской политике настолько силен, что он оказывает влияние не только на политиков-популистов типа мадам Пекрес, но и на официальный Париж. И самое парадоксальное то, что действия политиков, номинально направленные на поддержку Армении против Азербайджана, на деле ей только вредят.
Необходимо помнить о том, что у Франции нет инструментов оказать реальное влияние на ситуацию в нашем регионе. Франция после выхода Британии из Евросоюза активно пытается перехватить лидерство в европейской внешней политике в отношении нашего региона, использовать европейский формат для узких целей. В действиях французских и находящихся под их влиянием европейских дипломатов при этом очевидна антитурецкая и зачастую антироссийская повестка. Армения при этом используется вслепую как разменная карта, и ее настоящие интересы никак не учитываются. Продвигаются откровенно прожектерские проекты, типа коридор Индия-Иран-Армения-Грузия, единственной целью которых является блеф и расстройство планов региональных игроков, таких как формат 3+3. Внести смуту, ничего не создав взамен.
Все вышесказанное – практически полная калька с дипломатических выкрутасов европейской дипломатии средних веков. Создание проблем для Османской империи на Востоке, использование фактора религиозных меньшинств для расшатывания изнутри, строительство шатких союзов против и постоянные интриги – приблизительно так выглядела европейская дипломатия на Востоке в средние века. Найдите разницу, если сможете.
При этом «союзников» в итоге успешно сдавали, и эту грустную для себя правду необходимо помнить армянскому руководству.
В заключение еще раз хочу напомнить о том, как спокойно и хладнокровно наш Президент реагирует на все интриги новых «крестоносцев». Как последовательно он напоминает миру, что Азербайджан – предсказуемое государство, соблюдающее международное право и открытое к честному диалогу и взаимовыгодному сотрудничеству. Это – единственно правильная стратегия, которая уже принесла нам ощутимые результаты и которой мы будем придерживаться и впредь.
А пересмотреть свои подходы, пожалуй, имеет смысл, именно французской дипломатии. Ее методы образца прошлых веков не принесут пользы ни ей самой, ни ее друзьям.