Бури, сглаз или пророчество Нострадамуса: что влияет на психику населения Азербайджана? – ИНТЕРВЬЮ
Муж расчленил тело убитой им жены, отец на глазах у собственных детей зарезал мать, супруг нанес смертельное ножевое ранение супруге на улице, разъяренный отец выбросил дочку с балкона высотки, подросток избил одноклассника в школе – с этими и подобными случаями мы сталкиваемся каждый раз, когда открываем новостную ленту.
Мозг буквально закипает от такого потока информации. Ты стоишь на перепутье: налево пойдешь - разум потеряешь, направо пойдешь – жизнь потеряешь, прямо пойдешь – жив будешь, но срыв заработаешь. И куда теперь идти? Что вообще происходит в обществе? Неужели мир сошел с ума?
Разобраться в сложившейся ситуации 1NEWS.AZ помог директор Центра психического здоровья Министерства здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор Фуад Исмаилов.
- Порой люди ведут себя непонятно, как будто сходят с ума. С чем это связано? Неужели всему виной магнитные бури?
- Я бы не стал искать причины в природе. Существует доказательная медицина и канал «РЕН ТВ», пропагандирующий заблуждения (магнитные бури, сглаз, пророчество Нострадамуса и т.д.). Я далек от этой «философии». В данном случае мы говорим о стрессе. Люди за свою жизнь много раз подвергаются стрессу, как позитивному, так негативному. Ведь, согласитесь, без него наша жизнь была бы неинтересной. У любого нормального человека могут происходить срывы. Поэтому я бы не использовал определение «сходить с ума». Вследствие стресса могут развиться депрессия, тревога, различные расстройства. К сожалению, стрессы имеют тенденцию к увеличению. Но человеческий организм может им противостоять. Если не получится самостоятельно справиться с проблемой, нужно обращаться в соответствующие службы. Помощь в области психического здоровья является приоритетной для Азербайджана, и мы делаем в этом направлении большие успехи.
- Можно ли говорить об агрессии в обществе в целом?
- Я не считаю, что общество стало агрессивным. Более того, за последнее время мы меньше стали сталкиваться со случаями бытовой агрессии. Если сравнить ситуацию 20-летней давности, когда вооруженные люди нападали друг на друга, устраивая на улицах разборки, то сейчас такого безобразия нет. Чтобы однозначно ответить на вопрос, необходимо провести эпидемиологические исследования.
- Как Вы считаете, почему стали часты семейно-бытовые убийства? Что лежит в основе жестокости близких друг другу людей?
- Нельзя говорить о том, что в Азербайджане семейно-бытовые убийства стали часты. Они были всегда, только никто об этом не знал, за исключением правоохранительных органов и прокуратуры, которые не предавали их огласке. Так называемую актуальность эти случаи получили благодаря социальным сетям и новостным сайтам. Непривыкшее к семейно-бытовым убийствам общество бывает шокировано от каждого подобного случая.
- Как Вы можете объяснить участившиеся суициды, особенно среди подростков?
- Дело в том, что до недавнего времени суицидальные факты скрывались. Сейчас наше общество стало более открытым, информированным, произошла интернет-революция. Поэтому случаи стали больше выявляться, попадая в общую статистику. Однако это не говорит о том, что количество суицидов увеличилось. Что касается малолетних самоубийц, то подростковый период – самый опасный. В этом возрасте у ребенка происходит много важных событий, вызывающих стресс: окончание школы, подготовка к поступлению в вуз, формирование романтических отношений, первый профессиональный опыт, служба в армии. Не всегда молодые люди могут справиться с кризисом этих лет, что в свою очередь приводит к суициду.
- Как влияют социальные сети на психическое состояние человека?
- Если соцсеть является инструментом для общения на высоком интеллектуальном уровне, тогда она полезна не только для тех, кто общается между собой, но, возможно, для будущего страны. Я, например, состою в соцсети Европейской ассоциации психиатров. Здесь бывают интересные дискуссии, узнаешь много нового. Другое дело, когда соцсеть заменяет человеческое общение, делая его суррогатным. Например, диалог дочери с отцом: «Папа, я влюбилась в юношу, который живет на Аляске. Так как я проживаю в Англии, сначала мы стали друзьями на Facebook, затем общались через WhatsApp, сейчас перешли на Skype. Мне нужно твое благословение». На что отец ответил: «Великолепно. Тогда вам нужно пожениться через Twitter, получать удовольствие на Tango, а детей покупать на eBay. Если в дальнейшем тебе надоест муж, можешь продать его на Amazon».
- А что насчет компьютерных игр?
- Это очень спорный вопрос. Могу апеллировать, основываясь на рандомизированном (случайном - авт.) исследовании. Сверстников собрали в две группы. Одни играли в агрессивные игры, другие – в обычные. Результат исследования показал, что агрессия на определенной стадии была присуща как одной группе, так и другой.
- Но дети любят подражать всему, что видят, перенося виртуальных героев в реальную жизнь. А на это что Вы скажете?
- Подражание детей кому-то или чему-то всегда было, есть и будет. В детстве, к примеру, мне нравилось играть в войнушки. Однако это не сделало меня агрессивным.
- Хорошо, тогда откуда у ребенка агрессия? Например, случай, произошедший в одной из столичных школ, когда девятиклассник избил на глазах у одноклассников своего сверстника?
- Скорее всего, проблема кроется в семье. Может, родители недостаточно поддерживают свое чадо, ребенок видит насилие в семье, не чувствует уважение и теплоты по отношению к себе или ему позволяют слишком многое. Кроме того, важную роль в этом вопросе играет школа. К сожалению, до сих пор в общеобразовательных учреждениях не занимаются воспитанием детей.
- Что надо делать, чтобы улучшить психическое здоровье населения?
- Во-первых, необходимо повышать осведомленность и информированность населения. Важно также вести в обществе борьбу со стигмами (чувства страха, стыда, одиночества), усилить работу психологов средних школ, врачей первичного звена в поликлиниках, педиатров. Кроме того, должна быть система выявления и помощи на местах, создание альтернативных форм помощи (реабилитационные и кризисные центры, центры помощи семьям, психологические центы).
Говоря в целом о психическом здоровье в Азербайджане, Ф.Исмаилов отметил, что за последние годы в этой сфере было сделано гораздо больше, чем 50 лет назад.
«Во-первых, был принят закон, защищающий права людей с психическими нарушениями. Например, в советское время достаточно было позвонить в «скорую» и пожаловаться на надоевшего соседа, чтобы его поместили в психиатрическую больницу. Сейчас госпитализация проводится на добровольной основе. Во-вторых, была принята национальная стратегия по развитию услуг в области психического здоровья. Здесь описаны все меры, необходимые для профилактики болезней: работа с целевыми группами, оказание помощи на уровне первичного звена. В-третьих, при больницах общего профиля стали открываться психиатрические отделения. Много работы также проводится в области реабилитации, а также кризисного вмешательства (создание «горячих линий»), - резюмировал наш собеседник.
Нармина Джавид