Ильгар Велизаде: Мы сегодня не отзываем своего посла из Франции только потому, что…
Резолюция, принятая Национальной ассамблеей Франции - позорная, и в прямом, и в переносном смысле, и очень сложно назвать ее как-то по-другому.
Об этом 1news.az заявил глава Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.
«Это, в прямом смысле, позор на голову французских законодателей, которые не нашли для себя ничего более актуального, чем принятие липовых документов. Почему эта резолюция липовая – потому что так же, как и аналогичная резолюция Сената, никакой силы не имеет», - отметил эксперт.
Напомним, что Национальная ассамблея (нижняя палата парламента) Франции 30 ноября 256 голосами «за» и 0 «против» приняла антиазербайджанскую резолюцию. 15 ноября аналогичный документ был принят Сенатом (верхней палатой парламента) Франции.
«Оба этих документа абсолютно невозможно применить, поскольку фактически сразу же после принятия МИД Франции заявил, что данная инициатива не является официальной позицией французского правительства и принята совершенно независимо от него», - сказал Ильгар Велизаде.
Но в этом, по его словам, тоже стоит усомниться, потому что большинство в парламенте Франции принадлежит именно правящей партии: «И то, что правительств формируется, в том числе, в зависимости от расклада сил в парламенте – тоже ни для кого не секрет».
«Поэтому словоблудие французской стороны совершенно непонятно, на кого рассчитано. С другой стороны, мы видим, что французское правительство с удовольствием могло бы присоединиться к положениям, которые были озвучены в этих резолюциях. И, прямо скажем, французская сторона, официальный Париж мог бы занять ту же позицию, что и парламент», - убежден политолог.
Стоит отметить, что в МИД Франции заявили, что резолюции палат французского парламента, содержащие призыв к введению санкций против Азербайджана, не отражают официальную линию Парижа и была принята совершенно независимо, в соответствии с принципом разделения властей.
По мнению Ильгара Велизаде, единственной причиной, по которой французское правительство не может этого сделать – это то, что оно должно действовать строго в рамках международных норм, принципов международного права: «В отличие от парламента, который может принимать любую резолюцию и при этом не отвечать за свои действия, правительство Франции должно держать ответ перед международным сообществом, Европейским Союзом, различными инстанциями, где несет политическую, политико-правовую ответственность. А в рамках различных хартий, договоров, соглашений Франция признает территориальную целостность, суверенитет Азербайджана. И поэтому они, кусая локти, сегодня фактически вынуждены отказать своему парламенту, заняв позицию, заключающуюся в неподдержке резолюций, принятых Сенатом и Национальной ассамблеей».
«С другой стороны: почему я говорю, что это позорное явление? Потому что сами законодатели прекрасно понимают, что их резолюции хода никто не даст. То есть, это сам по себе мертворожденный документ. А если ты, зная, что принятый тобой документ никакой силы не имеет, но столько времени занимаешься его принятием, голосуешь за него, то ты ставишь себя в унизительное положение», - подчеркнул Ильгар Велизаде.
Он отметил, что Сенат и Национальная ассамблея все эти месяцы буквально занималось пустой тратой времени: «Стоило бы спросить у французских избирателей: зачем они голосовали за людей, которые не находят ничего лучше, как убивать время в стенах парламента, принимая ненужные резолюции».
«Вот эти вопросы, конечно, не риторические. Мы видим, в каком плачевном положении находится французская дипломатия в последние годы. Ее не критикует, разве что, ленивый. И, кстати говоря, даже сами французские политики не в восторге от собственной дипломатии – мы слышим очень много критических замечаний, статей, выступлений. Но, к сожалению, должных выводов из этой печальной ситуации никто не делает, и такая позорная ситуация продолжается», - сказал эксперт.
Что может ответить на это Азербайджан? «Стараниями французских политиков, политические и фактические отношения между двумя странами сведены до минимума. Нам с таким правительством, с таким руководством Франции разговаривать не о чем. Ни с парламентом, ни с двуличным правительством, не отвечающим за свои слова и действия. Потому что разговор с тем, кто заведомо занимает антиазербайджанскую позицию, ни к чему путному, ни к каким серьезным решениям не приведет», - уверен аналитик.
«Поэтому политический диалог сведен до минимума, и контакты на высоком уровне сейчас тоже не имеют смысла. Мы сегодня не отзываем своего посла из Франции только потому, что французское правительство официально не соглашается с текстами этих позорных резолюций. Но если правительство Франции пошло бы на этот шаг, то думаю, что в этом случае, конечно, уже стоило отзывать посла и прекращать дипломатические отношения с этой страной – вплоть до денонсации этих решений. Да, сегодня наш посол остается в Париже, в Азербайджан должен приехать новый посол Франции. И, тем не менее, я перспектив диалога с таким правительством не вижу».
В то же время политолог допускает контакты на более низком уровне, например, между представителями бизнес-структур, а также взаимодействия в формате Азербайджан-ЕС, в каких-то многосторонних форматах: «Такие контакты, конечно, возможны. Стоит напомнить, что в следующем году мы ожидаем серьезных результатов от проекта разработки месторождения «Абшерон», 50% доли в котором принадлежит французской Total. Здесь есть продуктивная, конструктивная основа для взаимодействия, которая, думаю, скорее всего, продолжится. К счастью, Total не занимает такой же абсурдной позиции, как руководство Франции».
Но в остальных вопросах, к сожалению, диалог практически застопорен, отметил Ильгар Велизаде: «Этим могут воспользоваться страны Евросоюза, с которыми у нас традиционно хорошие отношения. Это, прежде всего, Италия, Германия, другие государства, которые сегодня стараются проявлять активность в отношениях с Азербайджаном, демонстрируют желание усилить свои конкурентные позиции в Южно-Кавказском, в Каспийском регионах».
«Думаю, здесь у нас есть широкие возможности для взаимодействия. Так же, как и для сотрудничества с Евросоюзом. А Франция остается за бортом этого многоуровневого и эффективного взаимодействия, и это их, а не наш выбор. В данном случае, время упущено, а в политике время упущенных возможностей вернуть сложно, - сказал Ильгар Велизаде. - Франция поставила себя вне любых переговорных площадок в рамках посконфликтного урегулирования, и в это поле больше уже не вернется».