Фархад Мамедов: Германия активизируется в регионе Южного Кавказа
Недавно глава Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов посетил Германию, где принял участие в ряде мероприятий. 1news.az поговорил с Фархадом Мамедовым о целях визита, о контексте прошедших мероприятий, о вкладе ФРГ в дело установления прочного мира на Южном Кавказе.
- Вы недавно посетили Германию, где участвовали в мероприятиях в Бундестаге вместе с армянским экспертом. С чем был связан ваш визит?
- Центр исследований Южного Кавказа вовлечен в проект грузинского НПО Restart Initiative в партнерстве с немецкой Hertie School, в рамках которого проводятся диалоги представителей гражданского общества и экспертов Азербайджана и Армении по темам возможного сотрудничества в случае подписания мирного договора. Миротворческие проекты, нацеленные на мирное сосуществование, осуществляются на протяжении десятилетий. Однако после войны 2020 года данные проекты изменили свою суть и стали более предметными, так как вероятность подписания мирного договора увеличилась в разы. Проектам международных НПО уделяют пристальное внимание и оказывают финансовую поддержку государственные структуры стран ЕС и Великобритании.
Наряду с диалогом со стороны Restart Initiative и немецкого Candid Foundation была организована дискуссия в стенах Бундестага ФРГ по теме нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. В мероприятии приняли участие депутаты Бундестага, представители офисов политических партий и ведущих фондов Германии. Наряду с этим с экспертами из Азербайджана и Армении были проведены встречи в МИД Германии и отдельная встреча с главой комитета Бундестага по международным отношениям.
- В течение месяца Берлин посетили лидеры Азербайджана и Армении, наряду с этим в Бундестаге была проведена конференция по данной теме. Можно ли сказать, что Германия активизируется на Южном Кавказе? С чем это связано?
- Да, можно согласиться с этим утверждением. Наряду с отмеченными визитами и мероприятиями в Берлине, в эти же дни в Баку и Иреване находились делегации различных германских исследовательских институтов. Чувствуется, что Германия активизируется в регионе как индивидуально, так и через институты ЕС.
- Глава миссии ЕС в Армении также является представителем Германии…
- Да, верно. Это также является показателем активности Германии как ведущей экономики в ЕС. Традиционно Германия не была активной во внешней политике. Однако после выхода Великобритании из ЕС и злоупотребления Францией своего положения в СБ ООН Германия активизировалась и во внешней политике ЕС.
После вторжения России в Украину и сложившейся ситуации страны, которые традиционно не занимали активную внешнеполитическую позицию, стали более активно вовлекаться в международные платформы, и Германия пример такой активности. Сюда следует прибавить и экономический базис, которым обладает Германия.
Ситуация сложилась так, что на геополитическую важность самого региона Южного Кавказа накладываются и взаимоотношения стран Европы со странами Центральной Азии, так как единственной дорогой в Центральную Азию, которая не ограничена санкциями, является дорога через Южный Кавказ. И установление мира и стабильности в регионе Южного Кавказа рассматривается в многоплановом контексте.
- Какие основные тезисы озвучивала армянская сторона на дискуссиях? И каково мнение Германии по теме армяно-азербайджанской нормализации?
- Традиционно армянская сторона уповала на международное участие в процессе диалога Баку с армянами Карабаха, то есть, на интернационализацию процесса. Также активно вбрасывался тезис об «агрессивности Азербайджана в отношении непосредственно самой Армении». До представителей законодательной и исполнительной ветвей власти Германии с нашей стороны было доведено, что с инициативами по мирному договору или установлению контрольно-пропускных пунктов выступает Президент Азербайджана, но никак не премьер-министр Армении. Все предложения Азербайджана основаны на принципах международного права, а препятствиями на пути к миру являются присутствие вооруженных сил Армении в Карабахе и нежелание руководства Армении реализовать свои обязательства по Зангезурскому коридору.
Представители Германии формируют свою позицию по региону в соответствии со своими национальными интересами. Традиционно Германия поддерживает принцип территориальной целостности государств, что нашло отражение в рамках визита Президента Азербайджана в ФРГ. Также для Германии важно вовлечение ЕС в процесс нормализации, и на встречах с нашей стороны было отмечено, что деструктивное влияние Франции наносит удар по инициативам председателя Совета ЕС Шарля Мишеля.
- Как проходили диалоги с представителями гражданского общества Армении... Какие основные темы были затронуты в дискуссиях?
- Проект Restart Initiative с Hertie School охватывает несколько форматов возможного сотрудничества Азербайджана и Армении после подписания мирного договора - разблокировка коммуникаций, использование водных ресурсов, энергетическая безопасность, развитие приграничных регионов. То есть, на экспертном уровне создается возможность понять, какая польза может быть от мирного сосуществования и как люди могут воспользоваться новой ситуацией.
Данные диалоги также создают возможность ознакомиться с потенциалом друг друга, понять, какие ресурсы и в каком количестве финансы потребуются для восстановления отношений после подписания мирного договора. Это важно знать спонсорам таких проектов, чтобы после подписания мирного договора иметь представление о стимулировании конкретных проектов.