Азербайджан и Армения: Есть трения, но мир уже осязаем
Завершился визит Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Москву. Визит носил рабочий характер, и одним из основных его предназначений, если не главным, была трехсторонняя встреча Ильхама Алиева с премьер-министром Армении Николом Пашиняном и российским коллегой Владимиром Путиным.
Речь, конечно же, идет о согласовании проекта мирного договора между Баку и Иреваном, который призван положить конец многолетней вражде и открыть новый этап развития отношений и сотрудничества не только между Азербайджаном и Арменией, но и в целом в регионе Южного Кавказа. Определенные ожидания от этой встречи были. В частности, как сообщали российские СМИ, в Москве рассчитывали на принятие двух документов: один — о разблокировании транспортных коммуникаций, а другой — пятое по счету совместное заявление Алиева, Пашиняна и Путина. Разумеется, Ильхам Алиев также был нацелен на результат. Иначе зачем было ехать в Москву?! Не для того же, чтобы скучать в качестве приглашенного гостя на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), к которому Азербайджан не имеет никакого отношения. Вернее, в ЕАЭС, конечно же, очень хотели бы видеть Азербайджан в своих рядах. Как заметил «Независимой газете» эксперт Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и межотношений РАН Станислав Притчин, «Азербайджан – ключевой партнер для всех крупных игроков ЕАЭС – России, Беларуси и Казахстана, и, конечно, членство Азербайджана в ЕАЭС выглядело бы вполне логичным. Тем более что этот вопрос обсуждается с первых дней существования ЕАЭС». И вправду, обладающий устойчивой экономикой, стремящийся к самодостаточности Азербайджан, расположенный на перекрестке транспортных маршрутов Север-Юг и Восток-Запад, является лакомым кусочком для такого объединения. Но членство в нем не входит в число стоящих перед Баку приоритетов. Ибо экономический суверенитет для Азербайджана так же ценен, как и военно-политическая независимость. А если быть точнее, экономический суверенитет и обеспечивает ту самую военно-политическую независимость.
Главная линия азербайджанской политики заключается в создании и развитии двусторонних, исключительно взаимовыгодных связей со всеми странами по отдельности. Как результат, Азербайджан имеет налаженные тесные экономические отношения с каждой из стран указанного объединения (за исключением Армении, разумеется), объем товарооборота с которыми достигает почти $5 млрд. Так что страсть ЕАЭС, как организации, к Азербайджану, увы, не взаимна. Тем более, невозможным делает участие Азербайджана в этой структуре присутствие в ней Армении, с которой Баку пока еще не пришел к мирному соглашению.
Вот и на заседании ВЕЭС армянский премьер вступил в словесную перепалку с азербайджанским лидером. Не переварив слов Ильхама Алиева относительно инициативы Баку по Зангезурскому коридору, Никол Пашинян расценил это как посягательство на территориальную целостность Армении, попутно обвинив, с одной стороны, Азербайджан в «блокировании» Лачинской дороги, а с другой – Россию за то, что она допускает эту так называемую «блокаду».
Что за территориальные претензии Азербайджана к Армении рисует воображение Пашиняна, известно только самому премьеру, который, видимо, забыл, что Баку – сторонник определения границы между двумя странами на основе Алматинской декларации 1991 года, о чем не раз заявлял официально. А сверх этой международно признанной границы Азербайджану ничего от Армении и не надо.
Ильхам Алиев парировал эту труднообъяснимую и немотивированную агрессию армянского визави, заявив, что у Азербайджана, естественно, никаких территориальных претензий нет. А термин «коридор» используется так же применительно к коридору «Север-Юг» и «Восток-Запад», и тут говорить о посягательстве на территорию соседней страны совершенно неуместно.
Что касается дороги Лачин-Ханкенди, которую Пашинян называет «Лачинским коридором», то она открыта, подчеркнул азербайджанский лидер.
«На границе между Арменией и Азербайджаном, которую вы признаете, установлен погранично-пропускной пункт в соответствии со всеми международными нормами. Этот погранично-пропускной пункт находится в 20 метрах от поста российского миротворческого контингента. И на сегодняшний день через этот погранично-пропускной пункт жители Азербайджана армянской национальности, которые проживают в Карабахе, свободно перемещаются в сторону Армении. Никаких препятствий нет, в том числе и пациенты, которых перевозят по линии Красного Креста, а также и машины скорой помощи из города Ханкенди. Любой непредвзятый человек, естественно, это должен видеть», - сказал Ильхам Алиев, призвав при этом не использовать трибуну для необоснованных обвинений.
В свою очередь, Владимир Путин, подводя итог этой незапланированной полемики, признал наличие разночтений по второстепенным вопросам, связанным со смыслом, вкладываемым в тот или иной термин.
«Но гораздо важнее то, о чем вы сейчас сказали, и Президент Азербайджана, и премьер-министр Армении, что по принципиальному вопросу, вопросу территориальной целостности есть договоренность тоже принципиального характера. И это действительно база для того, чтобы договориться по другим, все-таки вопросам второстепенного характера», - констатировал Путин.
Акцент, сделанный российским лидером на приоритетности принципа территориальной целостности, дает основание для вывода, что Азербайджан и Армения как никогда близки к заключению окончательного мира, и это положение устраивает как сами стороны, так и региональных игроков, в данном случае в лице России.
По итогам трехсторонней встречи лидеры Азербайджана, Армении и России договорились о встрече через неделю вице-премьеров трех стран для снятия, как выразился Путин, «не зачищенных пока вопросов».
Как можно видеть, 35-летний конфликт постепенно приближается к своему логическому завершению. Вопреки многолетним спекуляциям армянской стороны принципом самоопределения наций Азербайджан смог отстоять свою правоту, основанную на принципе территориальной целостности государств. Отрадно, что главенство именно этого принципа подчеркнул и Владимир Путин, а стало быть это является официальной позицией российского государства.
Остается надеяться, что проармянские пропагандисты в российских медиа учтут в своей дальнейшей деятельности эту реальность, как бы им ни было тяжело это делать.