Красный Крест или Полумесяц: Ожидание и реальность
Считающийся нейтральным, независимым и непредвзятым Международный комитет Красного Креста своими действиями, а если быть точнее, то бездействием, успешно доказывает обратное.
Начнем с того, что в 2000 году без согласования с азербайджанским правительством МККК открыл офис в Ханкенди, являющемся суверенной территорией Азербайджана, а также подписал «соглашение» с преступным сепаратистским режимом. На каком основании и согласно какому праву организация, действия которой регулируются международным правом, которое признает Карабах неотъемлемой частью территории Азербайджана, осуществляет подобные, противоречащие нормам закона шаги? Тут также стоит отметить тот факт, что офис МККК подчиняется представительству в Иреване, а не Баку. К чему эти провокационные проявления предвзятого характера, недвусмысленно демонстрирующие поддержку стороны агрессора и оккупанта? Ведь даже после сокрушительного поражения армянских захватчиков в 44-дневной войне 2020 года, когда Азербайджан восстановил справедливость, позиция организации так и не претерпела изменений. Офис МККК без всяких сомнений должен находиться в подчинении бакинского представительства Красного Креста, а если данная структура считает, что правильнее курировать работу карабахского офиса из Иревана, то пусть сворачивает его на территории Азербайджана.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью телеканалу «Евроньюс» прокомментировал как раз этот момент, отметив, что азербайджанская сторона призвала Красный Крест к более конструктивной работе с АР, «потому что, к сожалению, до сих пор их офис в Карабахе подчиняется не бакинскому, а ереванскому офису». «Это недопустимо, поскольку весь мир признает Карабах частью Азербайджана. Даже премьер-министр Армении не раз говорил, что Карабах — это Азербайджан. Мы вправе спрашивать, почему офис Красного Креста в Ханкенди подчиняется не бакинскому, а ереванскому офису. Это наш легитимный запрос», - четко высказался Ильхам Алиев.
Почти 30-летняя оккупация территорий Азербайджана и возникновение гуманитарной катастрофы в те годы, связанной с более чем миллионом беженцев и вынужденных переселенцев, никак не трогали Красный Крест. Зато это стало причиной приезда в Азербайджан, воспользовавшись ситуацией. Бездействие МККК в связи с поиском порядка 4 тыс. азербайджанцев, пропавших без вести в период Первой Карабахской войны, тоже наводит на соответствующие выводы относительно предвзятости Красного Креста. К сожалению, МККК, призванный оказывать содействие в этом деле, лишь со стороны наблюдает за тем, как Азербайджан своими силами решает этот чувствительный вопрос. К слову о поиске сведений о пропавших без вести. Со дня окончания Второй Карабахской войны 2020 года были обнаружены останки порядка 500 человек в массовых захоронениях в Шушинском, Агдамском, Ходжавендском, Ходжалинском, Физулинском и Кяльбаджарском районах. А вот по линии МККК не было выявлено ни одного подобного места массового захоронения.
Долгие годы азербайджанская сторона осуществляет активные действия по внесению вопроса пропавших без вести граждан в международную повестку, включая усилия Президента АР Ильхама Алиева. Глас Азербайджана звучит с трибун разных международных площадок. Кроме того, эту тему глава государства обсуждал с госсекретарем США Энтони Блинкеном, главой Совета Евросоюза Шарлем Мишелем. Только МККК все нипочем, несмотря на то, что именно данная организация наделена этими функциями.
Красный Крест не только не оказывает содействие азербайджанской стороне, но и потворствует военным преступникам, чьи руки по локоть в крови невинных азербайджанцев. Достаточно вспомнить историю с Вагифом Хачатряном и грузовиками МККК, которые провозили контрабанду. Какие еще доводы нужны для того, чтобы потребовать прекращения деятельности данной конторы в Азербайджане, либо принудить заниматься ее прямыми обязанностями при сохранении реального нейтралитета?
Зато Красный Крест охотно впрягается в дело защиты «голодных» и «замученных лишениями» карабахских армян. МККК регулярно требует прекращения «блокады» и делает прочие алогичные заявления. Но поскольку Карабах – это территория Азербайджана, то вполне справедливо, логично, а главное – законно, чтобы представительство МККК в Баку доставляло гуманитарные грузы по дороге Агдам-Ханкенди. Тем более, что маршрут в Ханкенди из Агдама короче, чем из Иревана, что позволит также существенно сэкономить на транспортных расходах.
Есть еще один момент, который нельзя отрицать – это деятельность Общества Красного Полумесяца, которое на фоне предвзятой кампании вокруг гуманитарных нужд армянских жителей Карабахского региона Азербайджана выразило готовность оказать гумпомощь армянам. «Азербайджанское Общество Красного Полумесяца (АОКП) в соответствии со своим мандатом, с помощью своих сотрудников и волонтеров готово оказать поддержку в доставке по дороге Агдам-Ханкенди армянским жителям любой гуманитарной помощи, содержащей необходимые продукты питания, медицинские принадлежности, препараты, одежду и т.д.», - говорится в заявлении АОКП.
Причем выполнение этой гуманитарной миссии полностью соответствует требованиям национального законодательства, Женевским конвенциям, а также соответствующей поправке, внесенной в 2022 году в Севильское соглашение от 1997 года, согласно которой ведущая роль в осуществлении гуманитарной помощи отводится национальным обществам.
И тут встает вопрос: «Насколько необходима в Азербайджане так называемая деятельность МККК, если есть Общество Красного Полумесяца?» Кроме того, Азербайджан давно заставил всех убедиться в том, что является самодостаточным государством, тем самым в услугах Красного Креста не нуждается. Тем более, что эта организация дистанцировалась от работы АОКП, игнорируя прописанные истины вышеупомянутого документа об организации координированной работы МККК с АОКП. Налицо неоспоримый факт – ни бакинский, ни офис Красного Креста в Ханкенди свои действия не координируют с Обществом Красного Полумесяца.
Тот факт, что Красный Крест превратился в инструмент армянской пропаганды и защиты интересов государства-агрессора, вызывает лишь сожаление. Но чтобы не вызывать у Баку другие неприятные чувства, МККК стоило бы пересмотреть свои подходы, иначе придется паковать свои чемоданы и, уходя, услышать звук брошенного вслед камня…
Тамерлан Ибрагимов