Житель Ходжалы: Мой отец прошел немецкий лагерь смерти, но армянский плен оказался беспощаднее…
Мой отец Савалан Аббасов был участником Второй мировой войны. Он попал в плен к немцам во время войны и спустя 29 дней сумел спастись из концлагеря. Но жестокие, беспощадные армянские головорезы не пощадили моего 83-летнего отца.
Об этом АЗЕРТАДЖ рассказал житель Ходжалы Иман Аллахвердиев.
Иман Аллахвердиев окончил в 1982 году Азербайджанский инженерно-строительный университет, работал начальником отдела технического контроля на мебельной фабрике в Ханкенди. В конце 80-х годов прошлого века обзавелся семьей, у него родились три дочери – Лейла, Гюнай и Айсель. после того, как азербайджанские кварталы в Ханкенди были сожжены дотла обосновался в Ходжалы и состоял в отряде самообороны. После ездил в близлежащие районы, занимался вопросами снабжения продовольствием и топливом.
«В ночь трагедии отец направился в сторону села Дахраз. Последний раз его видели в Кетикском лесу. Очевидцы рассказывают, что он поделил буханку хлеба, которую нес под мышкой, и раздал по кусочку голодным ходжалинцам, укрывавшимся среди деревьев в заснеженном лесу. Рядом с отцом был полицейский Шахин Хагвердиев. Группа людей впереди окликнула их по-азербайджански, мол «идите, идите». Подойдя поближе, они поняли, что это армяне. Шахин прыгнул в канаву, армяне стали стрелять ему вослед. После этого случая мы не получали никаких вестей о судьбе моего отца и Шахина.
Внук моей старшей сестры Чичек – Ульфат, прервавший учебу в Институте русского языка и литературы в Баку и пришедший на помощь местным жителям, погиб. Мой племянник Абульфат дошел до Агдама с двумя огнестрельными ранениями, но спасти его так и не удалось. Другая моя сестра Гёйчек, ее муж Муршуд, дочь Хейран с супругом Фирдовси и двумя детьми были взяты в плен. Так, одним из 25 детей, потерявших в Ходжалинской трагедии обоих родителей, был внук моей сестры Гёйчек – Мехти, которого воспитал его дед по матери – Иса киши. Мой двоюродный брат – Национальный герой Азербайджана Физули Рустамов принимал активное участие в боях и партизанском движении. Он помогал ходжалинцам, пытавшимся выбраться из леса и пересечь Гаргарчай, чтобы спастись. Физули Рустамов пал от армянской пули, помогая жителям Ходжалы», - поделился собеседник агентства.
С душевной болью вспоминая кровавые события тех лет, Иман Аллахвердиев отметил, что с большими трудностями столкнулись и члены семьи его супруги – Айгюн. Ее матери Изабелле, братьям Сарвару, Сардару и Захиру удалось кое-как добраться до Агдама, перебравшись через реку Гаргарчай и преодолев долгий, заснеженный, казавшийся бесконечным путь. Во время переправы через Гаргарчай Сарвар посадил себе на спину 10-летнего брата Аллахверди, но споткнулся, и они оба упали в воду и получили обморожение. С большим трудом Сарвар выжил. Однако спасти жизнь Аллахверди не удалось, сколько бы ребенка ни кутали в шали. Скончался и Захид, получивший обморожение ног, поскольку неоднократно входил в студеную реку, чтобы помочь жителям переправиться. Отец Айгюн – Саттар Агаев и ее мать попали в плен к армянам. Спустя несколько дней ее мать Изабелла была освобождена, а отец находился в плену почти 40 дней.
После освобождения Саттар киши проходил длительное лечение от травм, полученных в плену. Он умер несколько лет назад. В те страшные дни у Захира тоже были обморожены ноги, он до сих пор страдает от этого.
И по прошествии 32 лет житель Ходжалы Иман Аллахвердиев с ужасом вспоминает те кровавые события: «Мы так и не получили вестей о судьбе отца. Много лет это не дает мне покоя. Обнаруженная в Ходжалы братская могила может пролить свет на судьбу кого-то из ходжалинцев. Я и другие члены семьи сдали анализы крови для идентификации. Я думаю, там будут обнаружены и другие захоронения».