Рубен Варданян – отмывавший деньги кандидат на Нобелевскую премию мира | 1news.az | Новости
Политика

Рубен Варданян – отмывавший деньги кандидат на Нобелевскую премию мира

First News Media12:32 - 16 / 04 / 2024
Рубен Варданян – отмывавший деньги кандидат на Нобелевскую премию мира

Как известно, Рубен Варданян в последние годы старался создать впечатление «филантропа». Тем не менее, его признали человеком, который за короткий период стал миллиардером благодаря очевидным для многих грязным деньгам.

После этого он намеревался управлять вымышленной «Республикой Арцах», незаконной вооруженной террористической группировкой, созданной на оккупированных Арменией территориях Азербайджана и затем приложившей все усилия, чтобы прийти к власти в Армении. В настоящее время Варданян содержится в СИЗО Службы государственной безопасности Азербайджана. Согласно появившейся недавно информации, одна из очень близких к Варданяну группировок за счет финансирования грязных денег начала кампанию за его выдвижение на Нобелевскую премию мира.

Как известно, в 2019 году OCCRP (Проект по расследованию организованной преступности и коррупции) опубликовал отчет о расследовании под названием «Прачечная «Тройка» о незаконной деятельности Варданяна.

В докладе OCCRP раскрыта сложная сеть предполагаемой незаконной деятельности с участием Рубена Варданяна, владения им крупнейшим инвестиционным банком России «Тройка Диалог» и создания многочисленных «оффшорных» компаний от имени ничего не подозревающих армянских рабочих. Эти компании якобы использовались для отмывания миллиардов грязных денег, а Варданян получал огромные прибыли от этих незаконных операций.

Представляем следующий полный текст отчета OCCRP:

На первый взгляд, Рубен Варданян и Армен Устян не имеют ничего общего, кроме армянских корней.

Варданян — богатый российский банкир, который когда-то возглавлял «Тройку Диалог», крупнейший частный инвестиционный банк страны. Он выступал на Всемирном экономическом форуме в Давосе и потратил десятки миллионов долларов на благотворительные проекты в своей родной Армении. Устян — сезонный строитель, который живет в холодной квартире со своей женой и родителями на севере Армении, когда не занимается ремонтом квартир в Москве.

Но подписи Устяна на документах, которые, по его словам, он никогда не видел, проводят прямую линию с «Тройкой» — с финансовой «мегапрачечной», которая переводила миллиарды долларов через офшорные компании от имени клиентов банка, многие из которых были членами российской элиты. Система позволяла людям выводить деньги из России, обходить действовавшие на тот момент ограничения, прятать свои активы за границей и отмывать деньги. Он также поставлял наличные деньги влиятельным олигархам и позволял преступникам скрывать незаконное происхождение их денег.

Имя Устяна и копия его паспорта фигурируют в банковских документах офшорной подставной компании, которая играла роль в системе «Тройки». Компания была одной из как минимум 75 компаний, сформировавших сложную финансовую сеть, действовавшую с 2006 по начало 2013 года. За этот период «Тройка» обеспечила приток в систему $4,6 млрд и направила поток $4,8 млрд за рубеж. Среди контрагентов по этим сделкам были крупные западные банки, такие как Citigroup Inc., Raiffeisen и Deutsche Bank. Десятки компаний в системе также провели внутренние транзакции на сумму $8,8 млрд, чтобы скрыть происхождение денег.

(Citigroup не ответил на просьбу прокомментировать эту историю; Raiffeisen отказался комментировать, сославшись на конфиденциальность клиентов; а Deutsche Bank заявил, что имеет «ограниченный доступ» к информации о транзакциях клиентов «Тройки» и не может комментировать конкретные предприятия по юридическим причинам).

В то время Варданян был президентом, главным исполнительным директором и основным партнером «Тройки». Он пользовался репутацией дружественного Западу представителя российского капитализма, известного своей работой над улучшением деловой среды в стране, и соучредителем Московской школы управления «Сколково».

Тем временем сотрудники «Тройки» создавали непрозрачную финансовую систему, названную здесь «мегапрачечной Тройки» из-за ее сходства с предыдущими схемами отмывания денег, раскрытыми OCCRP.

Как и в случае с предыдущими «прачечными», многие крупные транзакции совершались на основе фиктивных торговых сделок. Счета-фактуры по фиктивным сделкам выставлялись под разными названиями: «товары», «продовольственные товары», «металлические изделия», «счета» и «автозапчасти». Все счета-фактуры, попавшие в утечку, были подписаны доверенными лицами и отправлены с адресов электронной почты «Тройки».

Эта картина операции основана на множестве утекших в сеть банковских транзакций и других документов, полученных OCCRP и литовским новостным сайтом 15min.lt и предоставленных 21 медиа-партнеру.

В целом набор данных включает более 1,3 миллиона банковских транзакций от 238 000 компаний и людей, а также тысячи электронных писем, контрактов и форм регистрации компаний. Этот анализ сети «Тройки» основан на подмножестве данных.

В интервью Варданян заявил, что его банк не сделал ничего плохого и действовал так же, как в то время поступали другие инвестиционные банки. Он подчеркнул, что не мог знать обо всех сделках, которые его огромный банк проводил для своих клиентов. Репортеры не нашли никаких доказательств того, что он когда-либо подвергался преследованию или обвинялся властями в каких-либо правонарушениях. Его подпись была найдена только на одном документе (https://www.occrp.org/docum).

Варданян охарактеризовал систему как услугу по управлению частным капиталом.

Касаясь ряда офшорных компаний, входящих в «ландромат», он сказал: «Эти компании по техническому обслуживанию клиентов «Тройки Диалог», в том числе и мои».

«Это можно было бы назвать «многосемейным офисом», — сказал он. «Подобная практика до сих пор существует в иностранных банках. Большинство их клиентов работают через международные компании. Повторяю: мы всегда действовали по правилам мирового финансового рынка того времени… Очевидно, правила меняются, но измерять рынок прошлого по сегодняшним законам — это все равно, что применять современные стандарты соответствия ко временам Великой депрессии. Согласитесь, это искажает истинное положение.

Отвечая на вопрос о фиктивных торговых сделках, Варданян сказал, что выручка «Тройки Диалог» в 2006–2010 годах превысила 2 триллиона рублей ($63–85 млрд, в зависимости от колебаний валютных курсов) и что он «не мог знать обо всех сделках в компании такого размера».

Хотя в то время в России подобная практика считалась обычным делом, специалисты отмечают, что такие системы, как «Тройка», могут иметь серьезные последствия.

Эти схемы тормозят национальное экономическое развитие, подрывают человеческую безопасность и снижают качество жизни людей, оставшихся позади, сказала Луиза Шелли, директор и основатель Центра терроризма, транснациональной преступности и коррупции Университета Джорджа Мейсона и автор книги «Темная коммерция».

«Страны, занимающиеся отмыванием денег, особенно в развивающемся мире, теряют огромные объемы капитала, которые необходимы для развития инфраструктуры, образования, здравоохранения, развития новых предприятий и предпринимательства», — сказала Шелли. «С такими огромными деньгами, лежащими за границей, вы можете совершать всевозможные злонамеренные поступки. Вы можете вмешиваться в избирательные процессы. Вы можете помочь заплатить за фейковые новости».

Криминальные службы

«Прачечная» была не просто системой отмывания денег. Это был также скрытый инвестиционный инструмент, фонд подкупа, схема уклонения от уплаты налогов и многое другое.

Клиенты «Тройки» также использовали ее для покупки недвижимости в Великобритании, Испании и Черногории; приобретения роскошных яхт и произведений искусства; оплаты медицинских услуг и билетов на чемпионат мира; оплаты обучения своих детей в престижных западных школах; и даже для пожертвований церквям.

Кроме того, «Тройка» позволяла организованным преступным группировкам и мошенникам отмывать доходы от своих преступлений. OCCRP и партнеры выявили несколько крупных мошенничеств, совершенных в России, в ходе которых компании «мегапрачечной» использовались для сокрытия происхождения своих денег.

Одна из таких схем, известная как махинации с топливом в аэропорту Шереметьево (https://www.reportingproject.net/proxy/en/moscow-airport-used-in-fuel-fraud), имела место с 2003 по 2008 год и искусственно завышала цены на авиационное топливо, лишив при этом российское государство более $40 млн налоговых поступлений. Эта схема привела к повышению цен на авиабилеты. Более $27 млн были переведены компаниями, причастными к мошенничеству, на счета «Тройки». Варданян не был замешан в этой схеме и заявил, что ничего о ней не знал. В 2010 году, через два года после прекращения мошенничества, «Тройка Диалог» начала консультировать аэропорт вместе с Credit Suisse.

Второе крупное уголовное расследование, связанное с «мегапрачечной», в систему которой попало $17 млн, связано со схемой уклонения от уплаты налогов, предположительно реализованной несколькими российскими страховыми компаниями. Мужчину по имени Сергей Тихомиров обвинили в заключении фальшивых договоров оказания услуг со страховщиками в качестве предлога для того, чтобы они отправляли ему крупные суммы денег, которые, по словам его обвинителей, он пропускал через несколько счетов, прежде чем положить их за границу или обналичить. Часть денег оказался в прачечной самообслуживания. (Тихомиров не ответил на телефонные звонки с просьбой прокомментировать ситуацию.)

В третьем случае не менее $69 млн достались компаниям, связанным с Сергеем Ролдугиным, российским виолончелистом, прославившимся после того, как OCCRP раскрыл его огромное необъяснимое богатство.

(https://www.occrp.org/en/panamapapers/persons/roldugin/), Международный консорциум журналистов-расследователей и другие медиа-партнеры проекта «Панамские документы». Часть денег, которые компании Ролдугина получили от «мегапрачечной», возникла в результате масштабного российского налогового мошенничества, раскрытого Сергеем Магнитским, российским юристом, который умер в тюрьме после того, как раскрыл это.

Ролдугин не ответил на электронное письмо с просьбой прокомментировать ситуацию, а Варданян сказал, что знал о виолончелисте, но не знал, что тот имел какие-либо деловые отношения с «Тройкой».

Компании, причастные к мошенничеству, раскрытому Магнитским, перевели через «Тройку» более $130 млн. Фактически, сотни миллионов долларов поступали в «прачечную» и выводились из нее в неизвестных целях. Варданян заявил, что ему неизвестно ни об одной из этих сделок.

«Поймите, я не ангел», — сказал он. «В России есть три пути: быть революционером, уехать из страны или быть конформистом. Итак, я конформист. Но у меня есть свои внутренние ограничения: я никогда не участвовал в залоговых схемах, никогда не работал с криминалом, не состою ни в одной политической партии. Поэтому даже в 90-е годы я ходил без охраны. … Я стараюсь сохранить себя и свои принципы».

Варданян и его семья были среди тех, кто получил деньги от «мегапрачечной». Более $3,2 млн долларов, использованных для оплаты его карты American Express, поступили на счета, принадлежащие его жене и семье, а также были потрачены на обучение троих его детей в Великобритании.

Отвечая на вопрос об этих суммах, Варданян сказал, что офшорные компании, созданные «Тройкой», помимо клиентов банка, обслуживают и его собственные компании.

Тройка как краеугольный камень

«Прачечная «Тройка» уникальна среди обнаруженных в последние годы «мегапрачечных», поскольку она была создана престижным финансовым учреждением.

Созданная в начале 1990-х годов «Тройка Диалог» стала крупнейшим частным инвестиционным банком России. Он действовал под руководством Варданяна до 2012 года, когда его купил Сбербанк, крупнейший государственный кредитор страны.

Как и все инвестиционные банки, «Тройка» занималась выпуском акций и облигаций, первичным публичным размещением акций и выступала в качестве андеррайтингового агента. У компании также были прочные отношения с местным офисом Citibank Inc.: до 20% новых инвесторов «Тройки» приходило через американского гиганта. Это сделало базирующийся в Нью-Йорке Citibank Тройки крупнейшим «внешним агентом», согласно интервью 2006 года с сооснователем «Тройки» Павлом Теплухиным. (Citibank не ответил на запросы о комментариях.)

Другие крупные международные банки, в том числе Credit Suisse и Standard Bank Group, также вели значительный бизнес с «Тройкой».

Начиная с 2006 года сотрудники «Тройки» начали собирать кусочки «мегапрачечной Тройки».

Для создания функционирующей «мегапрачечной» необходимы четыре основных элемента: банк с низкими стандартами соблюдения требований по борьбе с отмыванием денег; лабиринт секретных оффшорных компаний, которые держат счета в банке; доверенные лица и акционеры как для компаний, так и для счетов; и так называемые формирующие агенты, которые могут быстро создавать, поддерживать и ликвидировать оффшорные компании по мере необходимости.

Банк руководил всеми этими компонентами «мегапрачечной Тройки», а также управлял денежными потоками и фиктивными торговыми сделками, составлявшими его операции.

Ключевой механизм был основан на торговле: компании Shell выставляли поддельные счета за несуществующие товары и услуги, которые должны были быть приобретены другими компаниями в системе. Такая практика обеспечивает фиговый листок законной экономической деятельности, благодаря которому транзакции кажутся регуляторам менее подозрительными.

«Вы маскируете незаконный платеж, делая вид, что он связан с поставкой товаров», — сказала Луиза Шелли, эксперт по коррупции. «Система, основанная на торговле, является сегодня одной из важнейших частей отмывания денег в мире».

По ее словам, основатель «Аль-Каиды» Усама бен Ладен использовал аналогичную систему для перемещения денег по Ближнему Востоку.

Если «Тройка» была краеугольным камнем «ландромата», то ее краеугольным камнем были три подставные компании, расположенные на Британских Виргинских островах: Brightwell Capital Inc., Gotland Industrial Inc. и Quantus Division Ltd. Первая известная сделка Brightwell состоялась 12 апреля 2005 года. Gotland был основан 17 февраля 2006 г., а Quantus последовал шесть месяцев спустя, 23 августа.

Анализ банковских отчетов этих компаний показывает, как они организовали «мегапрачечную»: начиная с 2006 года они делали многочисленные мелкие платежи агенту по формированию под названием IOS Group Inc., чтобы создать десятки компаний, которые составили полную «мегапрачечную». IOS не ответила на запросы о комментариях.

Затем три краеугольные компании продолжали выплачивать IOS суммы от 40 до почти 5000 евро в течение почти шести лет, чтобы поддерживать работу всей сети. За это время общая сумма превысила 143 000 евро.

Quantus, например, оплатила сборы за создание и поддержание базирующейся на Британских Виргинских островах компании Kentway SA. Позже эта компания, среди многих других, использовалась для перевода миллионов долларов компании Sandalwood Continental Ltd., связанной с виолончелистом Сергеем Ролдугиным.

Участие Quantus в Kentway демонстрирует множество способов, которыми компании «ландромата» были взаимосвязаны. В данном случае, после того как компания Quantus сначала помогла основать Kentway, затем профинансировала ее за счет денег, которые Kentway переслала компании Ролдугина.

Банк

Чтобы направить поток средств через «мегапрачечную», «Тройке» нужен был коммерческий банк, в котором размещались бы счета вовлеченных в это компаний. И банку было необходимо, чтобы он не слишком пристально присматривался к контрактам и сделкам, которые предприятия «мегапрачечной» использовали для оправдания перевода денег из одной офшорной компании в другую.

Тройка выбрала для этой работы литовский Ukio Bankas. (Литовский кредитор позже был арестован Национальным банком страны в 2013 году за участие в рискованных сделках и невыполнение распоряжений регулирующих органов.) Известно, что Ukio открыла счета для 35 компаний, используемых в «мегапрачечной Тройки», а, возможно, и больше.

Поскольку Литва еще не использовала евро, Ukio нуждались в корреспондентских счетах в европейских банках, таких как австрийский Raiffeisen или немецкий Commerzbank AG, для обработки транзакций, выраженных в евро. Эти два кредитора и многие другие крупные финансовые учреждения Европы и США принимали деньги «мегапрачечной», хотя время от времени они интересовались характером некоторых транзакций.

Например, после подстрекательства одного из банков-корреспондентов некоторые сотрудники Ukio по вопросам соблюдения требований начали наводить справки о платежах «ландромата», которые не имели коммерческого смысла. «В чем суть этой транзакции? У нас есть контракт, но, честно говоря, я не очень понимаю, что происходит», — написал один из офицеров, выразив недовольство по поводу платежа, который пошел в компанию, связанную с Ролдугиным.

К этому моменту деньги уже сошли со счетов Ukio.

На вопрос, почему Ukio был выбран банкиром для оффшорных компаний, созданных «Тройкой», Варданян ответил, что это лишь один из примерно 20 банков, которые «Тройка» использует по всему миру.

Армянские прокси

Центральной фигурой во многих сделках с участием компаний «ландромата» был Армен Устян. 34-летний Устян не является инвестиционным банкиром, а работает сезонным строителем в Москве.

Подпись Устьна можно найти на контрактах и банковских документах в прачечной «Тройка», а также в качестве подписи некоторых других армян. В январе этого года одетый в старую военную куртку и фуражку он сел с репортерами в своей холодной гостиной, чтобы ответить на вопросы о крупных финансах.

Устян сказал, что никогда не слышал о Dino Capital SA, панамской компании-прачечной, чей банковский счет в Ukio был зарегистрирован с использованием его подписи. Копия его паспорта была приложена, но Устян настаивал, что понятия не имеет, как он туда попал.

По просьбе матери он поставил свою подпись на листе бумаги, и пришел к выводу, что его подпись на документе Dino Capital, вероятно, была подделана.

Помимо того, что его подпись связана с банковским счетом Dino Capital, Устян также указан как поверенный, уполномоченный подписывать контракты от имени компании, и его подпись появляется на финансовых соглашениях на сумму не менее $70 млн.

Армянин сказал, что ничего из этого не знает, хотя и помнит о слабой связи с «Тройкой Диалог»: находясь в Москве в поисках работы, Устян жил у российского армянина, чей брат, по его словам, работал в инвестиционном банке и помог ему найти работу.

Московский адрес действительно принадлежит Нерсесу Ваградяну, гражданину России армянского происхождения. Брат Нерсеса, Самвел Ваградян, является директором российской компании, которая получила миллионы долларов от Brightwell, основной компании «мегапрачечной». На сайте Варданяна также упоминается Самвел Ваградян как спонсор благотворительной деятельности банкира. Действительно ли Самвел работал на «Тройку», неизвестно.

Ни с одним из братьев Ваградянов связаться для получения комментариев не удалось. Устян сказал, что не верит, что они использовали его личность.

Другим армянским лидером в «Ландромате», судя по всему, является Эдик Ерицян. Его личность была использована для регистрации счета в Ukio для кипрской компании Popat Holdings Ltd. Эта компания участвовала в транзакциях «ландромата» на миллионы долларов.

Ерицян рассказал OCCRP, что потерял память три года назад после автокатастрофы и не помнит некоторые моменты своей жизни. Однако Устян рассказал, что они с Ерицяном жили вместе в одной квартире, которую ремонтировали в Москве.

Поделиться:
853

Последние новости

Все новости

1news TV