Приведет ли эволюция Пашиняна к оздоровлению армянского общества?
Не иначе как сила волшебного пенделя, полученного от Азербайджанской армии в 44-дневной войне 2020 года и в ходе антитеррористических мероприятий 2023 года, стала причиной приятных глазу метаморфоз, наблюдаемых в поведении и риторике лидера Армении Никола Пашиняна.
Трезвость своего взгляда на региональную геополитику он наглядно продемонстрировал в ходе состоявшейся накануне поездки по приграничным с Азербайджаном селам Тавушской области Армении, выступая на встречах с жителями этих населенных пунктов. Там премьер ясно дал понять, что с не принадлежащими Армении землями придется распрощаться, вернуть их истинному владельцу ради спокойного и безопасного будущего армянского народа и государства.
На своей странице в Facebook Пашинян разместил короткое видео с поездки в Тавуш, в котором он говорит: «Наступает момент, когда приходится жертвовать собой ради своей Родины, ради своей страны. Жертвовать своим уважением, своим именем, психическим состоянием своего ребенка, покоем своей семьи, доброй памятью своих родителей, доброй памятью своего дедушки, но нужно знать, почему вы это делаете. Я знаю для чего это делаю, я делаю это для того, чтобы Республика Армения стала независимым государством».
В целом похвально, хотя с последним утверждением можно и поспорить. Ведь, пытаясь избавиться от российской зависимости, пашиняновская власть теперь норовит ввести страну в кабалу от Запада. Но это, как говорится, уже суверенное право Армении – выбирать, от кого зависеть. Главное, чтобы это происходило не за счет суверенитета и территорий Азербайджана. Коли люб ей Запад, то совет да любовь им, как говорится. …Опять-таки, если от этого не будет вреда Азербайджану.
Главное то, что урок, преподанный Азербайджаном Пашиняну , пошел ему впрок.
Справедливости ради надо отметить, что, придя к власти на волне всенародной любви, Пашинян сперва посылал довольно обнадеживающие сигналы относительно возможности мирного урегулирования существовавшего тогда карабахского конфликта. Это известно из слов Президента Ильхама Алиева, с которым Пашинян пару-тройку раз имел вербальный контакт на ногах, с которым были определенные, пусть и устные, но договоренности. Однако впоследствии, словно заразившись от предшественников во власти пустым ура-патриотизмом, Пашинян зашел слишком далеко, заявив аж будто «Карабах – это Армения».
Последовавшая за этим война в буквальном смысле слова спустила его на землю, показав, кто есть в действительности Азербайджан и что из себя в реальности представляет «великая» Армения. А проведенные в Карабахе в сентябре прошлого года локальные антитеррористические мероприятия продемонстрировали, что играть с Азербайджаном в прежнюю игру по затягиванию переговоров на десятилетия больше не получится.
Пашинян это уже понял. Но многие в армянском обществе этого до сих пор не понимают. Нынешняя оппозиция – вчерашние власти Армении – все еще пытаются посеять в и без того отравленном ложью десятилетий народе реваншистские настроения, основанные на вымышленной истории «великой Армении», где, к слову, турецкий Агрыдаг – это «священная армянская гора Арарат», к которой когда-то «причалил» Ной на своем ковчеге. Поколения армян взращены на лжи и не хотят расставаться с иллюзиями о собственной исключительности, с убеждением в том, что весь мир крутится вокруг них.
Тем важнее миссия Пашиняна – заставить свой народ пройти через эту болезненную, но так необходимую для его выживания шоковую терапию, большое отрезвление посредством принятия реалий без трагизма и прикрас и, наконец, оздоровление. Ибо только избавившись от лжи прошлого, армянский народ сможет построить для себя светлое будущее, путь к которому пролегает через мирное и гармоничное сосуществование со своими соседями.
Выступая на днях в парламенте, Пашинян признал, что «историческая (читай мифическая – ред.) и реальная Армения не только несовместимы, но зачастую противоречат друг другу и даже создают серьезные угрозы друг другу». По его словам, еще в 2022 году было зафиксировано, что ключевой фактор обеспечения безопасности Армении – ее международно признанные границы - игнорируется, что происходило с первых лет основания армянской государственности. Пашинян подчеркнул, что лишь после эскалации напряженности между Азербайджаном и Арменией в сентябре 2022 года он окончательно убедился, что закрепление международно признанной (а не раздутой за счет чужих земель) территории Армении может стать дополнительным и решающим фактором обеспечения долгосрочной безопасности страны. С этого момента, по словам премьера, начался «политико-психологический процесс», который можно назвать процессом демаркации между реальной и исторической (читай выдуманной – ред.) Арменией.
К сожалению, это понимание пришло к армянскому лидеру только после поражения его армии в войне и нескольких последующих боестолкновениях на границе и в Карабахе, что стоило обеим сторонам тысяч жизней, а для Армении завершилось еще и сокрушительным поражением. Хотя вопрос мог найти решение мирным путем и на более выгодных для Армении условиях. Но история, как мы знаем, не терпит сослагательного наклонения. Что случилось, то случилось. Ценен уже сам по себе тот факт, что Пашинян - первый армянский лидер, который озаботился истинно национальными интересами, желая дать своему народу долгожданный мир. А то что поздно… Лучше поздно, чем никогда.