«Карабахские армяне» и фантазии Тойво Клаара. По репутации ЕС нанесен еще один удар
С «завидным» постоянством европейские чиновники бросаются на защиту «прав» бывших армянских жителей Карабахского региона Азербайджана.
Словно войдя в некую конкуренцию, они состязаются в том, кто из них лучше облегчит «страдания многострадальных» и, соответственно, больше достоин носить «гордое» звание их адвоката.
На этот раз снова отличился экс-спецпредставителя Европейского Союза по Южному Кавказу Тойво Клаар, вознамерившийся по окончании своей миссии напоследок высказаться в защиту «карабахских армян».
Вот его прямая цитата: «Надеюсь, что страница вражды и насилия будет закрыта раз и навсегда на благо всего населения региона, в том числе и армян Карабаха. Я также ожидаю, что карабахские армяне будут частью процесса нормализации, и между Баку и ними пройдут прямые переговоры об их безопасном и достойном возвращении в родной регион».
Что же, стоит еще раз напомнить Тойво Клаару: покидать Карабах армян никто не вынуждал, они, по их же собственному признанию, уезжали совершенно добровольно, спокойно и безопасно. В отличие от миллиона азербайджанцев - жертв жесточайших этнических чисток в ходе оккупации территорий Азербайджана и изгнанных со своих родных очагов в Армении. Это, во-первых.
Во-вторых, ни о каких прямых переговорах между Баку и «карабахскими армянами» не может быть и речи, и если Тойво Клаар ставит вопрос под таким углом, то это априори означает, что он и ему подобные, пытаются ухватиться и кое-как склеить жалкие обломки сепаратистского режима, уничтоженного на корню Азербайджанской армией в ходе локальных антитеррористических мероприятий в сентябре прошлого года.
Свою позицию Азербайджан выразил предельно ясно и четко: армяне, так же, как и все наши граждане, могут жить здесь только под азербайджанским флагом, с азербайджанским гражданством и по азербайджанским законам.
Так что «частью» политического процесса нормализации «карабахские армяне» быть никак не могут и никогда не будут - Азербайджан этого не допустит.
Точно так же, как за все годы процесса урегулирования армяно-азербайджанского конфликта не подпустил к столу переговоров марионеточный режим, несмотря на все уговоры и «настоятельные рекомендации». Их авторам стоит, наконец, усвоить: Азербайджан вел и ведет переговоры только с Арменией.
Единственным вопросом, по которому Баку, после разгрома криминальной сепаратистской хунты, говорил с представителями армянских жителей Карабахского региона, была реинтеграция на основе Конституции и законов Азербайджанской Республики, а также доставка им гуманитарной помощи.
«Да, действительно, армянам Карабаха был предоставлен шанс, но они его не реализовали, а просто встали и уехали», - комментирует данный аспект для 1news.az глава Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов.
«А так как Азербайджан не признавал и не признает никакие посторонние «структуры» в Карабахе, все это [контакты центральных властей Азербайджана с карабахскими армянами] может осуществляться в индивидуальном порядке. Но ни в коем случае не может быть частью политического процесса между Азербайджаном и Арменией и кем-либо еще, и, вообще, мирного договора. Поэтому к словам Тойво Клаара следует относиться как к сильно превышающим его компетенцию», - отметил он.
В процессе нормализации отношений между Баку и Иреваном карабахские армяне ни в коем случае участвовать не могут, убежден политический аналитик: «Между Азербайджаном и Арменией обсуждаются только межгосударственные вопросы. И поэтому, когда они поднимают тему армян Карабаха, мы поднимаем тему азербайджанцев в Армении».
В этом контексте Фархад Мамедов затронул еще один важный момент, который стоит особо подчеркнуть:
«Вообще, неправильно использовать формулировку «возвращение армян в Карабах». Нет. Нужно говорить о возвращении армян в Азербайджан. И все. Карабах – это такая же часть территории Азербайджана, как скажем, Билясувар, Шеки, Газах, Гянджабасар и т.д. Считаю, что было бы правильным не выделять Карабах как какую-то стоящую особняком единицу.
Возвращение армян в Азербайджан и возвращение азербайджанцев в Армению – именно такой должна быть формула и таким же, зеркальным, должен быть подход к теме прав этнических меньшинств в Азербайджане и Армении. Отдельного отношения к карабахским армянам не будет», - заявил Фархад Мамедов.
Категоричная реакция на высказывания Тойво Клаара последовала и от МИД Азербайджана. Заявления экс-спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу о том, что возвращение «карабахских армян» является обязательством Азербайджана, возвращение азербайджанцев, насильственно изгнанных из Армении, зависит от результатов азербайджано-армянского процесса нормализации и о том, что вопрос «карабахских армян» является особым случаем, прокомментировал заместитель пресс-секретаря МИД Васиф Алиев.
«Рассмотрение экс-спецпредставителем Европейского Союза по Южному Кавказу, послом Европейского Союза в Узбекистане Тойво Клааром в качестве особого случая возвращение армян, добровольно мигрировавших из Карабахского региона Азербайджана в Армению и другие страны, и попытки обусловить право азербайджанцев, насильственно изгнанных с территории нынешней Армении, на возвращение недопустимо. Армения обязана создать соответствующие условия для безопасного и достойного возвращения азербайджанцев, изгнанных из Армении, на родные земли, и международное сообщество должно требовать выполнения этого обязательства», - отметил он.
«Послу Тойво Клаару прекрасно известно, что несмотря на неоднократные обращения азербайджанской стороны к армянским жителям о том, чтобы они не покидали свои дома и вернулись, армянские жители не намерены возвращаться на суверенные азербайджанские территории. Азербайджанская сторона уважает намерение возвращения в Азербайджан только тех лиц армянского происхождения, которые уважают территориальную целостность и суверенитет нашей страны. Тот факт, что накануне своего ухода с поста Тойво Клаар выступил со столь предвзятыми заявлениями, не относящимися к его компетенции, является, прежде всего, очередным ударом по репутации организации, которую он представляет», - подчеркнул Васиф Алиев.
В целом, заявления Тойво Клаара следует расценивать как вмешательство во внутренние дела Азербайджана и дискриминацию в отношении изгнанных из Армении азербайджанцев.
Почему Тойво Клаар, говоря о проблеме беженцев в регионе и праве на возвращение, выделяет вопрос карабахских армян в «особый случай»?
Почему это право, по его мнению, может относиться исключительно к добровольно переселившимся из Азербайджана армянам, и почему такого права нет у азербайджанцев, насильственно изгнанных с исторических земель в Армении?
Что это, если не дискриминация по признаку этнической и религиозной принадлежности - как со стороны лично Тойво Клаара, так и ЕС в целом?
Именно к этому аспекту привлекает внимание Община Западного Азербайджана, которая в своем заявлении отмечает, что особый акцент, который представитель ЕС сделал на вопросе карабахских армян, является показателем того, что данный институт не может принять факт разрешения конфликта и восстановления территориальной целостности Азербайджана.
«Община Западного Азербайджана резко осуждает расистскую дискриминацию официального представителя ЕС в отношении азербайджанцев, изгнанных из Армении, его вмешательство во внутренние дела Азербайджана и заявление, направленное на создание напряженности в регионе.
Община требует ЕС соблюдать принцип равноправия людей в соответствии со статьей 1 Всеобщей декларации прав человека, положить конец дискриминации азербайджанцев, изгнанных из Армении, и уважать их право на возвращение», - подчеркивается в заявлении Общины Западного Азербайджана.
В целом, взгляды Тойво Клаара создают такое впечатление, что чиновник, занимавший должность спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу с ноября 2017 года, либо недостаточно компетентен в собственных должностных полномочиях, либо слабо видит и понимает региональные реалии, либо – что наиболее вероятно - сознательно занимает предвзятую и однобокую позицию.
Остается надеяться на то, что новый спецпредставитель не последует сомнительным путем своего предшественника, и в своих подходах будет руководствоваться исключительно принципами справедливости и международного права.
Как это и полагается чиновнику подобного ранга.