Россия и Армения: Скрытая игра на обострение региональной нестабильности
Прошло уже несколько лет с окончания 44-дневной Отечественной войны, однако мир между двумя странами до сих пор не заключен.
Ситуация остается неопределенной, и за видимой для всех витриной мирных переговоров с Баку Иреван ведет прямо противоположную игру, наращивая свой военный потенциал и диверсифицируя источники поставок вооружений.
Как известно из открытых источников, у Армении уже налажено довольно продвинутое сотрудничество с Францией и Индией. Это вдобавок к России, являющейся многолетним традиционным поставщиком подобного рода продукции для армянской оборонки.
Вопрос, который неизбежно возникает в связи с действиями Армении, звучит просто: зачем? Армения заявляет о том, что ее вооружение связано с необходимостью защиты суверенитета и безопасности. Однако этот аргумент теряет смысл на фоне реальности - никто на Армению нападать не собирается. Азербайджан, который в соответствии с международным правом вернул себе принадлежащие ему территории Карабаха и Восточного Зангезура, четко обозначил, что не имеет планов расширения за пределы своих международно признанных границ. Более того, Баку заинтересован в долгосрочной стабильности и экономическом развитии региона, что невозможно без нормализации отношений с соседями.
Остальные соседи Армении – Грузия, Иран, Турция – тоже не демонстрируют никаких признаков агрессивных намерений. Армения не окружена врагами, как могут пытаться представить это реваншистские круги в этой стране, чтобы оправдать новые военные расходы и привлечение западных партнеров. Вопрос остается открытым: на кого ориентирована армянская милитаризация?
Значительные изменения в географии закупок вооружений свидетельствуют о сдвиге во внешнеполитическом курсе Армении. Если ранее Иреван полагался на военные поставки из России, то теперь наблюдается некоторая диверсификация. Франция и Индия становятся ключевыми новыми партнерами в вопросе вооружений. Это - шаг, который на первый взгляд может показаться попыткой обеспечить независимость от Москвы, но в долгосрочной перспективе создает новые зависимости - на этот раз от других центров, ведь диверсификация у Армении, какой бы активной ни была, все же ограничена пока лишь этими двумя странами.
Итак, Франция предложила Армении модернизацию существующего парка бронетехники и поставки новых бронемашин. В рамках этого сотрудничества еще в прошлом году Франция поставила Армении партию бронеавтомобилей Bastion. Известно также об интересе Армении к французским артиллерийским системам и ракетным комплексам. В частности, обсуждаются поставки высокоточных ракетных систем и мобильных артиллерийских установок. Конкретные модели могут включать системы класса Caesar, которые Франция активно экспортирует.
Также Франция, как один из лидеров в производстве средств противовоздушной обороны, предложила Армении системы ПВО типа Mistral. Кроме того, еще в октябре 2023 года министр обороны Франции Лекорню сообщил, что Париж намерен продать Иревану 3 радиолокационные системы Ground Master 200 (GM200).
С Индией заключен контракт на поставку в Армению реактивных систем залпового огня Pinaka, артиллерийских установок ATAGS, радиолокационных систем раннего обнаружения воздушных угроз и контроля за воздушным пространством. Среди этих систем могут быть упомянуты радары Swathi, которые используются для обнаружения и отслеживания артиллерийских позиций противника. Индия предложила Армении и системы борьбы с дронами.
Из последнего стоит отметить, что Иреван ведет переговоры с индийской оборонной компанией о модернизации и вооружении истребителей Су-30СМ, имеющихся на вооружении Армении.
Но если с Индией речь идет только о военно-техническом сотрудничестве, то с Францией взаимодействие охватывает также и область военной подготовки. С этой целью Франция создала в Иреване военную миссию для более эффективной поддержки вооруженных сил Армении и их реформирования. Под присмотром французов проходит масштабная реорганизация армянской армии. Эти реформы охватывают модернизацию вооружений, улучшение инфраструктуры и повышение уровня подготовки личного состава.
Свою лепту в этом плане вносят и США, учения с которыми в последнее время у Армении участились. И происходит это на фоне полного игнорирования Иреваном учений в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – военно-политического блока, в котором он непосредственно состоит. Все это наглядно демонстрирует смещение векторов во внешней политике Армении. Частое появление в связи с этим американских военных в Армении и в целом растущее влияние Запада в этой стране настораживает соседей по региону. Вернее, должно было бы настораживать, по логике вещей. Но этого почему-то не происходит.
Конкретно на примере Армении становится очевидным, что вся враждебность Запада и России друг к другу, так же как «обострившиеся противоречия» во взаимоотношениях Москвы и Иревана – это всего лишь хорошо разыгранный фарс. В пользу этого довода говорят слова вице-премьера РФ Алексея Оверчука, констатировавшего на днях в Иреване кратный рост показателей экономического сотрудничества с Арменией за последние годы практически во всех секторах. Как справедливо заметил зампред российского правительства, «цифры говорят громче слов», и предоставил показатели последних лет: «В 2023 году объем взаимной торговли увеличился на 55,8%, достигнув $7,4 млрд. В этом году темпы роста еще выше: за первое полугодие товарооборот составил $8,4 млрд, и к концу года мы можем выйти на показатель в $14–16 млрд. Для сравнения: в 2020 году этот объем составлял всего $2,3 млрд».
Учитывая далеко нецветущее состояние экономики Армении и ее весьма ограниченный промышленный потенциал, а также период, на который пришелся небывалый скачок, становится очевидным, что успехи, о которых говорит Оверчук, достигнуты по большей части за счет реэкспорта Иреваном различной продукции, на поставки которой Запад наложил запрет после полномасштабного вторжения РФ в Украину с февраля 2022 года. Причем речь идет о реэкспорте не только западной продукции в Россию, но и российской (в основном сырья) – на Запад. При этом обе стороны хорошо понимают, что и откуда берется, но применять за это санкции против Армении мало того что никто не торопится, так это шельмование еще и приветствуется, приобретая неимоверные масштабы. Любовь к Армении – это та субстанция, которая объединяет Запад и Россию во все времена, как в годы геополитического соперничества до войны в Украине, так и в нынешний период неприкрытой вражды между ними. Как видно, дух почившей в бозе Минской группы ОБСЕ еще не выветрился из сознания трех стран-сопредседателей, лелеющих надежду на ее возрождение ради благополучия их общего детища – Армении.
Армения, в свою очередь, тратит вырученные с реэкспортных махинаций шальные деньги на развитие своего военного потенциала, приобретая у той же Франции необходимую технику и вооружение. Более того, о своих договорных обязательствах перед Арменией чудесным образом спустя годы вспомнила и Россия, которая возобновила поставки ей оружия, несмотря на продолжение войны в Украине. Такой ход событий играет на руку распоясавшимся армянским реваншистам, выступающим против мира с Азербайджаном и не скрывающим намерений вновь захватить его земли.
Между тем Азербайджан, хотя пока и не считает нынешний уровень вооруженности Армении критичным, сохраняет за собой право на защиту своих национальных интересов. Баку стремится к миру и стабильности в регионе, но если действия Армении начнут представлять реальную угрозу для его безопасности, Азербайджан вынужден будет принять и примет соответствующие меры.
Исчерпывающе по данному поводу высказался некогда Президент Ильхам Алиев: «Наша политика основана на международном праве и справедливости. Если сегодня мы вновь увидим, что в Армении реваншисты поднимают голову, что Франция дает Армении смертоносное оружие, если увидим, что это вооружение достигло критического уровня, то тогда пусть никто на нас не обижается. Все знают, на что мы способны, на что способна наша армия и как тверда наша воля. Никто не сможет устоять перед нами».