На грани войны. Чем грозит эскалация сирийско-турецкого противостояния
Гибель в сирийском Идлибе турецких военнослужащих, по всей вероятности, станет поворотным моментом в длительном противостоянии Турции и Сирии.
В результате авиаудара, нанесенного, по словам губернатора пограничной турецкой провинции Хатай Рахми Догана, «военно-воздушные силами сирийского режима», 27 февраля в Идлибе погибли 33 турецких военнослужащих. Еще 32 военных, получивших ранения, госпитализированы.
Ответ Турции не замедлил себя ждать – как только стало известно о потерях, президент Реджеп Тайип Эрдоган провел экстренное совещание по безопасности. По его итогам министр национальной обороны Турции Хулуси Акар лично принял командование операцией против сирийских правительственных сил в Идлибе, прибыв в сопровождении представителей высшего офицерского состава в командный центр в Хатай.
«Анкара заставит Асада и его сторонников заплатить за гибель турецких военных, и цена будет высокой», - заявил вице-президент Турции Фуат Октай.
«Турция теперь признает всех военных режима [Асада] вражескими целями», - заявил пресс-секретарь правящей Партии справедливости и развития Омер Челик.
«В ответ на удар в Идлибе турецкие войска – авиация и наземные силы открыли огонь по всем известным целям режима Асада», - сообщил глава департамента коммуникаций при аппарате президента Турции Фахреттин Алтун.
В ночь на 28 февраля Вооруженные силы Турции нанесли серию массированных ударов по объектам сил режима Башара Асада в Идлибской зоне деэскалации. По данным источников в турецких силах безопасности, артиллерийские и воздушные удары по сторонникам Асада не прекращались до утра.
«После предательской атаки более 200 целей режима были обстреляны нашими самолетами, беспилотниками и наземными средствами огневой поддержки. Турецкая армия уничтожила в Идлибе 5 вертолетов, 23 танка, 23 орудия и САУ, зенитно-ракетный комплекс SA-17, зенитный ракетно-пушечный комплекс SA-22, нейтрализовано 309 сторонников Башара Асада», – заявил министр нацобороны Турции Хулуси Акар.
Камеры беспилотников зафиксировали моменты уничтожения колонн бронетехники и живой силы противника. Кроме того, удары были нанесены по расположению штабов и складам с боеприпасами.
«Да, если предыдущие военные операции Турции в Сирии представляли собой контртеррористическую операцию, то сейчас дело приняло гораздо более серьезный оборот. Речь может идти о войне», - так расценивает сложившуюся ситуацию эксперт Центра анализа международных отношений Джавид Велиев.
Эксперт полагает, что при нынешнем положении война вполне возможна, если такое решение примет Великое национальное собрание Турции: «Правда, оппозиция может выступить против, но большинство в турецком парламенте все-таки – за фракцией правящей партии. Так что…»
При всем этом следует учитывать еще одну немаловажную деталь – российский фактор. Минобороны России охарактеризовало произошедшее как попытку «террористов из Идлибской зоны деэскалации» провести крупное наступление на позиции войск Сирии.
В ведомстве заявили, что сирийские войска обстреляли 27 февраля в Идлибской зоне в районе населенного пункта Бехун находившихся «в боевых порядках террористических формирований турецких военных, которых там не должно было быть».
Минобороны РФ также указало, что «авиация воздушно-космических сил России в этом районе не применялась». В ведомстве добавили, что, получив информацию о пострадавших турецких военнослужащих, российская сторона приняла меры для прекращения огня сирийскими войсками, обеспечив безопасную эвакуацию погибших и раненых в Идлибе турецких военных на территорию Турции.
Однако министр нацобороны Турции Хулуси Акар заявил, что удары по турецким позициям в Идлибе были нанесены несмотря на координацию действий с российской стороной, которая была заранее оповещена о местах дислокации частей ВС Турции в зоне деэскалации: «Турецкие военные, находившиеся в Идлибе с целью обеспечения перемирия и предотвращения гуманитарного кризиса в регионе, подверглись подлой атаке».
По его словам, удары по позициям турецких военных в Идлибе продолжались несмотря на предупреждение Анкары: «Удары наносились даже по военным машинам скорой помощи. Хотелось бы особо подчеркнуть, что в момент воздушного удара по позициям турецких военных в Идлибе, в данном секторе не находилось никаких вооруженных группировок».
«Анкара и сама напрямую не обвиняет Россию в гибели своих военных, указывая виновником исключительно войска Асада, - комментирует ситуацию Джавид Велиев. – Получается, она все-таки не теряет надежды достичь с Москвой устойчивой договоренности по ключевым вопросам сирийской повестки, хотя последние переговоры сторон и не увенчались успехом».
Как отреагировали на ситуацию в мире?
Братскую поддержку Турция получила от Азербайджана. Соболезнования в связи с гибелью турецких солдат турецкому коллеге выразил Президент Ильхам Алиев:
«Уважаемый господин Президент,
Дорогой брат,
С чувством глубокой скорби воспринял известие о гибели турецких солдат.
В связи с произошедшим событием от своего имени и от имени народа Азербайджана выражаю Вам, семьям и близким погибших, братскому народу Турции глубокое соболезнованием.
Аллах рехмет элясин!»
МИД Азербайджана также выразил соболезнования братской стране. «Известие о гибели турецких солдат в Идлибе глубоко опечалило нас», - говорится в записи на официальной странице МИД АР в Twitter.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал стороны к незамедлительному прекращению огня, подчеркнув, что «без срочных действий риск дальнейшей эскалации растет каждый час».
Представитель Госдепартамента США заявил, что в Вашингтоне серьезно обеспокоены событиями в Сирии и «рассматривают варианты того, как [...] наилучшим образом поддержать Турцию в этом кризисе».
В телефонном разговоре с главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг осудил постоянные неизбирательные авиаудары сирийского режима в Идлибе, призвав к проявлению уважения к международному праву и поддержке усилий ООН по установлению мира.
«Да, словесная поддержка выражена, и думаю, дело этим и ограничится, - считает Джавид Велиев. – Но прямых причин вмешиваться в ситуацию у Альянса нет».
Тем не менее, Анкара в пятницу созывает экстренное заседание НАТО. Заседание пройдет в штаб-квартире Североатлантического альянса в Брюсселе. «Созывая чрезвычайное заседание, Турция основывается на 4-й статье Североатлантического договора, по которой договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из сторон окажутся под угрозой», - указывает Джавид Велиев. Однако ситуация в Идлибе не попадает под 5-ю статью, где оговариваются условия применения Североатлантическим альянсом механизма коллективной обороны.
Разъясняя причину военных действий Турции в Идлибе, эксперт сказал, что за этим стоит стремление Анкары устранить угрозу, которая исходит от сконцентрированных на северо-западе Сирии террористических группировок.
«Дело в том, что на сирийско-турецкой границе скопилось огромное число беженцев, среди которых легко могут быть и террористы. С этой точки зрения желание Турции устранить угрозу от собственных границ абсолютно понятно», - подчеркивает Джавид Велиев.
Между тем, миграционная проблема на данном этапе грозит перерасти в кризис. Турция приняла решение «не препятствовать сирийским беженцам при прохождении ими в Европу по суше или по морю».
«Наша миграционная политика ясна, но здесь есть один момент: мы уже не имеем возможности удерживать беженцев», - заявил пресс-секретарь правящей партии Омер Челик.
Сотрудникам турецкой полиции, береговой охраны и погранпереходов дано указание бездействовать в случае возникновения потока беженцев из Сирии.
«Ситуация в Идлибской зоне деэскалации угрожает ростом бремени Анкары в миграционном вопросе. В случае дальнейшего ухудшения ситуации на северо-западе Сирии, часть беженцев и мигрантов из Турции может направиться на Запад», - заявил в пятницу пресс-секретарь МИД Турции Хами Аксой.
Иными словами, Анкара открыла свои границы, что означает возможность наплыва сирийских мигрантов в Европу.
Напомним, что с 2011 года, на фоне гражданской войны в Сирии Турция по просьбе Евросоюза приняла и разместила на своей территории подавляющее большинство сирийских мигрантов, перед которыми турецкая граница была последним рубежом на пути в страны Европы.
«Опасения Турции понятны, сегодня в стране и так около 4 миллионов мигрантов, а с эскалацией в Идлибе это число может в разы возрасти. Турция, как известно, возглавляет список стран по числу принятых беженцев, и неоднократно заявляла, что попросту не справится с новой волной мигрантов.
Более того, как я уже говорил, есть высокая вероятность того, что из Идлиба на турецкую территорию могут просочиться террористы. К тому же, ради чего Турция должна подстраховывать Европу, которая не вполне честно выполняла договоренности с Анкарой?» - отмечает Джавид Велиев.
С полуночи с северо-запада Турции к границе с Грецией направляются около 300 мигрантов, среди которых граждане не только Сирии, но и Ирана и Ирака. Как сообщается, они идут в сторону провинции Эдирне, которая граничит с Грецией.
Каким может быть развитие ситуации? «При нынешней ситуации очень сложно что-то прогнозировать. Анкара предлагает принять меры для защиты гражданского населения и объявить над Идлибом бесполетную зону. В свое время гаранты Астанинского процесса [Россия и Иран] взяли на себя обязательства по сокращению насилия и военных действий в Идлибе, и Анкара справедливо требует их выполнения.
Что касается последних событий, то эта эскалация, конечно, опасна. Путь к снижению напряженности пролегает через способность Турции и России, поддерживающих в Сирии разные противоборствующие стороны, договориться», - полагает Джавид Велиев.
Говорят, надежда умирает последней. Только что стало известно, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел в пятницу телефонный разговор с российским коллегой Владимиром Путиным. Об этом сообщил министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Разговор Путина и Эрдогана был подробный и был посвящен необходимости сделать все, чтобы выполнить договоренности по Идлибской зоне деэскалации», - сказал он.
По словам главы МИД РФ, лидеры двух стран обсудили возможность новых контактов по Идлибу на различных уровнях в ближайшее время. Лавров также добавил, что находящиеся в Анкаре делегации двух стран приняли решение продолжить свою работу.
1news.az
При подготовке материала использованы сообщения ведущих турецких и российских СМИ: Anadolu, Hürriyet, Sabah, DHA, Haberler, ТАСС, РИА Новости.