Эльман Байрамов: «Если бы каждый азербайджанец в России перечислял по одному доллару на развитие проектов…» | 1news.az | Новости
Интервью

Эльман Байрамов: «Если бы каждый азербайджанец в России перечислял по одному доллару на развитие проектов…»

14:00 - 25 / 05 / 2010
Эльман Байрамов: «Если бы каждый азербайджанец в России перечислял по одному доллару на развитие проектов…»

Интервью 1news.az cдиректором ЗАО «Мосазервинзавод» Эльманом Байрамовым.

- Эльман Байрамович, вы возглавляете огромное предприятие, активно участвуете в социальной жизни Азербайджана, по-моему, о вас незаслуженно мало информации, расскажите: откуда вы родом и как оказались в Москве?

- Я родился в 1956 году в городе Кировабаде, это нынешний город Гянджа. Воспитывался в традиционной советской семье: мама работала учительницей, а отец на производстве, на текстильной фабрике. После окончания 10 класса был призван в ряды Советской Армии, сначала в Псков, потом направили  сержантом  в Карелию. Оттуда весь наш 279-й полк отправили в Монголию, это был 1977 год. Месяц на поезде и все остальное время службы находился там. Уже в  армии приняли в ряды КПСС, после демобилизации был направлен в Кировабадский военкомат, получил направление на учебу в Москву, и надо сказать, в Москве я оказался исключительно благодаря нашему лидеру Гейдару Алиеву, который направлял тогда на учебу в Россию молодых людей со всего Азербайджана.

Символично,  в Москве я оказался ровно 31 декабря 1977 года, что интересно - 26 декабря я закончил службу приехал домой и оттуда сразу в Москву, чтобы написать заявление в том же году, тогда были такие правила с запросами и проверками. Здесь я  поступил в высшую школу милиции, по окончании работал по специальности - старшим оперуполномоченным, женился. Мой старший сын пошел по моим стопам, окончил Институт прокуратуры, второй сын работает в Московском Управлении  уголовного розыска, а дочка закончила МГУ по более женской специальности – международные отношения, она уже вышла замуж и живет в Англии.

- Надо понимать, что вы попали в Москву как раз в то непростое время, когда стали меняться устои, менялось общество, экономика, с учетом «перестройки», переходила на новый этап развития. В общем-то, это был рай для предприимчивых людей и ужас для тех, кто привык жить, что называется, «на зарплату». Как случилось, что вы ушли с государственной службы?

- Я ушел из милиции в 1989 году, отработав 14 лет, на тот момент был майором милиции. Надо сказать, что уже тогда я был тесно связан с нашим посольством, потому что начались события с Карабахом и Сумгайытом, и я принимал в этом активное участие. Что касается моих качеств предпринимателя, вы правы, я уже тогда открыл коммерческую фирму, марку «Кремлевская водка», тогда как-то все было легче.

- То есть вы, как бизнесмен, сразу поняли перспективность алкогольного направления и занимаетесь этим давно. А чем было продиктовано желание заниматься этим бизнесом?

- Советский народ всегда любил выпить качественного напитка (смеется). А в Азербайджане очень хорошо было развито сельское хозяйство, мало кто знает, но на самом деле столько виноградников, сколько в Азербайджане, нет ни в одной республике бывшего Союза. Ну и конечно, были судьбоносные моменты,  в 1977 году мне позвонили и сказали, что меня вызывает Гейдар Алиевич в Баку на беседу. Он ведь меня направил в Москву на учебу, и с тех пор еще помнил. Гейдар Алиев обладал редким качеством политика, он никогда ничего и никого не забывал, да потом меня знали и как сотрудника милиции.

- Любопытно,  как прошла встреча?

- Гейдар Алиевич обстоятельно поговорил со мной. Тогда все республики имели в Москве заводы, многие заводы обанкротились, наш азербайджанский тоже был на грани банкротства. Он спросил меня: смогу ли я принять этот завод и поднять «на ноги», я согласился, конечно же, заручившись его поддержкой. Нет даже смысла говорить, насколько он сыграл в этом ключевую роль,  очень помог восстановить завод, помог с сырьевой базой, привлек соответствующие министерства и ведомства и завод заработал.

- Я знаю, что после того как вы пришли к руководству завода, резко возросла эффективность производства, покрылись все долги, завод стал приносить прибыль и я уверена, что за этим стоит титанический труд, бессонные ночи и, конечно, много дней работы. Какие сложности приходилось преодолеть?

- Когда мы приняли завод, он был в состоянии банкротства, мы его вытащили и, можно сказать, Азербайджан стал гарантом всех наших действий.  Нам поверили и в течение  пяти лет мы должны были погасить все долги. Могу сказать с чувством гордости: мы это сделали. Это был самый сложный период для меня: долги, свет отключают, производство стоит, рабочие не получают зарплату, сырьевой базы не было на заводе, и только после указания Гейдара Алиева Совету министров Азербайджана о немедленных поставках сырьевой базы все заработало.

- Воспользуюсь случаем и задам вопрос вам как человеку, имевшему возможность лично сталкиваться в работе с Гейдаром Алиевым. Известно, что он был человеком, который смотрел вперед. Как вам кажется, почему он решил восстановить завод?

- Потому что Гейдар Алиевич знал, что Азербайджан имеет огромные перспективы в сфере сельского хозяйства, и имидж наших виноделов нужно было сохранить. Наш завод существовал с 1924 года и у нас в архивах есть фотографии, когда наш завод был в самом центре у Кремля, там же были азербайджанские магазины и такие знаменитые вина, как «Агдам», «Три семерки», «Садыллы», «Кюрдамир» и т.д., все же это было наше производство.

- Тогда, почему мы слышим повсеместно об армянском коньяке, о молдавских и грузинских винах,  а об азербайджанских знают разве что избранные круги?

- Вы непьющий человек, сразу видно. Наши вина достаточно известны и пользуются спросом. Перед нами стояла задача сделать так, чтобы на российском рынке азербайджанское виноделие было одним из первых и могу сказать, что по прошествии уже пяти лет мы справились с этой задачей. Когда делегация во главе с Юрием Лужковым отправилась в Баку, это было уже  в начале 2000 года, и Юрий Михайлович представлял московскую делегацию и, представив меня, отметил, что это один из лучших директоров московских заводов. Сегодня наш завод на хорошем счету и наши вина появились в Москве, более того, мы  получаем на конкурсах призовые места. Для меня это вопрос чести, потому что помимо финансовых проблем на мне лежал огромный груз моральной ответственности перед Азербайджаном.

- Не могу не спросить, как вы сами оцениваете свою продукцию? Дегустируете?

- Конечно, а как же без этого. Каждый день дегустирую, сразу скажу -  спиться не боюсь, потому что у меня выработался иммунитет как у профессионала (смеется).

- Я не знаю, разделяете ли вы мою точку зрения, но все же хотела бы затронуть тему диаспоры. Вы являетесь вице-президентом ВАК, и как я понимаю, у ВАК прямая задача лоббировать интересы Азербайджана. Как вы думаете, почему несмотря на то, что делается немало, все-таки азербайджанцев мало в органах государственной власти, на ТВ, в научном сообществе России?

- Я считаю, что для того чтобы этот вопрос решался, этим надо заниматься и работать. Мы организовали ВАК, и тогда эта организация работала, сейчас есть проблемы, их надо решать. Я со своей стороны готов сделать все, что от меня зависит, чтобы наша молодежь появлялась и на телевидении, и в политике, и в экономическом и научном сообществе. Согласен, проблемы есть. Могу предложить схему, когда бы каждый азербайджанец в России перечислял по одному доллару на развитие каких-то проектов, представьте себе - это более миллиона долларов в год. Тогда и деньги будут, и народ сам будет участвовать в решении проблем. А люди рассуждают так, что есть ВАК и другие структуры и они должны нам помогать, давать нам деньги спонсировать и т.д. Тут палка о двух концах: с одной стороны, конечно, созданные структуры для того и существуют, чтобы помогать, а с другой, сами люди тоже должны развивать  в себе ответственность и социальную активность, а иначе ничего не получится.

- Таким вам видится выход…

- Надо искать механизмы решения, наши диаспорские структуры обладают огромным человеческим ресурсом и я только за то, чтобы не только давать деньги, но и продвигать, лоббировать молодых азербайджанцев, умных интеллектуальных ребят. Я считаю, что это возможный и эффективный путь. Я считаю, неплохо вообще было бы открыть азербайджанский канал или радио, продвигать нашу культуру и рассказывать о нашей стране и это должно делаться на уровне государства. Азербайджано-российские отношения сегодня находятся в очень благоприятном русле, и я думаю, мы должны это использовать в хорошем смысле этого слова и на благо России и Азербайджану.

- Вы упомянули, что отношения между Россией и Азербайджаном находятся в динамике положительного развития. Как вам кажется, это как-то повлияет на решение Карабахской проблемы?

- Сегодня отношения сложились очень дружественные и доверительные. Азербайджанцы вообще народ толерантный, не конфликтный, единственная проблема - это вопрос Карабаха и я уверен, этот вопрос решится, Президент Азербайджана сделает все возможное для этого

- А как вам кажется, какую роль должна играть диаспора в этом вопросе?

- Самую активную, я сотрудничаю и с диаспорскими структурами, и  с посольством и могу сказать, что посол сейчас делает все возможное для улучшения отношений. И потом надо понимать, что его знает весь советский народ. Как-то была ситуация, когда я с ним  летел в Баку и девушки, сотрудники погранзоны попросили сфотографироваться с ним на память, лично мне было очень приятно, что нашего посла узнают все.

- При вашем ритме работы, наверное, мало времени удается проводить с семьей?

- Я очень люблю свою семью, и мы каждый день общаемся, потому что живем в одном доме, все кроме дочери. Для того чтобы встретиться, нам надо просто набрать местный телефон.

- Как часто собираетесь вместе?

- Довольно часто, обычно на праздниках, правда, к дочери в Лондон чаще я езжу сам, более того, у меня уже внуки, которых я очень люблю. Мы с семьей справляем праздники и самый любимый - это, конечно же, Новруз Байрамы, ну и еще Новый Год. Собираемся на даче, традиционно накрываем стол, плов, шашлыки и наши азербайджанские сладости.

- Вы как азербайджанец чувствуете сегодня разницу между теми 70-ми годами и сегодняшним временем, если говорить об отношении к  азербайджанцам в целом?

- Хороший вопрос, я уже сказал, что с 1977 года в Москве и тогда нас не знали. Только благодаря Гейдару Алиеву, который своими выступлениями, направлениями на учебу и всяческой пропагандой сделал так, что стали узнавать, кто такие азербайджанцы. И за одно это ему надо сказать огромное спасибо.

Саадат Кадырова ИТАР-ТАСС

Специально для 1news.az

Поделиться:
24046

Последние новости

Все новости

1news TV