«Черная метка» армянской политики | 1news.az | Новости
Политика

«Черная метка» армянской политики

13:45 - 26 / 03 / 2007
«Черная метка» армянской политики

Новость из Армении о скоропостижной смерти премьер-министра Андраника Маркаряна стала как неожиданностью, так и ожидаемой новостью. Слишком спокойно проходила предвыборная кампания в парламент Армении. Выборы, намеченные на май, должны определить расклад сил перед основными выборами президента, которые запланированы на следующий год. Уход политика в предвыборный период становится обычным делом в Армении.

С момента обретения независимости в Армении политиков «уходили» или по их собственному желанию, или же с помощью оружия. «Черная метка» случайно выпала в 1997 году Тер-Петросяну, который самовольно покинул пост президента, что ознаменовало приход к власти Роберта Кочаряна. После последних парламентских выборов пятилетней давности «черную метку» получили сразу два видных политика: спикер парламента  Демирчян и бывший боевик карабахской войны, премьер-министр Вазген Саркисян. Отметим, что все политики на момент получения «черной метки» имели солидный политический багаж: популярность, политическую организацию, информационный ресурс и т.д. Андраник Маркарян был руководителем правящей Республиканской партии, являлся вторым человеком в Армении и скончался в преддверии выборов. Рейтинги вышеназванных политиков в момент смерти были почти равными рейтингу действующего президента, что также наводит на определенные мысли.

Кратко проанализируем нынешнюю политическую атмосферу Армении. После последних парламентских выборов в Армении складывается коалиция трех партий: Республиканской, дашнаков и «Оринац Еркир». После расстрела парламента и смерти спикера и премьера во главе правительства страны оказался председатель республиканцев Андраник Маркарян, который воспринимался как человек Роберта Кочаряна. Председателем парламента избирается председатель «Оринац Еркир», ныне оппозиционер Багдасарян. Дашнаки получают портфели нескольких министерств. Таким образом, Кочарян формирует коалицию партий вокруг себя, не являясь членом какой-либо политической структуры. Это позволяло Кочаряну маневрировать между политическими организациями. С другой стороны, региональный расклад также благоприятствовал Роберту Кочаряну, так как Республиканская партия и «Оринац Еркир» имели поддержку как выходцев из Карабаха, так и армян самой Армении. Дашнаки же выступали в качестве линка связи с диаспорой. Это длилось до середины прошлого года, когда «Оринац Еркир» объявила о выходе из коалиции и переходе в оппозицию. Процессы начали набирать оборот с этого момента, так как руководству Армении нужно было определяться с преемником. По мнению большинства экспертов, им должен был стать министр обороны, также выходец из Карабаха Серж Саркисян. Но вот как политика его никак не воспринимали, и поэтому Саркисян в спешном порядке был избран первым заместителем председателя Республиканской партии.

Тут следует напомнить о внешнеполитическом факторе, который является для Армении чуть ли не решающим. На внутреннюю политику Армении традиционно влияет Россия, которая выбирает, с кем будет иметь дело. Нелишне будет напомнить слова спикера Думы Бориса Грызлова, что Армения является «южным форпостом России». Перед каждыми выборами Россия четко дает понять, кто и как будет править в Армении. Военные базы и политический десант поддержки сопровождают этот процесс и подкрепляют его. Так было и в 1998 году, и в 2002 году. Так будет и в этом году.

Следующим внешнеполитическим фактором является диаспора – спюрк. Спюрк в основном финансирует деятельность ряда политических объединений в стране и имеет влияние на внутриполитический баланс сил посредством основных идеологических направлений армян всего мира – признание геноцида (Ай Дата) и присоединение оккупированного Карабаха с Арменией (Миацун).

Мнения вышеназванных внешнеполитических акторов аккумулировала действующая власть. За время правления Кочаряна, Армения полностью закрепилась за Россией, получала политические и финансовые дивиденды от диаспоры  - и тем самым сохраняла баланс.

Но данный баланс полностью лишил Армению региональной интеграции и реальных перспектив развития. Энергетическая безопасность также оставляет желать лучшего, так как основным партнером Армении в этом вопросе является Иран, партнерство с которым неоднозначно воспринимается на Западе. Мнение Запада также становится более влиятельным. И не секрет, что как и Россия, так и Запад не прочь иметь своего кандидата в президенты на предстоящих выборах. Таким кандидатом может стать ныне оппозиционер, бывший спикер Багдасарян. Он пополнил список обиженных оппозиционеров – Степана Демирчяна, Арташеса Гегамяна и с десяток оппозиционных политических партий.

Таким образом, из-за нерадивой политики руководства внутренняя политика Армении полностью подчинена внешним факторам. И в такие моменты, когда страна переживает предвыборный период, нервы у основных игроков не выдерживают. Здесь-то и появляется «черная метка» армянской политики.

На этот раз она выпала премьеру Маркаряну. Скоропостижная кончина премьера оказалась как нельзя кстати. Явный кандидат от правящей верхушки Серж Саркисян должен будет иметь дело с объединенной оппозицией, так как терять нынешним оппозиционерам практически нечего. Ему достается лишь поддержка ультранационалистов дашнаков. Но и это при нынешней экономической ситуации не до конца страхует от поражения. В Армении уже поговаривают о внедрении системы двойного гражданства, и не секрет, что это делается под Саркисяна. Потому как, за пределами исторической родины живет во много раз больше армян, нежели в самой Армении. Сфальсифицировать же выборы, используя эти голоса также легче. Однако принятие этого законопроекта также затянулось, так как встречает протест оппозиции. Перед объединенной оппозицией и власти со своей стороны должны выступить единым кандидатом. И этот кандидат должен устраивать как Россию, так и спюрк. Во власти таких было двое: Саркисян и Маркарян. Теперь остался только Серж Саркисян.

«Черная метка» армянской политики все еще остается методом политической борьбы. Единственным моментом, который огорчает нас, является то, что в руководстве страны-оккупанта 20 процентов азербайджанских земель применяются средневековые методы избавления от политических конкурентов.                

  Перваз Атакишизаде, 1news.az

Поделиться:
1594

Последние новости

Все новости

1news TV