Кто и как мучил Чингиза Абдуллаева,
или Где обреченные находят рай?
Шел на премьеру картины просто как на задание. Единственное, что знал о ней, – что снята она на основе повести Чингиза Абдуллаева. А вот о том, что это за произведение и кто снял фильм, признаться, представления не имел.
Думал, что снят он примерно так, как это делается в последнее время, – на видео, каким-то молодым кинематографистом как очередной коммерческий детектив для того, чтобы привлечь внимание массового зрителя к национальному кинематографу. Даже пришел с некоторым опозданием - праздничное настроение никак не могло вызвать маленькое, убогое помещение киностудии, где поначалу не было места даже тем, кто соглашался в таких условиях знакомиться с произведением искусства. Тем более не оставалось места предвкушению встречи с картиной, о художественных достоинствах которой захочется говорить во весь голос. Радовался лишь в связи с тем, что при известном кризисе нашего кинематографа на экраны вышла полнометражная лента под интригующим названием «Обреченные». Однако же увиденное превзошло все ожидания, и потрясение, вызванное просмотром нового фильма, уже долгое время не покидает. Итак…
Слово «проказа» я слышал лишь от ребят – «Не бойся, проказой не болею!», - иной раз в шутку говорили, когда кто-то брал чужой стакан или чужую ложку. В тот день я узнал почти все о том, что это неизлечимая и передающаяся по наследству болезнь, и что происходит с людьми, заразившимися проказой и оказавшимися в изоляции…
По жанру снятый по повести Ч. Абдуллаева «Рай обреченных» новый фильм – социальная драма. Снял его весьма талантливый человек – профессиональный режиссер Мехрибан Алекперзаде, ключевая фигура на местном телевидении, больше известная и как прекрасный журналист, в своих авторских передачах и документальных фильмах не раз обращавшаяся к историческим событиям и личностям, первой затрагивавшая важные социальные и политические проблемы Азербайджана. В данной картине она осталась верна себе.
У книги Ч. Абдуллаева режиссер позаимствовала тему и объект исследования – детективную сторону она отодвинула на второй план, а все внимание сосредоточила на психологическом и социальном факторах.
Герой фильма – молодой врач Эльдар, вопреки желанию чиновника-отца не только выбравший местом работы построенный еще в советское время единственный в Закавказье диспансер для больных проказой, который, кстати, расположен недалеко от азербайджанской столицы, в поселке Унбакы, но и полюбивший одну из пациенток.
На экране – группа обитателей лепрозория, больных, изолированных от мира людей, десятки лет не контактирующими с живущими вдали от них родственниками, не желающими встречаться с ними, чтобы не заразиться. В фильме в художественной форме речь идет о взаимоотношениях обитателей этой зоны, о том, что радует и огорчает их – ведь средний возраст обитателей лепрозория – 80 лет, а значит, что и им как-то надо прожить отведенное судьбой время – любить, радоваться и огорчаться, выяснять отношения, проводить время, работая и отдыхая. Им не позавидуешь, но они есть и их не скинешь со счетов. Жаль только, что им до конца невозможно помочь, какими бы благими не были попытки людей со стороны осчастливить их.
В надежде на то, что его возлюбленной неверно поставлен диагноз, герой хочет, чтобы она родила ребенка, которого ждет, но после разговора с отцом Эльдара, который просит оставить его сына в покое, тем более что, даже родившись здоровым, ее ребенок может передать болезнь будущему потомству, Лейла кончает жизнь самоубийством…
Непросто шла работа над сценарием фильма, но Чингиз муаллим был готов идти навстречу требованиям режиссера и переделывал материал пять раз – ведь это его первый фильм, снятый азербайджанскими кинематографистами, и он очень рад этому. Конечно, сам материал очень интересен и давал актерам возможности продемонстрировать свои драматические способности, но нельзя не отметить, что режиссер, умея на редкость скрупулезно работать с актерами, получила именно благодаря этому потрясающий результат. В фильме молодые, пока еще не известные актеры, исполнители главных ролей - Севиндж Алишева (Лейла) и Рамиз Зейналов (Эльдар), как и те, кому были поручены вторые, но не второстепенные роли, составили ансамбль, позволивший достичь эффекта, не оставившего равнодушными ни одного зрителя. Полноценными участниками фильма у Мехрибан ханум стали его музыкальное оформление и творческая работа талантливого оператора Кянана Махмудова.
Думается, что азербайджанский кинематограф с выходом этого фильма приобрел многое – привлек новых актеров, поднял серьезную проблему, а еще никого не оставил равнодушным.
Сеймур Закаряев, 1news.az