Зияфет Аскеров: «Азербайджан не войдет в зону ПРО, предполагаемую в Чехии и Польше»
Эксклюзивное интервью 1news.az с первым вице-спикером Милли меджлиса Зияфетом Аскеровым
Вновь избранный президент Парламентской Ассамблеи НАТО Хосе Лело (Jose Lello) совершит визит в Азербайджан. Об этом сообщил на брифинге руководитель делегации Азербайджана в Парламентской Ассамблее НАТО, первый заместитель председателя Милли меджлиса Зияфет Аскеров. Он сообщил, что, будучи на форуме ПА НАТО в Португалии 24-29 мая 2007 года, он имел часовую беседу с председателем ПА Х. Лело и на этой встрече сделал ему предложение совершить визит в Азербайджан. З. Аскеров отметил заинтересованность Х. Лело в таком визите.
Он хотел бы лично убедиться в зримых результатах развития Азербайджана, который за последние три года стал мировым лидером по росту ВВП. З. Аскеров добавил, что дата приезда президента ПА НАТО в нашу страну будет уточнена по дипломатическим каналам. Во время встречи З. Аскерова с Х. Лело был согласован вопрос о проведении в Баку одного из семинаров «Роуз-Роуд». Он будет посвящен роли Азербайджана в обеспечении энергетической безопасности Европы. Тему семинара предложила азербайджанская сторона, и президент ПА НАТО ответил на это согласием.
- Зияфет муаллим, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о последней сессии ПА НАТО.
- На последней сессии обмен мнениями развернулся вокруг трех тем. Основные прения были посвящены вопросу размещения Америкой системы противоракетной обороны (ПРО) в Чехии и Польше. Против этого плана США выступали российские депутаты, однако представители Пентагона говорили о том, что ПРО не имеет антироссийской направленности, и будет создаваться для отражения возможных атак Ирана и Северной Кореи.
Хочу сказать, что некоторые эксперты не приняли этот довод представителей США. Они акцентировали внимание на подлинной мотивации американцев, – опасении ракетных атак со стороны России и Китая. Прения итожились решением оставить вопрос до встречи Дж. Буша с В. Путиным в июле этого года. Считаю важным отметить, что Азербайджан не войдет в зону ПРО, предполагаемую в Чехии и Польше. Поэтому этот вопрос не может нас занимать.
- Другим вопросом, бывшим в поле внимания дискутантов ПА НАТО, был косовский. И нам, по известным причинам, интересна информация по этому вопросу.
- Действительно этот вопрос вызвал широкие дебаты. В осадок этих дебатов «выпало» мнение: косовская модель урегулирования не может быть применена к разрешению замороженных конфликтов на постсоветском пространстве. Потому что эти конфликты имеют разительные отличия. Широкому обсуждению подвергся вопрос о наркотрафике из Афганистана, как представляющем глобальную угрозу.
Наша сторона активно участвовала в этих дебатах. Наши депутаты выражали обеспокоенность наличной ситуацией в Афганистане. В то же время нами было акцентировано внимание на захваченных азербайджанских землях, где армяне в условиях бесконтрольности культивируют выращивание и производство наркотиков и транспортируют их через Армению и другие страны в Европу.
На ассамблее был заслушан доклад голландского парламентария на тему государства и религии. В нем нашли отражение положения, не соответствующие реальности. В частности, в докладе говорилось, что уровень бедности в Азербайджане будто бы составляет 40 процентов и что в некоторых наших районах наличествовали притеснения религиозных меньшинств. Наши депутаты в своих выступлениях парировали эти утверждения как необъективные. В выступлениях мы отмечали, что Азербайджан, возможно, единственная страна в мире, где христианский и иудейский религиозные лидеры участвуют в больших мероприятиях наряду с мусульманским религиозным лидером.
- Обсуждался ли на весенней сессии ПА НАТО отчет организации по странам Южного Кавказа?
- Не обсуждался, и тому причиной было отсутствие армянской делегации. Еще в канун португальской сессии руководство НАТО предложило перенести этот вопрос на осень. Азербайджанской и грузинской делегациям, естественно, пришлось выразить на то согласие.
- И напоследок. Как обстоят дела с Концепцией национальной безопасности?
- Работа над ней ведется специальной рабочей группой. Вполне возможно, что на осенней сессии будет принята и военная доктрина, поскольку в указе, подписанном главой государства, назван срок ее подготовки – три месяца. Отмечу также, что не исключено внесение определенных поправок в Концепцию национальной безопасности.
К. Гамзаоглу, 1news.az