20-я встреча Путина и Буша: нежданно скорый провал
3 июля, на следующий день после завершения визита В. Путина в Кеннебанкпорт, правительство Чехии объявило о своем согласии на строительство ПРО, тем самым символически похерив надежду новорусской элиты достичь согласия или, хотя бы видимости согласия с Вашингтоном.
Надежды были или они изображались, – сейчас не суть важно. Очевидно одно: Путин делал дружественные знаки Вашингтону и прозападное РосТВ (РТР, 1-й, НТВ) с большой охотой это транслировало. Зряшние потуги российского бомонда понравиться Вашингтону обнаружились в обращении с Уго Чавесом. Только вице-спикер Думы Л. Слиска, чуткая к мужскому обаянию, нашла у Чавеса атомный реактор в голове и запечатлела свое восхищение смачным поцелуем. Прочие «единоросы» манифестировали идейно-политическую отстраненность. Общую позицию правящего большинства выразил первый вице-спикер Госдумы О. Морозов: «Что, мы разве не знаем позицию господина Чавеса? Мы прекрасно знаем, что он назвал господина Буша представителем дьявола. Его антиамериканизм известен всем. ... Ничего нового президент Венесуэлы нам не скажет».
Наиболее точно настроение прозападных элит выразили их газеты. «Коммерсант» назвал Чавеса «неудобным гостем». «Ведомости» напомнили о преследовании капитала в России и Венесуэле. Представители крупного прозападного капитала уверены, что недоразумения России и Запада скоро уйдут в прошлое. И согласие непременно наступит, если Кремль перестанет артачиться и полностью доверит страну глобальным корпорациям. «Ведомости» поместили знаковый текст президента Внешторгбанка Андрея Костина и председателя совета директоров Citi Markets & Banking Майкла Кляйна. «Прекрасное взаимопонимание в экономических и деловых отношениях между Западом и Россией резко контрастирует с дисгармонией нынешней политической дискуссии. Как правило, такое состояние отношений (в экономике одним образом, в политике другим) не бывает устойчивым — оно непременно скорректируется в ту или иную сторону».
Между тем «кремлевцы» выражались в несколько иной интонации. 28 мая в Минске министр иностранных дел С. Лавров говорил: «На пространстве Содружества» «разыгрываются геополитические «игры» с использованием такого инструмента как «демократизаторство». На деле главный критерий развития демократии для их инициаторов – готовность тех или иных стран идти в фарватере чужой внешней политики». В канун поездки В. Путина, министр С. Лавров считает уместным заявить: «У нас собственный анализ ситуации. И мы... не собираемся жертвовать своей интеллектуальной независимостью». Адресат послания известен – США как гегемон западного мира.
Путинское речение: «По сути, карты сданы, можно начинать игру. Но очень хотелось бы, чтобы мы играли в одну и ту же игру» - напоминает о мудром замечании шефа Гестапо Генриха Мюллера: «Ясность – одна из форм полного тумана». На Западе Путина не любят, более того ненавидят. Достаточно беглого знакомства с публикациями грандов медиакратии, чтобы оценить всю степень отрицательных чувств, испытываемых к «полковнику КГБ». Гонконгская «Asia Times» объяснила читателям, что спецслужбы в России всегда были больше чем ведомством: они «были единственной силой, способной проявлять инициативу. Только в этих органах можно было на практике научиться пользоваться властью».
2 июля на пресс-конференции Путин сообщил, что отношения России и США могут измениться в стратегическом смысле, если Белый дом примет новые предложения, а именно: 1) Россия реконструирует Габалинскую РЛС, а если этого будет недостаточно – включит в систему обмена информацией по ПРО новую станцию, строящуюся на Юге России; 2) Россия предлагает расширить консультации по ПРО, используя площадку Совета Россия-НАТО и привлекая к диалогу заинтересованные европейские государства; 3) Россия считает возможным создание центров по обмену информацией в рамках ПРО, в том числе в российской столице. На этой пресс-конференции Дж. Буша спросили: «В Хайлигендамме господин Путин выдвинул интересное, как Вы назвали, предложение по стратегической стабильности и противоракетной обороне. В каком направлении продвигается Ваше сотрудничество в данном вопросе? Какая роль отводится европейским странам? Если нет никакого прорыва, может, взять паузу?». И он ответил: «Это интересная тема, мы продолжаем работать по ней через консультативные переговоры, которые мы уже начали. Я думаю, что Президент, как я уже сказал, сделал конструктивный, сильный шаг вперед, предложив расширение этих переговоров, чтобы подключать Европу через НАТО».
Единственным зримым результатом встречи стало совместное заявление Министра иностранных дел России С. Лаврова и Государственного секретаря США К. Райс. В заявлении прозвучало намерение «осуществлять сокращения стратегических стратегических наступательных вооружений до минимально возможного уровня». Но это намерение должно отвечать таким меркам как «национальная безопасность» и «союзнические обязательства». Словом, «еще один шаг» вперед и «как можно скорее добиться результатов», - в общем благопожелания и политес.
Между тем главный фактор напряжения – ПРО - остался и вовсе не случайно, что именно 3 июля чешское правительство объявило о своем решении, при том, что окончательное решение остается за чешским парламентом, который соберется только осенью. Следовательно, сказанное Дж. Бушем 7 июня в Хайлигендаме: «Мы решили провести стратегический диалог», и «это будет серьезная стратегическая дискуссия» - сохраняет свой конфликтогенный потенциал. И сегодня, пожелание Путина 7 июня: «Мы надеемся, что эти переговоры не послужат какой-то ширмой для того, чтобы начать односторонние действия» - обретает куда больший драматизм. Ясно как божий день американцы отказываться не намерены и Габалинская РЛС, – не более чем возможный придаток к восточноевропейским стационарам.
И в заключение об очень конкретных вещах, продуцирующих реалии новой холодной войны. Россия будет нацеливать ПРО на Европу, откажется от соблюдения ДОВСЕ, потому что новостройки в Польше и Чехии, могут служить как перехвату ракет, так и целям обслуживания американского наступательного стратегического потенциала. Радары, например, могут не только следить за российскими ракетами, но и намечать цели для ядерных ударов. Пусковые шахты для противоракет в Польше очень похожи, как утверждают американские специалисты, на пусковые шахты ракет средней дальности, а не на противоракетные установки. Иными словами, американцы нашли изящное решение подготовить размещение ракет средней дальности, не выходя из договора и как бы не размещая их. Если Договор об СНВ между Россией и США фиксирует взаимное воздержание от ядерного удара, то появление восточноевропейских ПРО этот баланс безопасности нарушает.
Пресс-конференцию 2 июля Путин начал словами: «Я хочу поздравить нас с хорошей работой. ... Мы действительно сегодня неплохо порыбачили. Я думаю, что это командный результат, что мы рыбину поймали. Существенную роль в этом сыграл капитан нашей рыбацкой шхуны – сорок второй президент Соединенных Штатов. Что касается переговоров, то они действительно были очень содержательными». И заключил: «Но рыбу, которую мы поймали, мы отпустили».
Талят Алигейдар
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции