Композиторы хлопают дверями | 1news.az | Новости
Lifestyle

Композиторы хлопают дверями

19:47 - 18 / 07 / 2007
Композиторы хлопают дверями

Едва закончился VIII съезд членов Союза композиторов Азербайджана, как музыкальная общественность страны узнала о том, что эту организацию демонстративно покинули три известных композитора, в том числе и вошедшие в только что избранное правление.

Демарш – известная форма протеста, и когда метры азербайджанской музыки один за другим прибегают к ней, сразу же возникает предположение, что этим они что-то хотят сказать общественности. Но что?

На вопросы корреспондентов разных изданий народный артист Азербайджана Хайям Мирзазаде уклончиво заявил: «На данном этапе я не считаю нужным объяснять причины своего ухода, но придет время, и я их раскрою».

Народный артист Азербайджана Ариф Меликов сказал, что «До проведения съезда уже говорили о его результатах. То есть все это была игра… Пусть тот, кто хочет работать на должности, делает это, а музыкант должен сказать свое слово посредством музыки… В действительности я не желал должности председателя Союза композиторов». Он также отметил, что на выборах председателя был сторонником победы представителей молодого поколения, а избранная «Фирангиз Ализаде … находится в преклонном возрасте…».

Несколько более пространно объяснил свой выход из союза Фарадж Караев, давно уже живущий в Москве сын выдающегося Кара Караева, заявив, что «при изучении списка членов союза с изумлением обнаружил, что из 170 человек насчитал не более 60-ти достойных быть членами профессиональной организации». А еще он сказал, что «руководство союза видит свою опору в серой, покорной и послушной массе дилетантов, заполнивших союз, которая за обладание членской книжкой Союза композиторов Азербайджана будет поддерживать любое волюнтаристское решение руководства, будет покорна, управляема и послушна».

Фарадж Караев сказал, что в сложившейся ситуации «не считает возможным оставаться в рядах Cоюза композиторов Азербайджана, большинство членов которого не являются ни композиторами, ни музыковедами», хотя оговорил, что мог быть полезным, если б «руководство Союза композиторов было заинтересовано в продвижении азербайджанской музыки в России, в частности, в Москве»…

В уважающих себя организациях за подобными демаршами обычно следуют серьезный анализ сложившейся обстановки и организационные выводы. Но именно они-то как раз и были предъявлены композиторскому электорату на съезде - в виде подробного отчета  прежнего состава правления, замечаний выступавших в прениях, принятых резолюций с их планами на ближайшее будущее. Казалось, оставалось только засучить рукава и всем миром активно исправлять накопившиеся недостатки, вносить свежую струю и соответствующие времени тенденции.

Однако хлопнувшие дверями музыканты не обратили внимания на эти судьбоносные акции и недвусмысленно показали, что от организации, в которой состояли несколько десятилетий, ждали чего-то другого! Но чего? Что не устраивает этих троих в работе созданного по инициативе Узеира Гаджибекова в 1934 году Союза композиторов Азербайджана и ныне, по завершении состоявшегося после 17-летнего перерыва съезда  приступающего к работе в новых условиях уже без таких многоопытных и признанных мастеров, как они?

Помнится, в канун 70-летия союза у нас состоялся доверительный разговор с исполнявшим после незабвенного Тофика Кулиева обязанности первого секретаря союза, тоже, к сожалению, покойным композитором Васифом Адигезаловым. Тогда он без труда убедил меня в том, что, вопреки сомнениям многих, такое объединение, как союз, и сегодня необходимо, хотя нуждается в коренной перестройке.

«Да, - сказал Васиф муаллим, - при тоталитарном режиме властям приходилось держать под контролем деятельность авторитетных в народе людей, чье влияние на массы было весьма велико, и творческие союзы  писателей, композиторов, художников, архитекторов стали теми структурами, членов которых  буквально задабривали. Все знали, что вступление в союз давало возможность слышать озвученными перед широкой публикой свои произведения в исполнении лучших оркестров и признанных солистов, бывать приглашенным на правительственные мероприятия, издавать свои труды за государственный счет, получить просторную квартиру в центре города, бесплатные путевки в элитарные дома творчества. Это был ценз, открывавший большие возможности, и уже  потому доступный лишь избранным, «нужным», но закрытый для тех, кого снобистски отвергали даже сами коллеги-избранники, уверовавшие - что греха таить - в собственную исключительность».

«Но не надо забывать, - говорил Васиф муаллим, - что с образованием того же Союза композиторов в 30-е годы  деятели культуры  обрели своеобразный центр, аккумулировавший  музыкальную жизнь и значительно ожививший ее. Одна за другой на сценах ставились новые оперы, была открыта филармония, организовывались концерты для широкой публики, на многочисленных конференциях обсуждались в теоретическом и практическом планах вопросы состояния и развития национальной музыки, особенности творчества выдающихся композиторов, поощрялись создание и публикация исследований, первых учебников и пособий по игре на национальных инструментах.

Союз сразу же стал центром, вокруг которого объединялись все новые и новые композиторы, в том числе и молодые выпускники Азербайджанской государственной консерватории – разные по почерку и мироощущению личности, сегодня составляющие костяк союза. Они имели возможность встречаться с публикой в разных аудиториях, их сочинения исполняли профессиональные оркестры, печатало  созданное в республике музыкальное  издательство.

 Но тогда молодежь охотно собиралась, чтобы выслушивать мнение уважаемых коллег об их новых сочинениях, прислушивалась к советам, училась преодолевать такие недуги, как амбиции, капризы, зависть, конечно же, существовавшие и в той среде.

Ну а если и возникали проблемы с властями, то в лице Узеира Гаджибекова союз всегда имел гаранта того, что справедливость восторжествует. Не секрет, что и Кара Караев, много лет возглавлявший союз, во вред собственному здоровью своим авторитетом часто решал во властных структурах «острые вопросы» в пользу творческих людей, его единомышленников. Но время не стоит на месте…»

Уже полтора десятка лет Азербайджан живет по-новому – нет у нас советской власти, нет ЦК Компартии и цензуры – раскрепощенные граждане страны получили полную свободу для выражения творческих способностей, а рыночная экономика изменила систему взаимоотношений в материальном плане. А потому, естественно,

в корне поменялась и ситуация в творческих союзах. Во всяком случае, мы чаще стали вспоминать выражение «кто платит, тот и заказывает музыку», а это многое изменило. Как минимум, это сделало невозможными общение с творческими людьми с помощью менторского тона, жесткие заслоны перед теми, кто пишет музыку и хотел бы стать членом союза.

Критерии  оценки произведений, а значит и отбора для членства в союзе существенно изменились, но, естественно, иной стала и музыкальная продукция, ее востребованность со стороны общества. Более того, молодое поколение перестало признавать за большинством ветеранов право судить об их творчестве – композитор, как сейчас любят говорить, товар штучный, и не каждому дано разглядеть новизну почерка, объективно оценить нечто самобытное.

Как же могут оставаться прежними задачи творческого союза - смысл его существования, формы работы со своими членами, в том числе и молодыми, а также  способы пропаганды лучших произведений, если, скажем, институт критики растерял квалифицированные кадры и утратил лучшие из традиций? Ведь те же метры и сами теперь не видят над собой достойных судей и, все реже выдавая новую продукцию, практически не признают авторитетов, осмелившихся покритиковать их!

Более или менее подробно анализируя итоги прошедшего съезда, главной частью которого было прослушивание огромного количества произведений членов Союза композиторов, профессионалы-музыковеды с горечью констатировали крайне низкий уровень большей части того, что прозвучало в эти дни. У специалистов создалось впечатление, что многие композиторы под симфонией понимают громкую пафосную музыку, которая не позволяет понять, по какому поводу использован пафос, а патриотические хоровые сочинения воспринимают как монументальность в духе плакатности советских времен.

«Даже в камерных сочинениях, где чаще, чем в других жанрах, проявлялся определенный вкус, - написала музыковед Лейла Абдуллаева в газете «Азербайджанские известия», - авторов подводило чувство меры и ни одно произведение не порождало 

удивления от соприкосновения с чем-то самобытным и прекрасным».

А композитор Айдын Азимов, которого цитирует Лейла ханум, и вовсе был категоричен. «Что касается целостного впечатления, то, на мой взгляд, композиторы забыли, что музыка – это, прежде всего, средство общения. Общения с себе подобными и с Богом. Нельзя превращать музыку в дизайн, в искусное (а иногда не очень) жонглирование приемами. У меня создалось впечатление, что я побывал в магазине обоев – сегодня модно одно, а завтра – если модно другое, - прежние можно содрать и налепить новые».

Айдын Азимов подчеркнул, что сегодняшняя азербайджанская музыка отражает все кризисные явления, существующие в мире, а потому особенно удивляться не приходится. Надо только поверить в то, что настало время поисков, а прошедший съезд, проявивший  хоть какое-то желание что-то изменить в лучшую сторону, - своего рода сигнал, позволяющий поверить в то, что будущее азербайджанской музыки за новым, подрастающим поколением.

Кстати, за теми, кого вместе с другими коллегами как раз и готовят в стенах высших музыкальных учебных заведений Баку и Москвы уважаемые профессора, посчитавшие несовместимой свою деятельность на поприще большого искусства с пребыванием в такой организации, как Союз композиторов Азербайджана.

Что ж, им виднее, где они могут принести больше пользы своему отечеству. Творческий союз - организация вполне добровольная, общественная и в наши дни далеко не столь влиятельная, какой была еще пятнадцать лет назад, в тоталитарное время с его особым типом мышления, идеологическим укладом и отношением к человеческой личности.

 Отметим, к тому же, что многие живущие и работавшие в разных странах мира азербайджанские композиторы и музыканты, не являясь членами союза, находят не мало возможностей для пропаганды достижений культуры своего народа – в жизни, как говорится, всегда есть место подвигу, были бы  талант и желание.

Ну а те, кого некоторые метры считают недостойными именоваться членами творческого союза, - разве они наносят вред репутации уважаемой структуры? И не лучше ли предоставлять им, пишущим музыку, шанс с помощью этой организации хоть сколько-нибудь повысить свой профессиональный уровень?

Нужно ли в угоду старым представлениям закрывать перед ними дверь, отказывать в праве обрести некий стимул брать все более высокие планки, тем более, если перед ними будет пример честных, знающих, что такое активный, неутомимый труд талантливых музыкантов, каких в нашей стране немало?

Каждый когда-то начинал, и если чего-то достиг, то, прежде всего, обязан этому старшим коллегам, щедро делившимся с молодыми своим богатым опытом, не ожидая указаний сверху, хотя и вынужденных подчас преодолевать бремя волюнтаристских решений выше стоявших дилетантов. У каждого времени свои проблемы, и, думается, не уходить от них надо, а преодолевать. Всем миром.

 Галина Микеладзе, 1news.az

Поделиться:
3884

Последние новости

Все новости

1news TV