Палестинский парадокс
Измученный и слегка взъерошенный Тони Блэр украшал собой стол для пресс-конференций, за которым уселись в ряд участники, проходившего в здании ООН в рамках традиционной министерской недели, заседания «квартета» посредников ближневосточного урегулирования.
«Квартет» состоит из ООН (ее на пресс-конференции представлял Генеральный секретарь Пан Ги Мун), США (в лице Кондолизы Райс), России (Сергей Лавров) и ЕС (в трех лицах сразу, включая Хавьера Солану и Бениту Вальдес-Роше из штаб-квартиры Евросоюза, плюс Луиса Амадо, министра иностранных дел Португалии, страны-председателя ЕС).
Строго говоря, Тони Блэр занимает должность как бы подчиненную – «представителя квартета», но бывший премьер-министр Великобритании настолько сильная фигура, что теперь можно говорить о превращении квартета в квинтет.
Блэр, с его умением не скрывать свои мысли за дипломатическими формулировками, а сразу говорить о сути происходящего, оживил не только пресс-конференцию, но и все ближневосточное урегулирование в целом. Именно из его слов становится ясно, что на этом безнадежном направлении международной дипломатии наметилось,… нет, не прогресс, не успех, но, по словам Блэра, «движение». А этого раньше не было вовсе. А теперь, напомнил Блэр, оживились политические процессы (диалог между Израилем и палестинской администрацией во главе с Махмудом Аббасом), для самих палестинцев создается программа действий в качестве самостоятельного государства, и жители Израиля и Палестины видят, что есть надежда на нормальную жизнь.
Парадокс тут в том, что движение началось как раз в тот момент, когда начало казаться, что дела окончательно зашли в тупик. Вроде бы, на что можно надеяться после того, как в июне этого года возникли по сути две Палестины? Одна – в секторе Газа, где власть захватили военизированные формирования ХАМАС, а вторая – на Западном Берегу реки Иордан. Действуют фактически два палестинских правительства, находящиеся между собой в состоянии войны. Конечно, участники того же нью-йоркского заседания «квартета» потратили немало сил на то, чтобы напомнить: Палестина все равно одна, и Западный Берег и Газа – две ее части, но всем, тем не менее, понятно, что Палестин теперь все-таки две – плохая и хорошая.
Но именно эта дикая ситуация позволила добиться того самого «движения», о котором говорил Блэр. Потому что с «хорошей» Палестиной просто неудобно теперь не говорить о политическом урегулировании, не разморозить доступ правительства Аббаса к его законным счетам (и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт делает это). Тони Блэр тем временем взял на себя роль держателя пряника от имени «квартета» – он стимулирует создание Западным берегом программ дальнейших действий, а также добывает для этого деньги у внешнего мира. Не вечно же будет длиться ситуация, когда палестинцы на 80% зависят от гуманитарной помощи извне, в основном по линии ООН. И нужен переходный период к нормальному существованию этого государства. Начинать этот период можно прямо сейчас, когда «плохие» палестинцы размежевались, наконец, с «хорошими». Это и есть «пряник» Блэра.
Кнут – в руках "квартета". Причем достается он по большей части Израилю, хотя в немалой мере и ХАМАС. В принятом на нынешнем заседании «квартета» заявлении говорится о том, что нельзя, как это делает Израиль, блокировать Газу, лишая ее «жизненно важных услуг».
Речь тут о том, что израильское правительство, объявив сектор Газа «вражеской территорией», ограничивает туда подачу воды и электричества, не говоря о передвижении людей. Население сектора в 1,4 миллиона человек в итоге страдает от действий Израиля не меньше, чем от собственной ХАМАСовской власти, которая, попросту говоря, создала там режим террора.
Покритиковал «квартет» и ХАМАС, за ракетные и минометные обстрелы территории Израиля, и Израиль за такие же действия.
Но эту фактически идущую на Ближнем Востоке войну «квартет» вряд ли остановит, и вроде бы не очень и пытается. Прецеденты показывают, что обе стороны не слишком-то пугаются, читая обращенные к ним грозные документы. И в этом ничего нового нет. А вот то, что тем временем возник какой-то сдвиг с «хорошей» Палестиной – это пусть небольшая, но новость.
И не единственная. На нынешнем заседании «квартет» принял еще одно решение – поддержать американскую идею проведения международной встречи по урегулированию между Израилем и Палестиной. Вроде бы, все выглядит так, будто США перехватывают инициативу у России, которая выдвигала раньше идею конференции по ближневосточному урегулированию. И, осуществив перехват, теперь будут приглашать на свою встречу того, кого хотят. Эти приглашенные должны чувствовать свою ответственность, быть преданы делу урегулирования, внушала на пресс-конференции Кондолиза Райс.
Но, во-первых, если внимательно вчитаться в текст заявления «квартета», то выясняется, что встреча – этап на пути к предложенной Россией конференции. А во-вторых, идеология составления списка приглашенных оказывается похожа, скорее, на неподъемный груз, легший на хрупкие плечи Кондолизы Райс. Не пригласить на встречу Сирию? Но рано или поздно с ней, как, возможно, и с ХАМАС, все равно придется говорить, и еще придется учитывать общую позицию арабских стран. Иначе США подставляют себя под удар. Эти мысли прямо или косвенно в своих репликах высказывал на пресс-конференции Сергей Лавров. В то время как наблюдавшей за этой дуэлью Бените Вальдес-Роше оставалось лишь хранить на лице перманентную загадочную улыбку (видимо, от имени всего ЕС).
И сразу становилось ясно, что от сложившейся ситуации Россия только выиграла, потому что берет на себя в «квартете» привилегию говорить за арабов или хотя бы напоминать об их мнениях. Впрочем, не исключено, что главным победителем окажется работающий сейчас в ООН Тони Блэр, с его тактикой «малых дел. Которых он сумеет наделать немало, пока «квартет» упирается все в те же неизменные реалии ближневосточного урегулирования.
Дмитрий Косырев, политический обозреватель
Нью-Йорк-Москва
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА-Новости