Каждому по потребностям, или Сострадание нынче не в моде… /ФОТО/
У каждого из нас в глубине души осталось немножко сострадания. Совсем чуть-чуть, сущий пустяк, капля смеси совести и жалости.
Эта капля остается в нас с детства, с той поры, когда мы еще цепляемся за руку мамы, верим в Деда Мороза и когда вид нищенки у подземного перехода еще не вызывает в нас жгучего раздражения, а вызывает искреннее недоумение: почему тетя стоит у дороги весь день и просит деньги у прохожих. И объяснить это ребенку не сможет ни один взрослый.
Старушки, стоящие с протянутой рукой у каждой станции метро – это нормально. Мы к ним уже привыкли, можем пробежать мимо, отмахнувшись: «Мол, у самого денег нет, зарплату не платят» и, забыв в ту же секунду о просящей, метнутся в поток идущих, торопясь по своим, особо важным, делам. Старые немощные люди, без средств существования стали для нас частью картины процветающего Баку, в котором - «каждому воздается по потребностям».
Хотя в чем-то можно согласиться - нищие на улицах города это не так страшно. Ну по крайней мере не страшнее того, что вам разобьют ваш «X5», который еще не застрахован, или если у вас, не дай бог, сгорит квартира…И уж точно не страшнее картины, которую видишь, входя в дом к человеку, который даже выйти на лицу и просить милостыню не может. Потому что не ходит уже несколько лет….
Часть первая: Мамедова Медина Аскеровна – печальные стихи на фарси…
Когда мы с сотрудниками MBASK Insurance Company Гюнай и Кямраном позвонили в дверь Медины Аскеровны, у меня в голове, появились две неприятные мысли: «Зачем я согласился?» и «О чем я буду с ней говорить?».
Первая мысль касалась предложения, поступившего ко мне днем раньше – поучаствовать в благотворительной акции, проводящейся MBASK совместно с Обществом Красного Полумесяца, я, не долго думая, согласился. Мое участие сводилось к тому, чтобы навестить нескольких пожилых женщин, которые самостоятельно не смогли забрать в отделении Красного Полумесяца выделенную для них усилиями двух компаний помощь.
Первой из них стала Медина ханум – инвалид первой группы, не способная передвигаться самостоятельно. Дверь в квартиру Медины Аскеровны открыл мужчина неопределенного возраста. Осмотрев нас с достаточной долей подозрительности и осведомившись, зачем мы пожаловали, он все-таки пропустил нас в квартиру.
Первое, что я почувствовал - это запах. Запах болезни, лекарств, немощного больного тела. «Наверно, именно так пахнет нищета», - пронеслась в голове мысль. Сама Медина ханум прикована к постели уже несколько лет. У нее больны ноги, и передвигаться она без чужой помощи практически не может. Да вот только помощи этой нет. Совсем.
Больная женщина живет в крайне тяжелых условиях. По ее словам, ежемесячная пенсия, которую ей приносят на дом, всего 18 манатов, хотя даже минимальная пенсия в Азербайджане составляет 50 манатов. Видимо, какой-то не очень чистый на руку сотрудник местного СОБЕСА собирает в этом районе с беспомощных старушек дань…Ведь совесть сейчас в стране – товар дефицитный…
У Медины ханум - два высших образования. И годы работы во благо государства. Вот только кому они сейчас нужны, эти годы? Мне и тем нескольким десяткам человек, кто пусть редко, но все-таки вспоминает о людях, которым нужна помощь?
Я не ангел…не малолетняя девица, впадающая от всего в истерику. И выжать из меня эмоции тоже очень сложно. Вот только почему, в квартире у этой женщины, которая смотрела на нас с какой то жуткой надеждой в глазах, мне стало ужасно стыдно. Стыдно за себя, за людей, вместе с которыми я пришел, за общество, которое может забыть о своих стариках.
Когда мы уходили, Медина ханум вдруг начала рассказывать нам стихотворение. На фарси. Смысл его был мне непонятен, но так странно и грустно прозвучало оно, в этой полуразоренной квартире, у постели больной, что становилось не по себе.
Часть вторая: Велиева Роза: «Государство должно нам помочь»…
У Розы ханум, которую мы посетили позже, ситуация так же не из лучших…Никаких родственников, пустой холодильник и никакой помощи. Роза ханум – преподаватель, посвятила жизнь обучению детей в школах, а после перешла на работу в вуз. То ли не тому она учила, толи не тех, да вот только даже ученики ее, которых за десятки лет практики у нее было несколько сотен, ее не навещают. «Кому нужна старая больная женщина?», - говорит она.
Роза ханум тоже больна – у нее отекают ноги. Ее попытка дойти до исполнительной власти Баку с просьбой о помощи не удалась. По словам Розы ханум – слишком далеко и сложно идти. Ну а сотрудникам исполнительной власти и всех других организаций совсем не до нее - своих дел хватает.
Роза ханум в беседе со мной попросила об одном: «Напиши, сынок, что я прошу об одном, чтоб раз в два месяца государство выделяло мне пособие в 20 манатов на лекарства. Напишешь?».
Вся забота о старушках должна лечь на плечи компании MBASK, на плечи других негосударственных организаций, которые вообще отношения к этим женщинам никакого не имеют?
Каждый из нас в своей жизни может сделать кого-то счастливым. Пусть на день, пусть на час, но подарить другому ощущение радости, просто дать понять, что о нем не забыли. И неважно, кто это будет - но уж лучше те люди, которым это на самом деле нужно.
Быть может, это поможет обществу стать немного лучше? Или все-таки каждому по потребностям?
Анар Мамедов, 1news.az