Три с половиной часа – и ничего лишнего
Очевидно, что последняя «прямая линия» с Путиным будет бить предыдущие рекорды. Иного и нельзя было ожидать от президента страны, находящейся на подъеме.
Так оно и получилось. Если продолжительность предыдущей была 2 часа 54 минуты, то сегодня Путин общался с народом 3 часа 5 минут.
В прошлый раз было более 50 вопросов. В этот – 68.
Больше половины составляли вопросы социального характера. Впрочем, очевидная приоритетность «социалки» прослеживалась и во всех предыдущих прямых линиях.
Путин ответил на все вопросы, которые были на слуху и интересовали его аудиторию. Их диапазон – от проблем «крышевания» перекупщиков сельхозпродукции в регионах, до строительства новой атомной подводной лодки. В то числе, рост цен на продукты питания и перспективы нашей экономики. Что такое «План Путина». Индексация пенсий военным. Результаты работы нового правительства. Проблемы острова Русский на Дальнем Востоке. Борьба с терроризмом. Проблемы международной политики – и, прежде всего, то, что связано с размещением американской системы ПРО в Европе. Результаты футбольного матча Россия – Англия. И многое-многое другое.
Председатель Центризбиркома Чуров был твердо убежден, что во время своего общения с гражданами президент не нарушит закон – не допустит предвыборной агитации. А на это его провоцировали, задав вопрос: почему он решил возглавить избирательный список «Единой России». «Крайне важно, чтобы парламент после выборов в 2007 году был дееспособным. Таким ключевым элементом дееспособности парламента в предыдущие годы была «Единая Россия». Именно поэтому я и принял решение возглавить ее список», – сказал Путин. Просто назвал партию ключевым элементом дееспособности исполнительной власти. Не сказал: голосуйте за ключевой элемент! В общем, по мнению Чурова, к которому по горячим следам уже успели обратиться представители СМИ, закон тут не нарушен.
Поражает информированность, с которой президент обсуждал проблемы, казалось бы, не находящиеся напрямую в его поле зрения. Его готовность объяснять технологию решения многих проблем, волнующих граждан.
Взять, хотя бы, искусственное оплодотворение.
Финансирование бесплатных операций в России по искусственному оплодотворению надо увеличить втрое – с нынешних 200 млн рублей, выделяемых государством на такие операции, до 600 млн в год, считает Путин. Он напомнил, что на сегодняшний день в России за счет средств федерального бюджета ежегодно проводится около 1,7 тыс. операций по искусственному оплодотворению. Каждая из операций стоит 150 тысяч рублей. «Такие операции проводятся только в двух федеральных центрах, а учреждений, которые способны их делать, примерно 50. По сути, вопрос в основном в деньгах», – сказал Путин. Проблема бесплодия является одной из ключевых для России, где сейчас принимаются активные меры по стабилизации демографической ситуации.
Казалось бы, вопрос – в компетенции министра Минздравсоцразвития Голиковой. Убежден, она не менее подробно смогла бы на него ответить. Но даже повтори она все это – слово в слово – все равно закрались бы сомнения. То же и в отношении вопросов любого другого министра – хоть Кудрина, хоть Набиуллиной, хоть Левитина и т.д. и т.п. Только президент – единственный ньюсмейкер, который у нас реально пользуется доверием.
Страна у нас большая, знающих, компетентных людей много, а веришь – только одному.
Наших зарубежных партнеров, безусловно, должно заинтересовать высказывание Путина насчет размещения элементов американской ПРО в Европе. Путин говорит очень спокойно и четко: «Мы ищем пути решения проблем и пути снятия наших озабоченностей. Поэтому я не считаю, что мы должны нагнетать ситуацию». И, «если решение будет принято без учета мнения России, мы будем предпринимать ответные шаги, которые, безусловно, обеспечат безопасность граждан России», – сказал президент.
А такие шаги уже планируются. «Но где что размещать - это прерогатива специалистов, прежде всего Генерального штаба", - заявил Путин.
После завершения «прямой линии» президент традиционно ответил на вопросы работавших с ним журналистов. Естественно, они были связаны не с «социалкой», а с политикой. Такой политикой, которая имеет самое непосредственное отношение к чрезвычайно интересующей представителей СМИ и российскую элиту проблеме предстоящих выборов – парламента и президента.
Действительно, была одна вакансия во власти, которая вызывала определенный интерес – место секретаря Совета Безопасности. Интересно было узнать, отчего этот секретарь до сих пор не назначен, а есть только «исполняющий обязанности». Не значит ли это – вероятность такого варианта проскользнула в СМИ – что функции Совбеза будут расширены, а значит, он может стать местом, на котором Путин пересидит какое-то время после ухода с поста президента. Но президент твердо заявил, что реформы Совбеза он не планирует. Отпал еще один вариант его трудоустройства…
Кроме того, Путин считает очень полезным наличие в Думе левой и либеральной оппозиции. Но тут не все зависит от пожеланий президента. Во всяком случае, на этих выборах либеральной оппозиции в Думе мы точно не встретим. Левая, конечно, будет, вот только еще вопрос: какая партия будет ее представлять?
И, самое главное.
«Я против урезания полномочий президента» – сказал Путин, чем отмел обсуждение темы перетекания власти в Белый Дом после его ухода. Конечно, необходимо более эффективное взаимодействие между всеми ветвями власти, но «в ближайшей перспективе перераспределение полномочий внутри исполнительной власти было бы ошибкой» – заявил он.
В общем, сколько бы мы ни рассуждали о структуре политической власти после ухода Путина, будет не так и не эдак. Но вот как будет – это по-прежнему знает только один Владимир Владимирович Путин. И говори он хоть 5 часов, хоть 10 – лишнего не скажет.
Андрей Вавра, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА-новости