Палестина как ближневосточное Косово
У каждой победы сто отцов, поражение – всегда сирота. Помнится, не один, а много сотен наблюдателей поспешили объявить успехом Америки ноябрьскую международную конференцию в Аннаполисе, где был якобы дан новый старт палестино-израильскому мирному процессу.
Сейчас, когда этот процесс дал сбой, что-то не видно желающих взять на себя вину.Впрочем, произошел, повторим, всего лишь сбой. Перессорились дипломаты Израиля и Палестины в ходе рабочего заседания групп переговорщиков. Можно ожидать, что ссору смягчит очередная встреча глав правительств двух сторон – Махмуда Аббаса и Эхуда Ольмерта. Переговоры их происходят сейчас примерно каждые две недели. Но, как всегда, конкретное содержание таковых обсуждается именно на рабочем уровне. Там и выясняется, что Аннаполис, собственно, никаких существенных вопросов не решил.
Существенные вопросы – это, как в данном случае, земля. Палестинская делегация потребовала свернуть поселенческое строительство на оккупированных территориях. Израильтяне в ответ напомнили палестинцам их обязательства насчет нейтрализации радикальных группировок на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Но это не очень хороший ответ, потому что застройка оккупированных территорий – такая же реальная проблема, как радикалы и террористы.
Дело в том, что уже после Аннаполиса, в начале этого месяца, Израиль объявил о строительстве домов в восточной части Иерусалима, стало известно о подобных планах в еврейском поселении Маале-Адумим, и так далее. Все это делается в рамках уже существующих поселений – новых палестинских территорий Израиль пообещал не забирать. Но в целом один из предметов «ближневосточного мирного процесса» - это вопрос освоения евреями территорий, которые по итогам переговоров, теоретически, им могут и не принадлежать. То есть еще до начала переговоров Израиль активизирует деятельность, прекращения которой добиваются от него палестинцы.
Или – вопрос о Иерусалиме, где сейчас намечается новая стройка. Для Израиля это столица, но тот же переговорный процесс предполагает совместное, путем переговоров, решение статуса этого города. Ведь пока что, с точки зрения международного права, восточные кварталы Иерусалима относятся к оккупированным территориям. Израильтяне говорят, что готовы обсуждать статус города с палестинцами. Но какой смысл в этом обсуждении, если одновременно там строятся новые еврейские дома?
И это – то есть поселения - только один из пунктов мирного урегулирования.
Проблема «отца победы в Аннаполисе» - Джорджа Буша – теперь в том, что в январе ему предстоит ехать на Ближний Восток. И даже если этой поездки удастся избежать, Бушу теперь все равно придется перейти к конкретике, например, сказать, что он думает о строительстве еврейских поселений на палестинских землях параллельно с переговорами. Если он не скажет ничего, то и этим хорошего не добьется. Поддержка Америкой Израиля – ахиллесова пята всей американской политики на «Большом Ближнем Востоке», а может быть, и шире – вплоть до мусульманской Индонезии, и так далее. И все эти проблемы предстоит решать.
Земля, на которой столетиями жили люди одной веры (или, выразимся научно, одного этноса), и которую после неких силовых акций теперь населяют люди несколько другие – это проблема не только Палестины и Израиля. Это еще и Косово. Не раз приходилось слышать от министра иностранных дел Сергея Лаврова и других российских дипломатов: палестинскую проблему пытаются решить уже полвека, и будут продолжать это делать, почему же тогда так спешат с Косово?
И действительно, «поселенческая деятельность» албанских инфильтраторов в Косово очень похожа на то, чем занимались все это время израильтяне: создать поселения, пользуясь слабостью своих противников, а потом – на переговорах - поставить противоположную сторону перед фактом. И надеяться, что рано или поздно та уступит, ну, пусть частично.
Что будет с Европой, если такую же проблему между сербами и косоварами она будет пытаться решить силами Евросоюза, куда примут обоих противников в качестве «независимых государств»? Может быть, что-то и получится. А может, и нет. Потому что без формального признания в ООН независимость Косово все равно будет юридически неполноценной. И это даст сербам шанс добиваться справедливости полвека или сколько они захотят. И совершенно непонятно, кто тогда будет выступать в роли США, которых не любят в мусульманском мире, в сущности, из-за Израиля. Прочие неудачные шаги Америки (читай – войны) во многом выглядят как производное от этой начальной точки ее ближневосточной политики.
Дмитрий Косырев, политический обозреватель «РИА Новости»
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА Новости