Степан Демирчян: «Основная борьба развернется между действующим премьером и Левоном Тер-Петросяном»
Эксклюзивное интервью 1news.az с лидером крупной оппозиционной Народной партии Армении (НПА) Степаном Демирчяном
- Г-н Демирчян, почему вы решили на предстоящих президентских выборах в Армении поддержать кандидатуру первого президента Левона Тер-Петросяна?
- Несмотря на то, что партия предлагала мне выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата в президенты, однако с целью формирования сильного оппозиционного полюса я отказался от выдвижения с учетом того, что этот полюс можно создать вокруг Левона Тер-Петросяна.
Учитывая то, что его оценка и подходы по ряду вопросов – полноценному раскрытию теракта 27 октября 1999 года в парламенте, необходимости избавления от действующей в стране кланово-олигархической системы, развертывания реальной борьбы против коррупции - созвучны позициям НПА, политсовет партии счел возможным на президентских выборах поддержать кандидатуру Левона Тер-Петросяна.
То, что он - сильная кандидатура свидетельствует «черный пиар», применяемый в его отношении со стороны властей. Помню, то же самое в свое время применялось в отношении Карена Демирчяна в 1998 году, и в отношении меня в 2003 году. Почерк тот же самый.
- Тем не менее, для многих непонятно ваше решение поддержать кандидатуру Левона Тер-Петросяна, поскольку в начале возникновения карабахского движения именно он требовал отставки Карена Демирчяна.
- Это - нелепые разговоры. В 1988 году Карен Демирчян не пошел на то, чтобы возглавить или подавить это движение. Просто по причине политических разногласий с М. Горбачевым он принял решение уйти. Однако затем, во время правления того же Левона Тер-Петросяна, он работал в качестве директора объединения «Армэлектромашина». Вот и вся правда.
- Помимо Левона Тер-Петросяна и премьер-министра Сержа Саркисяна вы исключаете появление на выборах третьей силы?
- Хотя и я не сбрасываю со счетов какого-либо кандидата, но основная борьба развернется между действующим премьером и Левоном Тер-Петросяном.
- Чем было вызвано то, что ни один из лидеров оппозиционных партий не откликнулся на призыв Левона Тер-Петросяна объединиться?
- Пусть каждая партия сама прокомментирует собственный шаг. Очевидно одно, участвуя отдельно, какой-либо кандидат не имеет шанса победить, в том числе и Левон Тер-Петросян.
- Какова ваша позиция по вопросу Нагорного Карабаха?
- Мы считаем, что необходимо уважать право Карабаха на самоопределение, и он должен стать полноправным участником переговорного процесса. Об этом сейчас все говорят, однако, если вы помните, на президентских выборах 2003 года во время известной теледискуссии другой кандидат Роберт Кочарян оппонировал этой идее. Что касается Нагорного Карабаха в составе Азербайджана, то об этом говорить бесполезно. Я считаю, что народ Карабаха сам должен решить свою судьбу.
- Считаете возможным реализацию угроз со стороны Азербайджана?
- Нет, хотя нельзя полностью исключить эту опасность. Нельзя отрицать и тот факт, что воинственные заявления то и дело ужесточаются. Исходя из всего этого, необходимо быть готовым к этому.
- Как вы считаете, есть ли влияние внешних сил, особенно в этот предвыборный период, и насколько были справедливы оценки иностранных наблюдателей, прозвучавшие ранее после выборов?
- Фактор сверхдержав нельзя недооценивать, но и нельзя переоценивать. В конце концов, вопросы, касающиеся страны, решаются внутри страны. Что касается оценок наблюдателей, то выборный процесс необходимо оценивать в целом и не ограничиваться только днем выборов. Тем не менее, по оценкам наблюдателей формируется мнение о выборах, которое не всегда совпадает с позицией народа. Так было во время выборов в Национальное собрание Армении в 2007 году. Для меня важно мнение народа.
- Тем не менее, можно сказать, что вы оптимистически настроены относительно президентских выборов 2007 года?
- Было бы наивным полагать, что эти власти, имеющие богатый опыт фальсификации выборов, не применят те же самые методы и на этот раз. Все будет зависеть от стремления нашего общества жить в демократической стране.
- Как вы знаете, Армения - член ОДКБ, тем не менее, вы считаете возможным ее членство в НАТО?
- Мы считаем важным стратегическое партнерство с Россией и, на мой взгляд, в Армении ни один серьезный политический деятель не может выдвинуть возражений против этого. Что касается членства в НАТО, то такого вопроса в повестке дня партии нет, хотя и это не означает, что необходимо исключить сотрудничество с НАТО.
- Какую роль в нашем регионе может сыграть ГУАМ?
- Перспектива этой структуры пока четко не очерчивается, и то, что Армения не является членом этой организации, отнюдь не потеря. Если речь идет об интеграции, то мы выделяем важность евроинтеграции и считаем, что она не должна носить имитационный характер.
- Как вы относитесь к урегулированию армяно-турецких отношений, и действительно им мешает неурегулированность проблемы Нагорного Карабаха?
- К сожалению, Турция урегулирование отношений с нашей страной связывает с проблемой Нагорного Карабаха, в то время как они могут начаться без выдвижения предварительных условий. Это, конечно, не означает, что надо снять с повестки дня вопрос «армянского геноцида». В этом плане мы очень высоко оцениваем усилия армянской диаспоры, направленные на признание «армянского геноцида», последним ярким примером которых стало принятие комитетом Конгресса США 106-ой резолюции.
Г.А. , собкор 1news.azв Ереване