Али Гасанов: «Между Азербайджаном и Советом Европы противоречий нет»
Эксклюзивное интервью 1news.az с членом правления партии «Ени Азербайджан», заведующим общественно-политическим отделом Исполнительного аппарата президента Али Гасановым
- Приближается очередная зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы, и уже высказываются прогнозы о том, что на сессии возникнут некие проблемы с Азербайджаном, по крайней мере, в вопросе политических заключенных.
- Не думаю, что между Советом Европы и Азербайджаном существуют какие-то проблемы. Было бы неправильно воспринимать заявления содокладчика Мониторингового комитета ПАСЕ как официальную позицию Совета Европы. Азербайджан как член СЕ выполняет требования его программных документов, а с другой стороны, привносит в эту организацию собственные ценности. Поэтому ни на предстоящей зимней сессии, ни на последующих сессиях не следует ждать каких-либо осложнений между СЕ и Азербайджаном. Конечно, отдельные представители этой организации могут быть недовольны теми или иными событиями в нашей стране, но Азербайджан – независимое государство, и при вступлении в Совет Европы не брал обязательства отказаться от независимой политики, от своего менталитета, внести какие-то изменения в систему государственного управления. Азербайджанский народ поддерживает проводимую ныне государством политику и существующую систему управления. Поэтому я сомневаюсь, что на предстоящей сессии будут приняты серьезные решения, направленные против Азербайджана.
- Последний указ о помиловании со стороны президента в конце декабря охватил ряд лиц, именуемых узниками совести и политическими заключенными, однако в стороне остались журналисты Эйнулла Фатуллаев и Мирза Сакит, Национальный герой Расим Акбаров и некоторые другие. Возможны ли хотя бы в связи с этим претензии к Азербайджану со стороны ПАСЕ?
- Конечно, нет. Как известно, помилование – исключительная компетенция главы государства. Действующая при президенте республики комиссия по помилованию при рассмотрении заявлений со стороны отдельных заключенных или их близких принимает во внимание различные нюансы, связанные с вероятностью исправления заявителя или раскаяния в содеянном, его последующей интеграции в общество. Так что никто не вправе вмешиваться в этот вопрос. Возможны обращения к президенту о помиловании того или иного заключенного, но, повторяю, право помиловать или отказать в этом принадлежит исключительно президенту.
- Значит, упомянутые и не упомянутые мной лица настолько опасны для общества, что их решено обойти помилованием?
- Я не уполномочен давать комментарии по этому вопросу. Как я уже сказал, есть комиссия при президенте республики, она и решает, кого надлежит включить в список помилованных. Для того, чтобы оказаться в числе помилованных, следует обратиться в комиссию, которая обсудит кандидатуру, будут собраны нужные отзывы. Все это не так просто, и решается не абы как.
- Приближаются очередные президентские выборы, имеющие очень большое значение для государства, правительства, общества. Следует ли ожидать давления со стороны международных организаций, как это мы наблюдаем во время всех выборов, и готово ли правительство к такому повороту?
- Мы полны решимости сотрудничать с международными организациями, со всеми нашими зарубежными партнерами и в период этих выборов, а заодно и решить некоторые вопросы. Хотя выборы – внутреннее дело государства, на них решается вопрос власти, и поэтому зарубежные круги, в том числе Совет Европы, ОБСЕ и др., не остаются к этому событию безучастными. Мы не считаем, что нам придется действовать под чьим-то давлением. Правильнее будет сказать, что мы намерены, сотрудничая с международными организациями, провести в стране демократические, справедливые и прозрачные выборы. Конечно, мы нуждаемся в их опыте в сфере проведения выборов, и мы им воспользуемся. Собственно, для этого мы с ними и сотрудничаем. Одним словом, мы уверены, что совместными усилиями правительства, общества, всех государственных и негосударственных институтов мы успешно проведем эти выборы.
- До выборов остается всего 9 месяцев, но особой политической активности в стране не чувствуется. Какова, на ваш взгляд, причина?
- Главная причина в том, что официально выборы не стартовали. Как только начнется предвыборная кампания, вы ощутите всплеск политической активности. Так бывает и в других странах.
- А готово ли правительство, ПЕА к этим выборам?
- После официального старта президентских выборов подготовительная работа еще более активизируется. Но я полагаю, что еще до начала избирательной кампании ПЕА, как и другие общественные и политические организации, а также правительство и избирательные учреждения, доведут уровень своей подготовки до определенного уровня. В любом случае эти организации и структуры к выборам готовы.
- Готово ли правительство к обострению отношений с оппозицией, характерному для предвыборного периода?
- Мы полагаем, что в период выборов все акции все же будут осуществляться в законных рамках, тем более что всем общественным и политическим организациям будут созданы все предусмотренные законами условия для участия в выборах. Если же кто-то решит переступить закон, то нынешнее состояние государства и его структур вполне позволяют пресечь подобные поползновения.
Кямиль Хамзаоглу, 1news.az