Арчил Гегешидзе: «Противостояние властей и оппозиции Грузии не выйдет за рамки Конституции»
Эксклюзивное интервью 1news.az с экспертом Исследовательского центра стратегии и международных отношений Грузии Арчилом Гегешидзе
- После акции оппозиции председатель ЦИК Леван Тархнишвили, против которого оппозиция требовала возбуждения уголовного дела, сделал заявление об окончательных результатах выборов. Очевидно, власти не собираются проводить второй тур выборов или заново пересчитывать голоса, в то время как на этом настаивает оппозиция. Как вы оцениваете создавшееся положение?
- Смотря какие формы приобретет волна протеста оппозиции и с какой интенсивностью будут проводиться акции.
Требования оппозиции известны и я не исключаю, что они, кроме четвертого пункта, предусматривающего назначение второго тура, будут удовлетворены. Не исключено и то, что оппозиция в какой-нибудь согласованной с властями форме примет результат выборов и начнет готовиться к парламентским выборам. Если оппозиция получит гарантии формирования новой избирательной администрации и объективности суда, то она может посчитать это достаточным основанием, чтобы закрыть глаза на результаты президентских выборов и попытаться получить лучший результат на будущих парламентских выборах.
- Как, по-вашему, власти пойдут на подобные уступки?
- Требования, выдвинутые оппозицией, в особенности изменение избирательной администрации, освобождение суда, в том числе Верховного суда, от давления властей, выполнимы. Если их не удовлетворят, активность оппозиции постоянно будет создавать в стране чувство нестабильности, непримиримости, неподчинения, а вследствие этого, с одной стороны, сегодняшние сторонники оппозиции будут психологически мобилизованы для борьбы на парламентских выборах, а с другой стороны, это помешает правительству в реализации тех планов и реформ, которые объявляются. Активность оппозиции помешает власти в осуществлении своих планов, что может создать для оппозиции новые реалии и перспективы. Несмотря на это, страна в виде выборов прошла важный этап, президентские выборы не закончились, и вопрос смены - сохранения власти, который стоит с ноября месяца, актуален до сегодняшнего дня. Правительство все делает для сохранения своей власти, однако в случае достижения этого это будет уже очень ослабленная власть, которая будет обладать очень слабым мандатом. Парламентские выборы могут завершиться с другим результатом. Если оппозиция покажет важные результаты, то вполне возможно, что парламент будет оппозиционным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это может стать основанием для политических кризисов, или наоборот, может оказаться каким-то признаком созревшей демократии.
- Вы не исключаете, что оппозиция может признать итоги выборов?
- Да. Это в том случае, если власть уступит контроль над избирательной администрацией и судом. Это может оказаться достаточным условием для того, чтобы оппозиция смирилась с результатами выборов и продолжила борьбу на парламентских выборах.
- Если оппозиция не согласится с предложением властей, то в каком русле могут развиваться события дальше?
- Если оппозиция продолжит протест из-за результатов выборов, то все будет зависеть от того, в какой форме и с какой интенсивностью продолжаться акции протеста. Это покажет время. Главной меркой оппозиции будет поддержка людей. От этого будет зависеть то, как будут развиваться политические события в Грузии. От того, как будет действовать оппозиция в ходе предвыборной кампании на предстоящих парламентских выборах, во многом будет зависеть, какой парламент мы получим.
Думаю, что как власть, так и оппозиция в достаточной мере осознают, что своими действиями они не должны выйти за рамки Конституции. Оппозиция понимает, что в случае выхода за рамки Конституции ей будет проблематично достичь легитимизации достигнутого результата.
В свою очередь, власть также не устраивает, чтобы имели место серьезные провокации. Надеюсь, что власть не предпримет такой шаг, который толкнет оппозицию выйти за конституционные рамки. Оппозиция знает, что она легко достигнет успеха и благорасположения международного сообщества в том случае, если своими действиями не выйдет за рамки Основного закона.
Иракли Манагазе, Джейхун Наджафов, 1news.az