Ближний Восток: Буш улетел, но обещал вернуться
Президент США Джордж Буш завершил визит на Ближний Восток. Однако обещал вернуться туда в ближайшее время, чтобы продолжить попытки по достижению в этом регионе мира.
Окончание его поездки произошло на фоне трагических событий: рекордное за год количество жертв израильской военной операции в секторе Газа и теракт, направленный против американцев, в Бейруте. В дополнении к этому - пошатнувшиеся позиции израильского правительства и очередные взрывы в Ираке.
Тем не менее, Джордж Буш остался визитом доволен, более того, назвал его успешным. Формально у него нет причин для расстройства. В активе – маршрут из шести стран и территории Палестинской национальной администрации, внешне теплый прием со стороны ближневосточных лидеров, плюс насыщенная экскурсионная программа. Буш сказал все, что требовалось, о мире, демократии, иранской угрозе и ценах на нефть. Помимо лидеров стран, он встречался с молодежью, женщинами и предпринимателями – и везде его выслушали с интересом и вниманием. По количеству переговоров, разнообразию затрагиваемых в ходе них проблем, возможному масштабу будущих экономических сделок и стратегических союзов поездка Буша действительно беспрецедентна для этого региона.
Что касается конкретных и немедленных результатов поездки, то вопрос в том – какие и у кого были ожидания на этот счет? Дипломаты в Вашингтоне еще до того, как президент США взошел на борт самолета, держащего курс на Ближний Восток, предупредили, что не стоит ждать от визита кардинальных изменений ситуации в регионе. Однако, безусловно, им хотелось бы по итогам получить яркие и обнадеживающие заявления от местных политиков, в первую очередь арабских, касательно трех тем – поддержки арабо-израильского урегулирования, создания антииранской коалиции и перспектив стабилизации цен на нефть. Если мерить успех президента по этому критерию, то максимум полученного им – что Бушу не возражали, по крайней мере, его визави.
Однако в отличие от высокопоставленных политиков для большинства населения региона слова американского президента о грядущем мире казались абсурдом на фоне участившихся обстрелов территории Израиля со стороны палестинских боевиков, непрекращающейся даже во время визита Буша израильской военной операции в секторе Газа. В день, когда американский президент прощался с Ближним Востоком, в Израиле ждали новых обстрелов, а в Газе хоронили погибших. 19 человек в один день – такой своеобразный кровавый рекорд года к визиту Буша.
17% израильтян, согласно опросу общественного мнения, опасаются, что поездка американского президента обострит отношения между израильтянами и палестинцами, 77% полагают, что она никак не отразится на ситуации в регионе. Пессимистично настроена, судя по СМИ, и арабская общественность.
Однако, несмотря на настрой населения и обострение ситуации, палестинское и израильское руководство договорилось о продолжении мирных переговоров, в ходе которых стороны намерены решить все спорные и болезненные вопросы.
Американское давление тут было очевидно, но сможет ли Вашингтон оказывать его и дальше? Решение продолжать переговоры уже стоило премьер-министру Израиля Эхуду Ольмерту потери союзника по правительственной коалиции. В оппозицию перешла партия «Наш дом Израиль» во главе с министром Авигдором Либерманом. Пока это не привело к кризису и отставке кабинета, но все же и без того зыбкие позиции премьер-министра существенно пошатнулись.
Напомним, что предшественник Буша Билл Клинтон так и не смог добиться окончательного урегулирования палестино-израильского конфликта, споткнувшись в первую очередь именно на внутриизраильских и внутрипалестинских разногласиях. Впрочем, в духе нынешнего американского президента просто проигнорировать очевидные факты на пути к намеченной цели.
Взрывы и правительственный кризис? - но разве кто-то обещал, что путь к миру будет легким? В Ираке, к примеру, теракты совершаются практически ежедневно, а на согласование одного закона может уйти больше года. Что из того? Вашингтон констатирует - ситуация в этой стране постепенно улучшается, есть прогресс и в сфере безопасности, и в достижении внутрииракского согласия.
Парализованное больше года правительство и постоянные теракты не мешают администрации Буша считать прогрессом на пути к истинной демократии и ситуацию в Ливане. Если бы не пагубное влияние Сирии и Ирана, то все, по мнению Буша, было бы замечательно.
Но с Ираном вышла промашка. Американский президент так и не смог создать из арабских стран антииранскую коалицию. «Тегеран должен соблюдать международное законодательство в отношении своей ядерной программы и избегать эскалации в регионе. Однако мы не таим какой-либо злобы против Ирана. (We don't harbor any evil for Iran). Он является нашим соседом и важным региональным игроком», - такой ответ сформулировал на призывы Буша Эр-Рияд. Это в полной мере выражает общеарабскую позицию. Так же как и слова саудовцев о том, что арабы уже сделали все возможное для поддержки палестино-израильского урегулирования, выдвинув еще в 2002 году мирную инициативу, которая в дальнейшем была включена в «дорожную карту», разработанную «квартетом» посредников в лице США, России, ЕС и ООН. Теперь арабы хотят убедиться в серьезности намерений Израиля на пути к миру, однако продолжение им поселенческой политики и военных операций на палестинских землях убеждает их в обратном.
Собственно, все призывы Буша в арабском мире были восприняты весьма сдержанно. В том числе и просьба к странам ОПЕК, озвученная им в Эр-Рияде, увеличить поставки нефти на мировые рынки, чтобы снизить цены на энергоносители. «Мы увеличим добычу, когда это будет оправдано рыночной ситуацией. Это - наша политика», - ответил Бушу саудовский министр нефти Али Наими (Ali Naimi).
В связи с этим может создаться представление, что визит Буша провалился по всем направлениям. Однако, как сказал он сам в интервью Эй-би-си: «посмотрим, что скажет история». Разговор шел о самом низком за годы президентства рейтинге Буша внутри США (32%) и его имидже «поджигателя войны», сложившемся на Ближнем Востоке. Эти слова можно отнести и к итогам его последней поездки. Была ли она напрасной, станет очевидно не раньше, чем через год, когда прояснится вопрос о том, появится ли до окончания президентского срока Буша на карте мира палестинское государство. Успех, пусть и на время, затмит все остальное. Победителя судить не будут.
Мария Аппакова, обозреватель РИА Новости
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА Новости